Юлия Андросик
Конспект НОД по познавательному развитию «В поисках сокровищ золотой хохломы» с воспитанниками подготовительной группы
▼ Скачать + Заказать документы
В основе непосредственно-образовательной деятельности лежит квест – игра.
Тема: «В поисках сокровищ золотой хохломы».
Цель: через квест - игру расширить и закрепить представления воспитанников о истории народных промыслов.
Задачи:
- воспитывать интерес к декоративно – прикладному искусству и традициям русского народа, чувство гордости за свою страну и уважение к труду народных мастеров;
- продолжать знакомить воспитанников с историей изготовления хохломских изделий;
Публикация «Конспект НОД по познавательному развитию „В поисках сокровищ золотой хохломы“ с воспитанниками подготовительной группы» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Пираты и сокровища
- Подготовительная группа
- Хохлома. Знакомимся с хохломской росписью
- Хохлома. Конспекты занятий
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2023
- развивать эстетический вкус, творческое воображение, умение видеть красоту созданного изделия.
Интеграция образовательных областей:
- художественно - эстетическое
- познавательное развитие
- речевое развитие
- социально – коммуникативное развитие
Оборудование: мультимедийный проектор, экран, столы, стулья, коробочки разного цвета и формы (круглая - красная, прямоугольная - черная, квадратная -желтая) с заданиями, изделия декоративно – прикладного творчества хохломской росписи, деревянные ложки, игра «сложи узор» (деревянные геометрические фигуры красного и черного цветов, дуги.
Ход НОД:
Воспитатель: Ребята, вы не заметили ничего необычного? Молодцы, у нас на стене появилась карта Российской Федерации. Посмотрите, на карте отмечен город Нижний Новгород, а от него расходятся лучи во все стороны. На что похоже это изображение? (ответы воспитанников)
Воспитатель: Правильно, на солнце. Чтобы это значило, как вы думаете? (ответы воспитанников) Скажите, а кому и для чего нужна карта? (ответы воспитанников)
Воспитатель: Конечно и путешественникам, и мореплавателям, и туристам, и кладоискателям. Как вы думаете, кто такие кладоискатели? (ответы воспитанников)
Воспитатель: Я думаю, что карта появилась не случайно и предлагаю вам стать кладоискателями и разгадать загадку карты. Скажите, какую подсказку дает нам карта? Какого цвета изображение на карте? А какой формы? (ответы воспитанников)
Воспитатель: Правильно красного, круглой формы, значит уважаемые кладоискатели отправляемся на поиски предмета красного цвета, круглой формы, который нам поможет ответить на загадку карты. (воспитанники расходятся в поисках предмета)
Воспитатель: Молодцы кладоискатели! Давайте откроем и посмотрим, что внутри. (открывают коробку в ней лежат деревянные геометрические предметы с одной стороны выкрашенные в красный и черный цвета, лист для выкладывания узора)
Воспитатель: Что это? (ответы воспитанников) Молодцы, это геометрические фигуры. Они одинаковые? (сравнивают по величине, цвету, форме) Из какого материала эти предметы? (ответы воспитанников) Правильно, из дерева, значит они какие? (деревянные) А из метала? (металлические) А из стекла? (стеклянные) А из чугуна? (чугунные) А из бумаги? (бумажные) А из фарфора? (фарфоровые)
Воспитатель: Молодцы, кладоискатели, а сейчас вам предстоит выполнить задание карты: выложить из этих фигур изображение в котором мы найдем следующую подсказку. (практическая работа воспитанников на полу)
Воспитатель: Вы успешно прошли это испытание. Скажите, а какая подсказка была спрятана в этой коробке? (ответы воспитанников)
Воспитатель: Правильно, это изображение черного прямоугольника, значит нам надо искать следующий предмет черного цвета, прямоугольной формы. (воспитанники расходятся в поисках предмета)
Воспитатель: Молодцы! Давайте заглянем во внутрь и посмотрим, что там. (открывают коробку в ней лежит топор, стамеска, камень, уголь, кисточка)
Воспитатель: Как вы думаете для чего нужны все эти предметы? (ответы воспитанников) Давайте все вместе пройдем по коридору времени и узнаем, как и для чего использовали данные предметы в далеком прошлом. (звучит таинственная мелодия, воспитанники проходят по коридору времени из гимнастических дуг и попадают в прошлое)
Звучит русская народная мелодия. Открывается кулиса и перед воспитанниками возникает картинка: сидящий на табурете мужик в рубахе, штанах и лаптях с топором и баклушей в руках, за столом девушка в сарафане с деревянной ложкой и кистью.
