Санатулина
Конспект НОД по экспериментированию «Очищение воды» в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие».
Цель: Формирование представлений о способах очистки воды в исследовательской деятельности у дошкольников.
Задачи:
Обучающие:
-расширять элементарные экологические представления: значимость воды в жизни человека, живой природы;
Темочки:
- Вода. Все материалы по теме воды
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Фильтрация, очистка воды
- Экспериментирование. Исследовательская деятельность
- Темочки
-закрепление навыка ведения экспериментальной деятельности (выдвижение гипотезы, проверка опытным путем, выводы);
-совершенствовать умение сравнивать объекты по внешним признакам (степень прозрачности воды);
-закреплять навык исследования объекта, используя знакомые и новые способы.
Развивающие:
-развивать навык исследовательской деятельности;
-развивать познавательную активность, мыслительные операции: способность устанавливать причинно-следственные связи, сравнение, обобщение.
-развивать крупную и мелкую моторику.
Воспитательные:
-воспитывать любовь к природе, желание беречь ее.
Планируемый результат: умение детей использовать разные фильтры для очистки воды в жизненных ситуациях.
Методы и приё мы:
1. Словесные: поисковые вопросы, рассказ воспитателя.
2. Наглядные: проведение опытов.
3. Практические: сюрпризный момент, игра.
Материалы и оборудование:
-демонстрационный материал: фотографии, коробка, 2 бутылки с чистой и грязной водой;
-раздаточный материал: ёмкость с чистой водой, различный мусор (бумага, веточки, пластиковые стаканчики и т. д.); ёмкость для грязной воды и предметы для сбора мусора (ложки, сачки, палочки); 3 воронки, 3 стеклянные ёмкости, 3 пластиковых стакана, 2 ложки, бинт, фильтровальная бумага, ёмкости с кварцевым песком и углём; фартуки на каждого ребёнка.
Предварительная работа: проведение экспериментальной деятельности «Свойства воды», экскурсии к реке Чапаевка и к роднику, дидактическая игра «Где живёт вода?».
Детская деятельность Формы и методы организации совместной деятельности
Двигательная Физкультминутка.
Игровая Игровая ситуация, игры с правилами.
Познавательно-исследовательская Наблюдения, решение проблемных ситуаций, экспериментирование, моделирование.
Коммуникативная Беседы, отгадывание загадок, вопросы.
Элементарный бытовой труд
(в помещении и на улице)
- Самообслуживание Поручения.
Логика образовательной деятельности:
№ Деятельность воспитателя Деятельность воспитанников Ожидаемый результат
1. Сюрпризный момент.
Демонстрирует детям коробку, в которой лежат бутылки с грязной и чистой водой, обращается к ним:
-Ребята, как вы думаете, что лежит в коробке?
-Да, действительно в ней может лежать все, что угодно. Здесь вам без моей подсказки не обойтись.
Игра «Угадай, что лежит в коробке?».
Называет разные свойства воды : без запаха, не имеет цвета, без вкуса, при нагревании испаряется, жидкая, прозрачная, на морозе превращается в лед.
Достает бутылки с водой.
-Правильно, это вода. Какая подсказка помогла вам отгадать? Как одним словом назвать все подсказки? Сидят на стульчиках полукругом, рассматривают коробку, высказывают свои предположения, слушают подсказку, угадывают предмет в коробке. Создан интерес к предстоящей деятельности.
2. Мотивационно-целевой этап.
-В выходной день я гуляла по берегу реки Чапаевка, сходила к роднику, он расположен у берега.
Демонстрирует фото «Экскурсия к роднику».
-Помните, ваши родители чистили родник от загрязнения, и мы потом ходили на экскурсию к нему, набирали чистую воду. Вот и я решила набрать вам в подарок чистой родниковой воды. Ведь родниковая вода считается самой чистой питьевой водой. В одну бутылку я набрала воду из родника, а во вторую бутылку - воду у берега реки Чапаевка. Как вы считаете, я принесла вам чистую воду?
-Давайте не будем спорить, а пройдем к столу и сравним воду. Слушают рассказ воспитателя, рассматривают фото, высказывают своё мнение.
Расширены элементарные экологические представления: значимость воды в жизни человека, живой природы.
3. Технология проблемного обучения.
1 опыт (коллективный) :
-Давайте вместе внимательно рассмотрим воду в бутылке, набранной в роднике. Какая она?
Вывод: вода в бутылке чистая, потому что она прозрачная и в ней нет мусора.
-А теперь рассмотрим бутылку с водой, набранной у берега реки Чапаевка.
Посмотрите на неё, какая она?
Вывод: грязная, мутная, в ней плавает мусор.
-Как вы думаете, почему так получилось, что вода, набранная в разных местах одной реки не одинаково чистая? (Потому что на берегу реки много мусора, и он попадает в воду, а на роднике нет мусора, он отгорожен и там люди следят за чистотой.)
-Откуда мусор на берегу?
Игра «Раз, два, три водоем засори». (предлагает детям, подойти по одному к столу выбрать предмет которым можно засорить озеро и бросить в контейнер с водой. При этом проговаривая: Водоем можно засорить бумагой и т. д.).
-А теперь сделаем вывод. Чем засоряют реку Чапаевка и кто это делает?
Вывод: разным мусором и делает это человек.
-Какой вред мы наносим реке и природе вокруг, оставляя за собой мусор?
-Да, действительно, могут погибнуть животные, птицы, растения. Что же нам делать, чтобы этого не допустить? Проходят к столу, рассматривают воду, высказывают своё мнение, делают выводы.
