МААМ-картинки

Конспект НОД по познавательному развитию в подготовительной к школе группе «В гости к ткацкому станку»

Татьяна Жмака
Конспект НОД по познавательному развитию в подготовительной к школе группе «В гости к ткацкому станку»

Тема: «В гости к ткацкому станку»

Цель:

• Познакомить детей народным декоративно-прикладным ремеслом Кубани.

Задачи.

Образовательные:

• Познакомить детей ткацким производством, с традициями ткачества на Кубани.

• Познакомить детей с материалами и инструментами, основным оборудованием, необходимым для ручного ткачества.

• Познакомить с основами ткацкого мастерства.

• Расширить кругозор воспитанников.

Публикация «Конспект НОД по познавательному развитию в подготовительной к школе группе „В гости к ткацкому станку“» размещена в разделах

• Расширить активный словарь детей профессиональными терминами: ткач, ткачество, ткацкий станок, домотканое полотно, прялка, основа, уток.

Развивающие:

• Содействовать развитию внимания, памяти, логического мышления детей.

• Развивать навыки диалогической и монологической речи.

Воспитательные:

• Воспитывать потребность в познавательной активности.

• Воспитывать уважительное отношение к мастерству ремесленников, результатам их труда.

Предварительная работа:

• Беседы с детьми об одежде, ее назначении, видах.

• Рассматривание одежды, тканей, атрибутов труда швеи.

• Аппликация «Плетеные коврики»

• Ручной труд «Плетеное солнышко» (работа с ткацким станком на круге)

• Чтение сказки Братьев Гримм «Веретено, ткацкий челнок и иголка», русской народной сказки «Золотое веретено».

Материалы к занятию.

Демонстративный материал:

• Презентация «Ткачество на Кубани»

• Детские познавательные энциклопедии.

• Конверт с письмом.

• Домотканые изделия: полотенца («рушники»,простыни(«подзоры»).

Раздаточный материал:

• Карточки для игры «Что было раньше, а что сейчас?».

• Текстильные изделия ручной работы, ткани.

Оборудование:

• мультимедийная установка или ноутбук.

Ход НОД.

1. Введение в игровую ситуацию.

Воспитатель в группе в центре познавательного развития размещает иллюстрации с изображением прялки, ткацкого станка, детские познавательные энциклопедии, текстильные изделия ручной работы: рушники, половики. В игровом центре кладет конверт с письмом.

- Ребята, что это за конверт?

Предположения детей.

- Вы хотите узнать от кого это письмо? Как это узнать? Я предлагаю вам открыть письмо и прочитать его. Хотите?

Ответы детей.

- Ребята, это письмо от Незнайки. Он пишет, что друзья загадали ему загадку, а он никак не может ее разгадать. Хотите помочь Незнайке? Поможете?

Ответы детей.

2. Актуализация в игровой ситуации.

- Тогда слушайте внимательно: «Пришел паук на деревянных ногах, всю избу загородил». Что же это такое?

Предположения детей.

- Это ткацкий станок. Как вы думаете, для чего он нужен?

Предположения детей.

- Хотите об этом узнать?

Ответы детей.

- Я предлагаю вам узнать об этом вместе. Хотите? Где мы можем об этом узнать?

Ответы детей.

- Вы правы. Нам помогут детские энциклопедии, книги, а также иллюстрации, фильмы и презентации.

Воспитатель обращает внимание детей на развивающую предметно-пространственную среду, оформленную к занятию.

- Вы правильно заметили, что с помощью ткацкого станка изготавливали ткани, из которых потом шили одежду.

Рассматривание иллюстраций с изображением старинного ткацкого станка.

3. Затруднение в игровой ситуации.

- Ребята, для чего человеку нужна одежда?

Ответы детей.

- Одежда защищает человека от жары и холода, непогоды. Я предлагаю вам поиграть в игру «Назови одежду». Хотите в нее поиграть?

Ответы детей.

Словесная игра «Назови одежду»

Дети вместе с воспитателем становятся в круг. В руках у воспитателя мяч. Он передает его по кругу из рук в руки. Ребенок, к которому попал в руки мяч, называет любой предмет одежды. Повторять названный предмет нельзя. Тот, кто не смог назвать, или назвал не правильно, поворачивается в круг спиной.

- Молодцы, как много предметов одежды вы назвали. Одежда бывает разной.

Словесная игра «Продолжи предложение»

Воспитатель начинает фразу, а дети ее заканчивают:

- если одежду носят женщины, то эта одежда … (женская);

- если ее носят мужчины, то она … (мужская);

- если одежду носят дети, то она … (детская);

- если ее носят летом, то она … (летняя);

- если одежду носят зимой, то она (зимняя);

- если одежду можно носить в разные времена года, то она (демисезонная).