Воспитатель: Ребята мы попали в далекое прошлое, в нашу историю. (воспитанники садятся на стульчики) Говорят, будто полторы тысячи лет назад поселился в лесу за Волгой веселый мужичок – умелец. Звали его Семен – ложкарь. Избу поставил и стал заниматься промыслом: делать чаши, кухонную посуду, да ложки красивые. Сделать настоящую посуду не просто. Сначала мастер из деревянной заготовки – баклуши с помощью топора и ножа вырезает ложку, потом покрывает слоем глины, сверху льняным маслом, натирает оловянным порошком и отдавал девице - умелице на роспись. Расписывали изделия природными красками. В качестве красной краски использовали киноварь. Это минерал (камень) алого цвета, из него и делали оттенок красного цвета (крошили, а черная – обычная сажа. После росписи изделия покрывали лаком и закаливали в печи. Слава о мастере быстро разнеслась по земле, у него появились продолжатели его ремесла. На волжские ярмарки приезжали купцы со всех концов Руси, и даже иноземцы. Огромным спросом пользовалась деревянная посуда, расписанная в красные, чёрные и золотые цвета. Развозилась она по всей России. Доходила и до Средней Азии, Турции, Индии и Европы, заслужив всемирную славу. (видео сюжет из истории)
Воспитатель: Ребята, а в наше время люди каких профессий работают с деревом? (столяр, плотник, токарь) А как называется человек, который занимается росписью предметов? (художник) Молодцы! (видео сюжет о современном производстве)
Воспитатель: Посмотрите какие красивые ложки выходили из под топора мастера. Скажите, как можно использовать эти красивые предметы? (ответы воспитанников)
Воспитатель: Правильно, в наши дни эти уникальные изделия используют в качестве подарка, сувенира и музыкального инструмента для народных оркестров. Хотите поиграть на ложках? (ответы воспитанников)
Воспитатель: Предлагаю вам стать музыкантами в оркестре народных ложкарей. (раздает каждому воспитаннику по две ложки)
Ай, да, ложки не простые,
Расписные, озорные,
Всех гостей по веселят,
И на праздник пригласят!
Звучит русская народная мелодия. Воспитанники вместе с педагогом отстукивают на ложках ритмический рисунок.
Поиграли от души,
Ай, да, ложки, хороши!
Воспитатель: Ребята, мне кажется разгадка близка. А где же подсказка? (на экране появляется желтый квадрат)
Воспитатель: Правильно, это изображение желтого квадрата, значит нам надо искать следующий предмет, желтого цвета, квадратной формы. (воспитанники расходятся в поисках предмета)
Воспитатель: Молодцы, кладоискатели! Давайте заглянем во внутрь и посмотрим, что там. (открывают коробку в ней лежат разрезные картинки с изображением предметов хохломы) Для того, чтобы узнать, что это вам нужно каждому собрать свою картинку и назвать, что на ней изображено. (воспитанники выполняют задание стоя за столами)
Воспитатель: Молодцы! Скажите вам знакомы эти расписные предметы? (ответы воспитанников) Как называется этот вид декоративно – прикладного искусства? (золотая хохлома) Вот мы и отгадали загадку карты. Это хохлома, которая родом из Нижнего Новгорода, который обозначен на нашей карте. Ребята, а вы обратили внимание, что наши подсказки имеют только три цвета, назовите их. (красный, черный, желтый) Как вы думаете почему? (ответы воспитанников)
Воспитатель: Правильно, традиционно хохломские мастера расписывали свои изделия только тремя красками. Красный – цвет красоты, черный – цвет земли матушки и желтый или золотой - цвет богатства.
А вот и наш клад! Что мы видим? (ответы воспитанников) Это настоящие драгоценности, сокровища, уникальные предметы декоративно – прикладного искусства выполненные золотыми руками русских мастеров!
Дети вместе с воспитателем оформляют выставку изделий хохломы.
Воспитатель:
Что за дивная посуда? Роспись льется – просто чудо.
Здесь цветы, луга, поля – все чем славится земля,
И березовый листок, и пшеницы колосок.
Красотой Руси полна Золотая Хохлома.
Велика Россия наша, и талантлив наш народ.
О Руси родной, умельцах на весь мир молва идет.
Воспитатель: Ну, что понравилось вам быть кладоискателями? (ответы воспитанников) Наше увлекательное путешествие в поисках клада подошло к концу. Вам еще предстоит узнать много интересного и удивительного, но самое главное, мои дорогие дети, всегда помнить о том, что вы родились и растете в России, в стране богатой своей историей, своими традициями и носите гордое звание Россияне.