Ольга Шишаева
Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе «Откуда к нам хлеб пришел»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема «Откуда к нам хлеб пришел?»
Цель: уточнить представления детей о том, какой путь проходит зерно, чтобы стать хлебом; дать детям понятие, что хлеб является ежедневным продуктом питания.
Задачи:
- образовательные: обобщить и систематизировать знания детей о хлебе, процессе выращивания и изготовления хлеба, о разнообразии хлебобулочных изделий; обогащать словарь детей прилагательными;
Публикация «Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе „Откуда к нам хлеб пришел“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Хлеб. Все о хлебе для детей
- Хлеб. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2022
- развивающие: развивать память, коммуникативные способности, логическое мышление, творческое воображение, умение слушать и слышать вопрос;
- воспитательные: воспитывать у детей бережное отношение к хлебу, уважение к труду людей, выращивающих хлеб.
Виды детской деятельности: познавательно-исследовательская, восприятие художественной литературы и фольклора, двигательная, игровая, коммуникативная.
Формы реализации детских видов деятельности: ситуативный разговор, беседа, чтение стихов, отгадывание загадок.
Формы организации: групповая, подгрупповая, индивидуальная.
Предварительная работа: беседа об уборке хлеба, труде хлебороба, рассматривание картин, сравнение колосков ржи и пшеницы; сравнение пшеничного и ржаного хлеба по цвету, форме, вкусу, знакомство с пословицами о хлебе, чтение литературных произведений по теме.
Оборудование и материалы: ИКТ, презентация «Откуда к нам на стол хлеб пришел», зерно.
Вводная часть.
- Ребята, что вы сегодня ели на завтрак? (Молочная каша, булка, чай)
- А вчера? (Омлет, булка с маслом, кофе)
- А что было на обед? (Борщ, вермишель с котлетой, компот, хлеб)
- Ребята, меню всё время меняется, а какой продукт постоянно на столе и утром и вечером? (хлеб)
- Правильно, каждый день у нас на столе и в детском саду, и дома хлеб.
И мы с вами сегодня поговорим именно о нем. Хлеб, хлебушек, хлебушко – так ласково, уважительно говорят о хлебе. Он – самый главный на каждом столе.
Мягкий, пышный и душистый.
Он и черный, он и белый,
А бывает подгорелый.
Без него плохой обед,
Вкусней его на свете нет»
Слайд 1
- А кто хочет узнать, откуда хлеб попадает к нам на стол?
Основная часть.
Отгадайте, что лежит у меня на тарелочке.
Послушайте загадку:
В теплую землю уйду,
Колосом к солнцу взойду.
В нем таких, как я,
Целая семья. (Зерно пшеницы)
Слайд 2
- Да ребята, это зерна пшеницы. Давайте их внимательно рассмотрим. Возьмите их в руки и скажите, какие они на ощупь?
- Скажите, какой они формы, величины и цвета? (Маленькие, твердые, гладкие, посерединке бороздка, как две дольки)
- Да, ребята в каждом зернышке живет росток, чтобы он проснулся зерна нужно посадить в землю. Сначала землю пашут трактором.
Слайд 3
- Потом зерно сеют.
Слайд 4
Сеют специальными машинами – сеялками».
Слайд 5
- Скажите, как называется эта машина? Что она делает? (Эта машина называется «сеялка», она сеет зерно в землю)
- Ребята, а что нужно для того чтобы зерна проросли? (Солнце, вода, удобрения)
- Солнышко согрело землю, дождик полил, люди удобрили поле, и наши зерна превратились во что? (Зеленые ростки)
Слайд 6
- Потом вырастают вот такие колоски.
Слайд 7
Физкультминутка:
В землю зернышко попало, приседают
Прорастать на солнце стало руки над головой
Дождик землю поливал, руками показывают дождик
И росточек подрастал медленно встают
К свету и теплу тянулся. потянуться
И красавцем обернулся поворот вокруг себя
В конце лета у хлеборобов начинается ответственная пора – уборка урожая, жатва.
- А как называют машины, которыми собирают колосья? (Комбайны)
Слайд 8-9
- А кто управляет комбайном? (Комбайнер)
- Собранный урожай на машинах везут на элеватор
Слайд 10
Элеватор – сооружение для хранения и обработки зерна.
На элеваторе зерно высушивают, очищают и отправляют на мельницу.
- Для чего нужна мельница? (На мельнице зерно перемалывают в муку)
- Кто знает, какие бывают мельницы? (Ветряные и водяные.)
Слайд 11
- Видите, сколько разных мельниц придумали люди в разное время. Вот – это ветреная мельница. Ей помогает работать энергия ветра. Она заставляет крутиться крылья, которые крутят тяжелые жернова. А они мелят зерно в муку. А, вот водяная мельница. Люди, которые жили у рек, строили такие мельницы. Эти мельницы работали от энергии воды. Вода лилась на ковш и своей энергией заставляли крутиться жернова.
- Ребята давайте вспомним, без чего не может работать ветреная мельница? (Без ветра)
- Почему не может работать зимой водяная мельница? (По тому, что реки зимой замерзают).
- Какие еще бывают мельницы? (Электрические.)
- Правильно. Электрические мельницы работают круглый год,
потому что электрическая энергия идет к ней по проводам. Большая электрическая мельница – это целый завод, она может намолоть столько муки, сколько не смогла бы намолоть и тысяча водяных или ветряных мельниц.
Стали зернышки мукою,
Не дадут и ей покою,
На большой хлебозавод
Грузовик муку везет.
Слайд12
На хлебозаводе стоят огромные чаны с закваской.
Слайд13
В чан с закваской добавляют муку, соль, сахар, воду, дрожжи и специальные машины механическими «руками» вымешивают тесто.
- А какие изделия пекут из теста? (Хлеб, булочки, пироги, порожные).
Слайд14
- Кто выпекает хлеб? (пекарь)
Слайд15
Затем готовый хлеб везут на специальной машине в магазин
Слайд16
А из магазина ваши родители приносят хлеб домой.
- Давайте подумаем и скажем, как мы должны относиться к хлебу (Бережно, аккуратно, беречь хлеб, не крошить)
Итог:
- Итак, что вы сегодня узнали? Какой путь проходит хлеб, прежде чем он попадает к нам на стол? (посадили зерно в землю, появились ростки, потом колоски, уборка урожая - комбайнами, потом везут на элеватор, потом на мельницу, потом на хлебозавод, потом выпекают хлеб, и мы его кушаем)
Правильно, чтобы на вашем столе всегда был свежий душистый хлеб с хрустящей корочкой, трудится много людей. Хлеборобы засевают зерном поля, выращивают хлеб и обмолачивают его. Водители доставляют зерно с полей на элеваторы и мельницы, мукомолы мелют его, пекари выпекают хлеб. Ваша семья может купить столько хлеба, сколько потребуется. Однако хлеб надо беречь, не оставлять недоеденные куски, не выбрасывать их.
Вот он – хлебушко душистый,
С хрустом, корочкой витой.
Вот он, теплый, золотистый,
Словно солнцем налитой.
В нем здоровье, наша сила.
В нем – чудесное тепло.
Сколько рук его растило,
Охраняло, берегло.
И не сразу стали зерна
Хлебом тем, что на столе.
Люди долго и упорно,
Потрудились на земле.
Будете есть хлеб, вспомните, сколько человеческого труда вложено в каждую буханку хлеба.