- Как вы думаете, старинная и современная одежда похожи или они отличаются? Чем?

Ответы детей.

- Я предлагаю вам поиграть в игру «Что было раньше, а что сейчас?». Хотите?

Ответы детей.

Дидактическая игра «Что было раньше, а что сейчас?»

Воспитатель на столе, перед детьми, располагает карточки с изображением старинной и современной одежды. Дети должны составить пары предметов одежды: что носили раньше, а что сейчас. Воспитатель уточняет выбор детей, просит обосновать свое решение. Проводит индивидуальную работу с детьми, испытывающими затруднения. Обращает внимание детей на качество ткани, из которой изготовлена старинная одежда.

4. Открытие нового знания.

- Ткачество – это одно из великих открытий человека наряду с добыванием огня, изготовления посуды, орудий труда. Из чего делали одежду первобытные люди?

Ответы детей.

- В древности люди мастерили себе одежду из шкур животных, применяли растения. Со временем народные умельцы изобрели инструменты, которые помогали ремесленникам. Первыми орудиями труда швеи были заточенный камень и костяная рыбья игла. Как вы думаете, какие современные предметы они заменяли?

Ответы детей.

- Заточенным острым камнем резали шкуры животных как ножом, а рыбья кость служила иголкой. Проходили столетия, люди постепенно приспосабливались и делали новые открытия. Они заметили, что стебли некоторых растений прочные, легко гнутся, их можно использовать для шитья. Из шерсти домашних животных можно скатать нить. Каждая семья жила своим трудом: сами выращивали растения, пряли, ткали.

Рассматривание иллюстрации с изображением льна, шерсти, прялки.

- Крайне трудоемка была работа с льном, она требовала длительной обработки: теребление, вымачивания, сушки, трепания, для того, чтобы освободить серебристые волокна из стебля растения. Затем эти волокна пряли. Из получившейся нити можно было делать ткань. Так появилось ткацкое производство. А вы знаете, что в дикой природе тоже есть свой ткач? Кто это?

Предположения детей.

Физкультминутка «Паучок»

В природе всем известен ткач –

Паук – затейник и ловкач.

(Дети идут по кругу, взявшись за руки)

Поймает в сетку мошку,

И, ну, качать в ней крошку.

(Покачивание из стороны в сторону, стоя на месте)

Заплетает паутинку

На деревьях паучок.

(Кружение вокруг себя)

Словно осени снежинки,

Он развесил на сучок.

(Потянуться вверх на носочках)

Кружевных узоров мастер,

Он работает весь день,

Все в лесу уже украсил,

Даже старый дряхлый пень!

(Дети идут по кругу, взявшись за руки)

Просмотр презентации «Ткачество на Кубани»

-Домашнее ткачество – непростое ремесло. Ткачество давало материал для одежды и украшения жилищ. Это тяжелый, кропотливый труд, требующий особой аккуратности. Ткачество с древних времен было женским занятием (слайд 1).

Сырьём для ткацкого ремесла на Кубани служили в основном конопля, лён (слайд 2-3).

Орудиями для производства нити являлись веретено и прялка (слайд 4).

Уже с 7-9 лет в казачьей семье девочки приучались к ткачеству, прядению. До совершеннолетия они успевали приготовить для себя приданое из нескольких десятков метров полотна: рушники, настольники, рубахи

(слайд 5).

Необходимыми предметами кубанского жилища были ткацкие станки, прялки, гребни для изготовления нитей, буки — бочки для отбеливания холста (слайд 6).

В каждой казацкой хате имелся ткацкий станок, на котором женщины изготавливали домотканое полотно. Ткацкий станок – это сложное приспособление. Посмотрите, из чего он сделан?

Ответы детей.

- Совершенно верно. Ткацкий станок сделан из дерева. Некоторые части у него неподвижные, а другие приводятся в движение с помощью человека. В создании ткани участвуют две нити – основа и уток, которые пересекаясь, создают ткань. Основа расположена по длине ткани, а уток – по ширине.

Дети рассматривают ткань ручной работы. Выявляют особенности ее строения.

Готовая ткань была серой, ее обычно обрабатывали золой или выносили на мороз, либо на солнце, после чего она становилась белой (слайд 7).