Садятся на стульчики, высказывают своё мнение, подходят по одному к столу, бросают предметы в воду, делают выводы.
Имеют навык исследования объекта, используя знакомые и новые способы.
Умеют сравнивать объекты по внешним признакам (степень прозрачности воды).
Проявляют любовь к природе, желание беречь ее.
4. Демонстрирует бутылку с грязной водой.
-А что же делать нам с этой грязной водой?
-Может быть мы попытаемся ее очистить? Хотите попробовать?
Выливает воду в ёмкость.
-Как мы можем очистить воду? (Собрать мусор.)
-Чем мы будем собирать его? (Можно вытащить палочкой с крючком, руками, ложкой, собрать сачком.)
-Прежде, чем мы приступим к работе, давайте вспомним какие правила безопасности нужно соблюдать во время проведения опытов? (Надеть фартуки, не толкаться, не шуметь, быть очень внимательными и аккуратными при работе с веществами и предметами.)
Одевает фартук, выливает грязную воду из бутылки в ёмкость.
-Проходите к столу и выберете себе предмет, которым вы будите собирать мусор и приступайте к работе.
-Стала ли наша вода чистой, пригодной для использования? (Нет, вода грязная. Мы очистили ее только от крупного мусора.)
-А почему мелкий мусор не попался в наши сачки? (Мусор мелкий, палочками и ложками не поймаешь и в сито дырочки для него тоже большие.)
-Как можно очистить воду от мелкого мусора? (Через фильтр.)
-Что такое фильтр? (Фильтры – это специальные вещества, проходя через которые вода очищается, оставив в фильтрах вредные примеси.)
Приглашает детей пройти к первому столу.
1. Способ фильтрования через бинт.
-Возьмите большой пустой стакан, вставьте в него воронку. Бинт сложите в несколько слоев и положите в воронку. Вот такой фильтр у нас получился.
-Зачерпните в маленький стаканчик грязной воды и переливаем её тонкой струйкой через фильтр в большой стакан.
-Посмотрите на фильтр и на воду. Что у вас получилось? Вода стала чистой?
Вывод: фильтр (бинт) стал грязным, на нем остались большие кусочки грязи и мусора, но слой бинта пропускает мелкий мусор и грязь, вода мутная. Сидят на стульчиках, рассматривают бутылку с грязной водой, высказывают своё мнение.
Называют правила безопасности во время проведения опытов.
Одевают фартуки, подходят к столу, выбирают предмет, собирают мусор в воде, делают выводы.
Высказывают своё мнение.
Подходят к первому столу, проводят опыт, делают выводы. Имеют навыки ведения экспериментальной деятельности.
Развит навык исследовательской деятельности.
Развиты познавательная активность, мыслительные операции: способность устанавливать причинно-следственные связи, сравнение, обобщение.
5. Физкультминутка «Тихо плещется вода».
Тихо плещется вода,
Мы плывем по теплой речке.
В небе тучки, как овечки,
Разбежались, кто куда.
Мы из речки вылезаем,
Чтоб обсохнуть, погуляем.
А теперь глубокий вдох
И садимся на песок. Проходят на палас и выполняют действия в соответствии с текстом: плавательные движения руками, потягивание — руки вверх и в стороны, ходьба на месте, поднимают руки вверх, делают глубокий вдох, присаживаются на корточки. Развита крупная моторика.
6. 2. Способ фильтрования через кварцевый песок.
-Воронку ставим в стакан, кладём в неё кусочек фильтровальной ткани и аккуратно насыпаем песок. Теперь тонкой струйкой выливаем на наш фильтр грязную воду.
-Посмотрите, вода стала чище?
Вывод: фильтр с песком задерживает мелкие кусочки грязи и мусора, вода становится прозрачной.
3. Способ фильтрования через уголь.
-В третьем способе также воронку ставим в стакан, кладём в неё кусочек фильтровальной ткани и аккуратно насыпаем уголь. Тонкой струйкой выливаем на наш фильтр грязную воду.
-Посмотрите, вода стала чище?
Вывод: фильтр с углём задерживает мелкие кусочки грязи и мусора, вода становится прозрачной.
-Уголь не только очищает воду, но и устраняет неприятные запахи, впитывает вредные вещества.
-Посмотрите на ёмкости с водой и сравните в каком стакане вода чище, в 1 стакане, во 2 или в 3? В каком стакане самая чистая вода?
-Какой фильтр вы использовали для получения самой чистой воды?
-А можем ли мы уже пить эту воду? Почему?
-Воду обязательно нужно прокипятить, чтобы избавиться от самого мелкого мусора – микробов. Подходят ко второму столу, проводят опыт, делают выводы.
Подходят к третьему столу, проводят опыт, делают выводы.
Сравнивают воду в ёмкостях, высказывают своё мнение.
Имеют навыки ведения экспериментальной деятельности.
Развит навык исследовательской деятельности.
Развиты познавательная активность, мыслительные операции: способность устанавливать причинно-следственные связи, сравнение, обобщение.
Рефлексия.
-Давайте вспомним, как мы получили чистую воду.
-Как очищали воду на первом этапе? С помощью чего? На 2 этапе? С помощью чего фильтровали воду?
-С помощью какого фильтра вода стала самая чистая.
-Ребята вы славно потрудились и узнали с помощью чего можно очистить воду.
-Скажите, что было легче сделать засорить или очистить воду?
-Какой вывод вы можете сделать?
-«Вода – это наше богатство и его нужно беречь».