Лучший педагог года

Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе «Традиции и обычаи русского народа»

Елена Хабибулина
Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе «Традиции и обычаи русского народа»
▼ Скачать + Заказать документы

Цель: Приобщение детей к истокам русской народной культуры.

Задачи:

Образовательные:

- Расширять представления детей о народных традициях и обычаях (посиделки, изготовление куклы-моталки, встреча гостей хлебом солью).

- закреплять навыки изготовления куклы из ткани.

- Активизировать словарный запас у детей «народный промысел», горница, предметы быта, посиделки.

Развивать связную, диалогическую речь

Публикация «Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе „Традиции и обычаи русского народа“» размещена в разделах

- Прививать интерес к народному творчеству.

- Обогащать духовный мир детей.

Развивающие :

-Развивать словесно-логическое мышление.

Воспитательные:

- Воспитывать у детей интерес к русской национальной культуре и народному творчеству.

- Воспитывать чувство патриотизма.

Интеграция образовательных областей: «Познавательное», «Художественно-эстетическое», «Физическое», «Речевое».

Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, продуктивная, художественно - эстетическая, двигательная.

Материалы и оборудование:

Кукла- моталка, старинные предметы быта : русская печь, прялка, самовар, посуда, рушники

- раздаточный материал: на каждого лоскутки ткани, цветные нити.

Методы и приёмы

• наглядный (показ слайдов);

• словесный (пословицы и поговорки, беседа);

• практический (изготовление куклы-моталки);

• игровой (сюрпризный момент, создание игровой ситуации (игра – путешествие в старину)

Предварительная работа:

Совместная с детьми деятельность

• Создание предметно-развивающей среды в группе, оформление интерьера русской избы;

• разучивание пословиц, поговорок, загадок, примет, небылиц, народных игр;

• чтение художественной литературы; «Гуси Лебеди», «Царевна – лягушка», «Хаврошечка»;

• проведение бесед о русских традициях и народно декоративно – прикладном искусстве.

Беседы: «Что такое Родина»? «Какие русские народные традиции знаете»? «Расскажи о семейных традициях». «Важно ли соблюдать традиции своего народа»? «Игрушки наших бабушек». Обсуждение пословиц: Хлеб - всему голова и др.

Познавательно-исследовательская деятельность : Исследование традиционных праздников обычаев и декоративно – прикладного искусства. «Путешествие в прошлое народных костюмов», «история празднования народных календарных праздников. «Истории семейных традиций».

Чтение художественной литературы: Загадки, пословицы, поговорки, заклички, народные приметы, небылицы.

Ход НОД:

Дети с воспитателем в русских национальных костюмах заходят в группу хороводом.

Воспитатель: Вспомните, а что девушки надевали на голову?

Дети: Кокошники, платки?

Воспитатель: Кто носил кокошник? Кто платок?

Дети: Девушки не замужем носили кокошники, а замужние – платки.

Воспитатель: Правильно ребята. И сегодня мы с вами нарядились в русскую национальную одежду не просто так. Мы с вами отправимся в путешествие. Но отправимся мы не в дальние страны, а в прошлое нашей страны. Увидим своими глазами как жили люди в старые времена, узнаем что-то новое о традициях и обычаях нашего народа. И какие традиции дошли до наших дней. Давайте сначала вспомним, что такое традиции?

Дети: Обычаи, привычки.

Воспитатель: Какие бывают традиции?

Дети: Семейные, народные.

Воспитатель: Какие в ваших семьях есть традиции?

Дети: ответы детей

Воспитатель:Ну, а мы с вами будем говорить о народных традициях. Хорошо?

Дети: Да.

Воспитатель: Тогда отправляемся в прошлое.

Вместе хлопнули в ладоши

Дружно топнули ногой

Поприветствуем друг друга

Игру в традиции начнем.

Ребята оглянитесь вокруг, на что похожа эта группа?

Дети: На русскую избу.

Воспитатель:Правильно,на русскую избу. Горницу. Кто знает,что такое горница? Это самая просторная и светлая комната в доме, где хозяева встречали гостей. Почему же нас никто не встречает? Давайте закликать хозяйку.

Хором: Хозяюшка, выходи

Гостей в горнице прими!

Воспитатель:А вот и хозяйка нас хлебом солью встречает

Девочка: Дай Бог тому

Кто к нашему двору,-

Дорогим гостям,

Милым детушкам.

Воспитатель: В нашей стране принято дорогих гостей встречать хлебом и солью. Спасибо хозяюшка за хлеб, соль, за гостеприимство. Эта традиция сохранилась до наших дней. Как вы думаете, почему повелось встречать гостей хлебом, караваем.

Ответы детей

Воспитатель: Вспомните какие вы знаете пословицы и поговорки про хлеб.

Дети: Хлеб - всему голова

Хлеб да вода – здоровая еда

Большому куску рот радуется

Ешь пироги, а хлеб вперед береги

Без хлеба – половина обеда

Хлеб бросать – труд не уважать

Будет хлеб – будет и обед

Воспитатель: Правильно ребята. Хлеб во все времена был главной едой на столе и богатых и бедных. Большой труд люди вкладывали, чтобы вырастить хлеб. Поэтому и ценили его как ничто другое. Был и еще такой обычай у русских людей. Сея и убирая урожай на полях, в обеденное время, когда все поедят, мужчины и женщины отдыхали перед дальнейшей работой, а молодые девушки и парни в это время пели песни, водили хороводы и играли в различные игры. Давайте сейчас в одну такую игру поиграем. Называется она «Золотые ворота» :

Золотые ворота

Пропускают не всегда

Первый раз прощается

Второй раз – запрещается

А на третий раз не пропустим вас.