Для получения цветной ткани использовали натуральные природные красители. Дубовой корой, шелухой лука или грецким орехом ткань красили в коричневые цвета, кора крушины и черные ягоды бузины давали красный цвет, стебли молочая, листья крапивы – зеленый, васильки, спорыш – синий, а листья клена – черный. Как правило, готовую ткань не красили, а окрашивали нитки или пряжу путем кипячения в отварах этих растений. Для закрепления цвета пользовались капустным рассолом, кислой сывороткой, настоем золы (слайд 8).

Из отбеленного полотна изготавливались рушники, подзоры, одежда, которая украшалась вышивкой и кружевом (слайд 9-10).

В ряде станиц холст ткали не только для своих семей, но и специально для продажи.

- Ткани ручной работы были главным имуществом семьи, определяли ее статус. Каждая хозяйка должна была уметь ткать, вязать, вышивать, чтобы в семье была одежда, украшен дом, было приданное дочерям, атрибуты для ритуалов.

5. Включение нового знания в систему знаний.

- Ребята, из чего делали одежду в старину на Кубани? Какие природные материалы использовали?

Ответы детей.

- Какие приспособления использовали мастера, для того чтобы сделать одежду?

Ответы детей.

- Для чего была нужна прялка? Как использовали ткацкий станок?

Ответы детей.

- Какие изделия можно было с их помощью сделать?

Ответы детей.

- Как назывался человек, который ткал ткань? Какой она была?

Ответы детей.

6. Итог.

- Вот и закончилось наше путешествие в гости к ткацкому станку. Оно вам понравилось? Что запомнилось больше всего? Почему? Что было сложным? Почему?

Ответы детей.

- О чем вы хотите рассказать своим друзьям и родителям? О чем вы еще хотели бы узнать? Где это можно сделать?

Ответы детей.

- Людей, занимающихся ремеслом, всегда ценили на Кубани. Некоторые старинные предметы до сих пор хранятся в музейных сокровищницах. Они радуют нас своей красотой и рассказывают нам о быте наших предков. Спасибо вам, ребята! Вы очень помогли мне разобраться в ткачестве. Мы с вами напишем письмо Незнайке о том, что нам сегодня удалось узнать.

Публикации по теме:

Конспект игровой ситуации в подготовительной к школе группе по познавательному развитию «Весёлое путешествие» .

Конспект НОД по познавательному развитию ФЭМП в подготовительной к школе группе «Знакомство с линейкой»Конспект НОД по познавательному развитию ФЭМП в подготовительной к школе группе «Знакомство с линейкой» Конспект НОД по познавательному развитию (ФЭМП) по теме «Знакомство с линейкой». Цель: Формировать умение измерять длину предметов с помощью.

Конспект НОД по познавательному развитию в подготовительной к школе группе в формате квест-игры «Посвящение в эколята»Конспект НОД по познавательному развитию в подготовительной к школе группе в формате квест-игры «Посвящение в эколята» Цели: 1. Формировать у воспитанников представления о самоценности природы и необходимости бережного отношения к природному окружению; 2. Развивать.

Конспект НОД по познавательному развитию в подготовительной к школе группе «Вода в жизни людей»Конспект НОД по познавательному развитию в подготовительной к школе группе «Вода в жизни людей» Конспект НОД по познавательному развитию в подготовительной к школе группе по теме «Вода в жизни людей» Интеграция образовательных областей:.

Конспект НОД по познавательному развитию в подготовительной к школе группе «Роботы. Их использование в жизни людей»Конспект НОД по познавательному развитию в подготовительной к школе группе «Роботы. Их использование в жизни людей» Цель: Актуализировать знания детей о роботах, робототехнике. Задачи: 1. Познакомить с историей развития робототехники в мировом сообществе.

Конспект ОД по познавательному развитию «День признательности комнатным растениям» в подготовительной к школе группеКонспект ОД по познавательному развитию «День признательности комнатным растениям» в подготовительной к школе группе Цель дня признательности комнатным растениям: закрепление названий комнатных растений, правил ухода за комнатными растениями. Программные.

Автор публикации:
Конспект НОД по познавательному развитию в подготовительной к школе группе «В гости к ткацкому станку»
Опубликовано: 6 июля 2024 в 15:41
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект НОД по познавательному развитию в подготовительной к школе группе «В гости к ткацкому станку»» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Жмака в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 октября. С днем учителя!

5 октября отмечается День учителя — профессиональный праздник работников сферы школьного образования. Дата празднования установлена в честь принятия в этот день в 1966 году ЮНЕСКО рекомендаций о статусе...

4 октября. День гражданской обороны МЧС России. Передвижки по безопасности

Главная задача гражданской обороны – это уберечь население во время разнообразных чрезвычайных происшествий и катаклизмов. Люди должны уметь пользоваться средствами защиты, уметь оказать помощь друг другу...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД