Наталья Корнилова
Конспект НОД по познавательному развитию в средней группе на тему «Зимующие птицы»
Программное содержание:
Уточнить представление детей о жизни зимующих птиц. Формировать желание помогать им. Показать взаимосвязь живой и неживой природы. Развивать речь, мышление, память. Воспитывать доброе отношение к природе.
Ход.
Ребята, к нам сегодня пришло письмо. Хотите его прочитать? Тогда слушайте: «Здравствуйте, ребята! Пишет вам Совунья. Я живу в лесу. Приглашаю вас к себе в гости». Хотели бы вы отправится в зимний лес? Тогда пошли. (Дети идут). (Физкультминутка).
Мы шагаем по сугробам,
По сугробам крутолобым.
Публикация «Конспект НОД по познавательному развитию в средней группе на тему „Зимующие птицы“» размещена в разделах
- Зима. Конспекты зимних занятий, НОД
- Зимующие птицы
- Зимующие птицы. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Птицы зимующие. Конспекты занятий
- Птицы. Конспекты занятий
- Средняя группа
- Темочки
Поднимай - ка, выше ногу,
Проложи другим дорогу.
Вот мы и пришли в лес. (На экране изображение зимнего леса). Посмотрите, ребята. Здесь, на снегу чьи - то следы. (На полу лист ватмана с изображением птичьих следов).
Точки, крестики, кружочки
Под окном и на снегу.
Мне понятны эти строчки,
Прочитать я их могу.
Кто рассыпал на снегу
Длинные цепочки?
Кто рассыпал на снегу
Крестики и точки?
Как вы думаете, дети? Кто же это? (Ответы детей).
Это птицы на бегу
Оставляют на снегу
Длинные цепочки,
Крестики и точки.
Интересно, а какие птицы оставили эти следы? А мы узнаем, если отгадаем про них загадки. (На экране дерево. Когда дети отгадывают загадку, на ветках дерева появляются изображения птиц).
В серой шубке перовой
И в морозы он герой,
Скачет, на лету резвится,
Не орёл, а всё же птица. (Воробей).
Окраской – сероватая,
Повадкой – вороватая,
Крикунья хрипловатая –
Известная персона.
Кто она? (Ворона).
Хоть я не молоток –
По дереву стучу.
В нём каждый уголок обследовать хочу.
Хожу я в шапке красной,
И акробат прекрасный. (Дятел).
У этой птички клюв кривой,
А гнёзда вьёт она зимой,
Из шишек семечки клюёт.
Кто эту птичку назовёт? (Клёст).
Эта птица болтлива,
Воровата, суетлива,
Стрекотунья, белобока.
А зовут её (Сорока).
Спинкой зеленовата,
Животиком желтовата,
Чёрненькая шапочка
И полоска шарфика. (Синица).
Только я из птиц, признаться,
В зной, морозы и пургу
По стволу передвигаться
Головою вниз могу. (Поползень).
Эти птички с хохолком
И красивые притом,
На рябину прилетели.
Птички эти (Свиристели).
Красногрудый, чернокрылый,
Любит зёрнышки клевать,
С первым снегом на рябине
Он появится опять. (Снегирь).
Молодцы, ребята все загадки отгадали. Посмотрите сколько птиц прилетело на дерево. А как одним словом назвать этих птиц? Правильно, зимующие. А почему они так называются? (Ответы детей.) Правильно, потому, что они остаются с нами зимовать. Холодно и голодно птицам зимой. А как можно им помочь? (Ответы детей.) А вы хотите им помочь? Тогда давайте сделаем для них кормушки. Что едят зимующие птицы? (Ответы детей.) Посмотрите, вот здесь на тарелочках насыпаны разные зёрнышки и ягоды. (Дети садятся за столы.)
Пальчиковая гимнастика
Я зимой кормлю всех птиц:
Голубей, ворон, синиц,
Воробьёв и снегирей – (Загибают пальцы, называя птиц.)
Вот кормушка у дверей. (Делают «домик» из пальцев.)
Дам им булки, пшённой каши,
Дам им зёрна, семена.
А синице дам я сало, (Загибают пальцы.)
Пусть клюёт его она. (Пальцы собирают в щепотку и ударяют ими.)
(У каждого тарелочка с разными крупами – семена подсолнечника, пшено, чечевица, горох и ягоды рябины. На столах картонные заготовки и мучной клейстер.) Мы сейчас будем делать кормушки для птиц. (Дети делают кормушки, приклеивают зёрнышки и ягоды.) Спасибо, вам дети за помощь. Теперь можно будет покормить птиц. А сейчас немножко поиграем.
Физкультминутка
Скачет шустрая синица. (Прыжки на двух ногах.)
Ей на месте не сидится. (Прыжки на левой ноге.)
Прыг – скок, прыг – скок, (Прыжки на правой ноге.)
Завертелась, как волчок. (Кружение на месте.)
Вот присела на минутку, (Присесть.)
Почесала клювом грудку, (Стоя, наклоны головы вперёд.)
И с дорожки - на плетень, (Прыжки на левой ноге.)
Тири – тири, (Прыжки на правой ноге.)
Тень – тень – тень! (Прыжки на двух ногах.)
Ребята, а вы знаете как называются птенцы у разных птиц? Давайте попробуем их назвать. (Проводится игра с мячом «Назови птенца». Дети встают в круг. Воспитатель бросает им поочерёдно мяч и называет птицу, а дети, птенца. Например, ворона – воронёнок. И т. д.) Молодцы, хорошо поиграли. А у меня для вас ещё одна загадка.
Без рук, без топорёнка
Построена избёнка. (Гнездо).
К нам на полянку прилетели не обычные птички очень красивые. Поможем им найти свои гнёздышки?
Проводится игра «Птички в гнёздышках».
На столе изображения гнёзд, выполненные с помощью аппликации. В каждом гнезде по три яйца разного цвета. Изображения птиц, у каждой туловище, крылья и хвост имеют такую же окраску. Нужно каждой птичке найти своё гнездо. Например, у птички красное туловище, оранжевый хвост о жёлтые крылья и в гнезде такого же цвета яйца. Хорошо, справились и с этим заданием. Послушайте, как запели птички. (Дети слушают в записи голоса зимующих птиц.) Очень красиво поют птички. Даже зима их не расстраивает. А они хотят с нами поиграть. Нужно сказать, какой птицы не стало на дереве. (На экране дерево с птицами. Дети закрывают глаза. С дерева «улетает» какая ни будь птица. Дети должны отгадать кого не стало.) Молодцы, ребята. (На экране появляется Совунья. «Здравствуйте, ребята! Понравилось вам гулять в зимнем лесу? Вот вам от меня подарок, книга о птицах. Прочитайте её и узнаете много всего интересного. Приходите ещё. До свидания.») Ну что ребята нам пора возвращаться в детский сад. (Дети идут).
Мы шагаем по сугробам.
По сугробам крутолобым.
Поднимай – ка, выше ногу,
Проложи другим дорогу.
Вот мы и в детском саду. Понравилась вам наша прогулка? Что было сложно? Что запомнилось? (Ответы детей.) Ну, а мы возьмём наши кормушки и пойдём на прогулку.