Дети: Это одна светлых и просторных комнат, где хозяева встречают гостей.

Воспитатель: Очень хорошо. А теперь давайте посмотрим как выглядела старинная русская изба. Что самым главным является в доме?

Дети: Печь и стол.

Воспитатель: Почему?

Дети: Печь, как мать родная, она греет, еду варит, спать на ней можно. За столом собиралась вся семья. Его называли – ладонь – божья.

Воспитатель: Правильно. В центре стола всегда сидел отец – глава семьи. Посмотрите,то мы здесь видим

Дети: посуда,рушник, матрешки, свистульки

Воспитатель: Да или можно назвать это все предметы быта или народный промысел. Почему эти предметы называют народный промысел, подумайте.

Дети: Потому, что люди сами вышивали,посуду сами делали, расписывали ложки, игрушки.

Воспитатель: Правильно. Давайте повторим «народный промысел». А это, что за предмет такой дивный?

Дети: Это прялка.

Воспитатель: Для чего она нужна?

Дети: При помощи прялки пряли пряжу, из нее получалась тонкая нить, а из этих ниток вязали теплые вещи.

Воспитатель:Правильно. В те времена девушки сами пряли пряжу, вышивали рушники и рубахи, пекли хлеб. Мужчины из дерева вырезали ложки, скалки, матрешек, плели лапти и корзины из лыка. Все эти вещи называют народным промыслом. Делали они все это зимними вечерами, когда собирались вместе в одном доме. Ф называлось это посиделками. Повторите. Какие новые слова вы еще запомнили?

Дети: Горница, народный промысел, посиделки

Воспитатель: Посмотрите,то еще есть в нашей горнице

Дети: Кукла

Воспитатель:Верно. Такую куклу называли «кукла – оберег». Ее делали так же сами, берегли и хранили. Считали, что она оберегала дом от плохих людей. Сегодня мы устроим с вами посиделки и сделаем себе кукол – обереги.

Изготовления кукол - оберегов.

Воспитатель: На славу вы потрудились, славные куклы получились.

10. Итог

Воспитатель: Ребята, кто узнал для себя, что-то новое, интересное, кому понравились традиции и обычаи русского народа.

Ответы детей.

Воспитатель: Какие народные традиции вам понравились?

Ответы детей.

Воспитатель: Какой вывод можно сделать из нашего путешествия?

Дети: Мы – русский народ должны придерживаться своей культуры, своих традиций и обычаев.

Всё то, что узнали

Мы сохраним.

Традиции русские

Детям и внукам передадим!

Публикации по теме:

Фотоотчет о проекте «Традиции и обычаи русского народа»Фотоотчет о проекте «Традиции и обычаи русского народа» Уважаемые коллеги в предыдущем посте я рассказывала, что мы почти весь январь работали над проектом "Обычаи и традиции русского народа".Я.

Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе «Семейные традиции в казачьей семье»Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе «Семейные традиции в казачьей семье» Цель: расширять представление о самобытности культуры, традициях казачества, о специфике воспитания детей в казачьей семье. Задачи: Закреплять.

Конспект НОД по познавательному развитию «Зима» в старшей группеКонспект НОД по познавательному развитию «Зима» в старшей группе Интеграция образовательных областей: познавательное, речевое, социально-коммуникативное. Цель: Углубить, закрепить, упорядочить знания.

Конспект ОД по ФЭМП в старшей группе «На помощь к доктору Айболиту. Четырехугольники. Способы измерения объема жидких тел» Тема: «На помощь к доктору Айболиту». Тип занятия: интеллектуально – развивающее. Вид занятия: формирование элементарных математических.

Конспект занятия по познавательно-речевому развитию «Устное народное творчество русского народа»Конспект занятия по познавательно-речевому развитию «Устное народное творчество русского народа» Интеграция образовательных областей:«Познавательное развитие»; «Речевое развитие»; «Художественно-эстетическое развитие».Цель:Развивать.

Конспект занятия по познавательному развитию «История русского народного костюма»Конспект занятия по познавательному развитию «История русского народного костюма» Занятие проводится в группе и в мини – музее (организованного в нашем детском саду) .[/b][/h3] Интеграция образовательных областей:«познавательное.

Конспект заседания вечернего клуба в подготовительной логопедической группе «Осенние традиции и обычаи русского народа» Конспект заседания вечернего клуба в подготовительной логопедической группе «Секреты волшебного сундучка» «Осенние традиции и обычаи русского.

Проект для средней группы «Традиции и обычаи русского народа» Яркая русская культура складывалась из обрядов, обычаев, традиций, праздников. Народные традиции и праздники – это отражение языческих взглядов.

Русский народный фольклор — консультация для воспитателей и родителей «Традиции, обычаи, обряды русского народа»Русский народный фольклор — консультация для воспитателей и родителей «Традиции, обычаи, обряды русского народа» Масленица – русский народный праздник. В народе говорят: «Масленица наступает - зима отступает». Масленица или как её еще в народе называют.

Внеклассное мероприятие «Обычаи и традиции русского народа «Русская осень» в 1–4 классах МАОУ оош с. Быков Отрог Внеклассное мероприятие: Обычаи и традиции русского народа. «Русская осень». МАОУ ООШ с. Быков Отрог 1 - 4 классы.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе «Традиции и обычаи русского народа»
Опубликовано: 17 января 2021 в 14:07
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе «Традиции и обычаи русского народа»» (включая файлы) размещена пользователем Елена Хабибулина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День первого льда. Папка-передвижка «Осторожно, тонкий лед!»

В конце ноября проводится Единый день безопасности на льду для предупреждения несчастных случаев с детьми на водоемах. 

24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД