Марина Шелепова
НОД по познавательному развитию «Воздух-невидимка»
▼ Скачать + Заказать документы
Цели:1. познакомить детей с понятием «воздух», его свойствами и ролью в жизни человека;
2. развивать у детей познавательную активность, желание детей участвовать в экспериментальной деятельности;
3. развитие мышления, внимания детей.
Психогимнастика: Собрались все дети в круг,
Я твой друг и ты мой друг.
Крепко за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся.
Публикация «НОД по познавательному развитию „Воздух-невидимка“» размещена в разделах
Воспитатель: Ребята, посмотрите на нашу группу. Что в ней находится? (столы, стулья, шкафы, игрушки, ковер.). Группа наша большая, просторная. А что же находится между полом, потолком, стенами, там, где пусто? (воздух).
-Ребята, а вы видите воздух? (нет). Я тоже не вижу, но знаю, что он всегда вокруг нас. Воздух никто не видит, поэтому его называют «невидимкой». А почему мы его не видим? (воздух прозрачный, через него все видно).А что еще в нашей группе прозрачное? (окно, стекло, лампочка.).
-А хотите воздух увидеть? Сейчас мы сделаем фокус (воспитатель кладет легкую салфетку на край стола и взмахом книги приводит салфетку в движение, салфетка слетает на пол).
-Почему слетела салфетка? (между салфеткой и книгой есть воздух, он и привел в движение салфетку).
-Хотите почувствовать, как движется воздух? (предложить детям веера из бумаги, дети наблюдают движение воздуха).
-Ребята, посмотрите, что в стакане? (нет ничего). Говорите, нет ничего. Тогда смотрите еще один фокус (воспитатель переворачивает стакан вверх дном и медленно опускает его в банку с водой, стакан не наполняется водой).
-Что же не пускает воду в стакан? (воздух) (опыт предлагается повторить еще раз всем детям).
-А теперь наклоните стаканчики. Что появляется в воде? (пузырьки воздуха).
-Откуда они взялись? Это воздух выходит из стакана, а его место занимает вода. Интересно наблюдать, как воздух, попадая в воду, быстро поднимается пузырьками наверх. Он ведь легче воздуха.
- А теперь еще один фокус (детям предлагаются стаканчики с водой и соломинкой). Подуйте в соломинку. Почему появляются пузыри? (воздух выходит из воды).
- А теперь подуйте сильнее. Чем больше воздуха, тем больше пузырей.
-Воздух есть везде : и в группе, и у нас дома, и на улице. Какого цвета воздух (он бесцветный).
Вдохните ртом воздух. Попробуйте, какого вкуса воздух? (он бесцветный).Вдохните носом воздух. Какого он запаха (без запаха). Да, ребята, чистый воздух не имеет цвета, запаха и вкуса.
Беседа с детьми
Воздух-это удивительная оболочка вокруг нашей Земли. Если бы не было вокруг Земли воздуха, все живое бы погибло в палящих лучах Солнца днем и от космического холода ночью. Ветер перегоняет над землей холодный воздух на юг, теплый- на север, разгоняя облака. Ветер наполняет воздух влагой, собирает маленькие облака в дождевые тучи. Летом поливает землю дождем, а зимой укрывает пушистым снежным одеялом.
Без воздуха Земля была бы мертвой пустыней. В космосе нет воздуха, поэтому космонавты на космических кораблях запасаются воздухом с Земли.
Физкультминутка: «Ветер и одуванчик»
(руки - широко в стороны, повороты туловища вправо и влево)
Дует, дует теплый ветер,
Раздувает все на свете!
(«летаем» по комнате, широко размахивая руками)
Одуванчик не стерпел,
Вслед за ветром полетел,
(присесть, колени обнять руками)
Парашютиком спустился,
За травинку зацепился
(встать, высоко потянуться вверх с поднятыми руками)
И на следующий год
На лужайке зацветет.
-Ребята, а как вы вдыхаете воздух? (носом). Вдохните воздух, а теперь поставьте ладошку перед носом и выдохните. Что вы почувствовали? (воздух струей выходит из носа). А теперь вдохните и выдохните посильнее. Что вы услышали? (звуки). Оказывается. Воздух можно услышать. Воздух может по-разному звучать.
(Предложить детям бутылочки или пузырьки, дети приставляют бутылочку к нижней губе и дуют в горлышко-возникает звук. Затем приложить к губам край листа тонкой бумаги и подуть вдоль нее так, чтобы получился звук. А потом приложить пальцы к горлу во время разговора, почувствовать дрожание).
Воспитатель: Звук рождается тогда, когда дрожит воздух. Мы разговариваем и слышим друг друга благодаря воздуху. А чем мы слышим? (ушами).не только человек слышит ушами. Кто еще? (ответы детей).
-Воздух помогает в жизни человека. Посмотрите на предметы, объясните, как воздух помогает человеку.
(мельница, вентилятор, воздушный шарик, лодка, свисток, музыкальные инструменты.)
-А теперь, давайте поиграем в интересную веселую игру «Раздувайся, пузырь!» Почувствуем, как мы раздуваемся, когда вдыхаем воздух, и как сужаемся, когда выдыхаем.
Подведение итога занятия: Вы все сегодня молодцы, ребята. Все внимательно слушали задания и правильно их выполняли. Всем спасибо за работу.