Колобкова Светлана Фёдоровна
Конспект НОД по познавательному развитию «Живая природа» в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, социально – коммуникативное развитие, физическое развитие.
Задачи:
1. Образовательная:
Закрепить представления о лесе, как месте обитания диких животных.
Закрепить понятие, что природа-наш общий дом,закрепить название животных и их детенышей.
Воспитывать любовь и бережное отношение к природе.
2. Развивающие : Работа по словообразованию.
Публикация «Конспект НОД по познавательному развитию „Живая природа“ в подготовительной группе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
3. Воспитывающие: Развивать социальные навыки : умение работать в группе, договариваться, учитывать мнение других. Воспитывать любознательность, формировать знания о взаимосвязи всего живого в природе способствовать осознанию особого отношения людей к диким животным.
Предварительная работа: Разучивание загадок, дидактические игры чтение сказок пальчиковые игры.
Оборудование: Презентация.
Ход непосредственно - образовательной деятельности.
Организационный момент
- Вместе с солнышком проснулись
Потянулись, улыбнулись.
Крепко за руки возьмись
Своей теплотой добротой поделись!
Дети садятся на стульчики.
Воспитатель:
- Ребята, вы хотите отправиться в очередное экологическое путешествие? Давайте пригласим с собой наших гостей, но прежде нам нужно вспомнить, что мы изучаем на занятиях по экологии…
Дети:
- Мы изучаем мир живой и неживой природы. Живая природа : человек, растения, животные, птицы, насекомые, рыбы. Не живая : солнце, луна, камни, песок, вода.
Основная часть:
Воспитатель:
- Место в которое мы отправляемся, вы узнаете, когда отгадаете загадку:
Этот город этот не пустой, он дремучий и густой. (Лес.)
А что такое лес?
Дети:
- Это дом для животных и растений, там много деревьев.
Воспитатель:
- правильно, лес – это часть поверхности земного шара, покрытая древесными растениями. Какие деревья вы видите?
Дети:
- Береза, рябина… лиственные.
Воспитатель:
- А как называется лес в котором растут лиственные деревья?
Дети:
- Лиственный.
Воспитатель:
- Правильно, а как называются эти деревья? (Показ картинки хвойного леса.) … Такой лес?
Дети:
- Сосна, ель…Хвойный лес.
(Показ иллюстрации смешанного леса.)
Воспитатель:
- Ребята, а как называется лес, если там растут и лиственные и хвойные деревья?
Дети:
- Смешанный лес.
Воспитатель:
- Итак, лес бывает разный.
(Звучит музыка леса.)
Воспитатель:
- Почему людям нравится быть в лесу?
Дети:
- Потому, что там красиво, чистый воздух, птицы поют…
Воспитатель:
- Да, ребята, лес – чудесное место, это необыкновенный мир тайн и загадок…. Кстати, о загадках… я вспомнила несколько загадок…
Интересно, сможете ли вы их отгадать,
У косого нет берлоги,
Не нужна ему нора.
От врагов спасают ноги,
А от голода – кора.
(Заяц)
Рыжая хозяюшка
из лесу пришла,
Всех кур пересчитала
и с собой унесла.
(Лисица)
Не мышь, не птица,
В лесу резвится,
На деревьях живёт
И орешки грызёт.
(Белка)
Сердитый недотрога
Живёт в глуши лесной.
Иголок очень много,
А нитки не одной.
(Ёж)
Серый, страшный и зубастый
Произвел переполох.
Все зверята разбежались.
Напугал зверят тех…
(Волк)
– Молодцы ребята все загадки отгадали.
Подскажите мне о ком же эти загадки? (о животных)
Где живут все эти животные? (В лесу, в природе)
А кто их кормит? (сами себе находят корм, добывают)
Как можно назвать животных, которые сами себе находят и добывают корм?
(дикие животные)
Вывод: Дикими животными называют животных, живущих в дикой природе и сами себе добывающих корм.
Чем же питаются дикие животные? (травой, плодами деревьев, орешками, шишками, другими животными.
Как можно назвать животных, которые питаются травой? (травоядные).
А животные, которые питаются другими животными называются? (хищники).
А, животные которые питаются и растениями и животными? (всеядные)
Когда, травы уже не бывает, что им нужно сделать, чтобы не умереть с голоду.
(запасти корм)
Поиграем в игру: «Отгадай кто?»
Я называю животное, если это хищник – пальцы рук растопыриваем, как будто это острые зубы
если травоядное животное – показываем кулачки.
Лиса, бобр, барсук, медведь, лось, волк, белка, рысь, заяц, ёж.
-Все ли животные запасают корм на зиму, а медведь запасает себе корм (нет он зимой спит).
Медведи летом усиленно питаются, запасают жир, а осенью они готовят себе дом где проводят зиму и впадают в спячку.
Спячка-это малоподвижный сонный образ жизни.
А ещё какие животные спят зимой? (ёжик, барсук) показ слайдов.
Некоторые животные с приближением зимы меняют окраску. Как вы думаете, почему они это делают?
Ответы детей.
Смена окраски шерсти на другую называется линькой. Какие животные меняют свои шубки? (заяц, белка)
А сейчас мы поиграем в игру.
«Исправь ошибку художника». Дидактическая игра «Чей хвост?»
( На магнитной доске изображены: медведь с лисьим хвостом, заяц-с беличьим, лиса- с волчьим, волк- с заячьим, белка- с медвежьим)
Сейчас ребята мы немного отдохнем.
Физкульминутка «Беличья зарядка»
В лесной глуши на елке
Жили-были два бельчонка. (Потянуться.)
Жили дружно, не тужили и с зарядкою дружили. (Прыжки на двух ногах.)
Вставали рано поутру,
Изображали кенгуру: (Руки поднести к ушам.)
За уши лапками хватались
И вправо-влево наклонялись. (Наклоны в стороны.)
Дружно хлопали в ладошки (Хлопки в ладоши.)
И тянулись, словно кошки. (Круговые движения руками, потянуться.)
Ножками топали, (Ходьба на месте с притопом.)
Глазками хлопали, (Поморгать глазами.)
Головками крутили, (Повороты головы в стороны.)
Друг за другом вслед ходили. (Ходьба на месте)
-Ребята давайте поиграем в игру!
Игра «Кто где живет?»
Где живет белка? (в дубле) - (слайд)
Где живет медведь? (в берлоге) – (слайд)
Где живет волк? (в логове) – (слайд)
Где живет ёж и лиса? (в норке) – (слайд)
Где живет заяц? (под кустом, зайчик домик не строит) – (слайд)
Животные со своими детёнышами гуляли на лужайке и потерялись, помогите детёнышам найти своих мам, и назовите их.
Лисёнок,лисята у кого (у лисицы).
Зайчонок, зайчата у кого? (у зайчихи).
Бельчонок, бельчата у кого? (у бельчихи).
Ежонок ежата у кого? (ежихи).
Волчонок, волчата у кого (волчицы) .
Медвежонок, медвежата у кого (медведицы).
-Молодцы помогли детенышам найти своих мам!
Дидактическое упражнение «Подбери определения»
Волк (какой) – серый, зубастый, страшный, …
Медведь (какой) – бурый, косолапый, неуклюжий, …
Лиса (какая) – хитрая, пушистая, рыжая, …
Ёж (какой) – колючий, маленький, …
Заяц (какой) – длинноухий, пугливый, трусливый, маленький…
-Молодцы!
Пальчиковая гимнастика
Дружат добрые зверята
Дружат добрые зверята (соединяем одинаковые пальчики рук).
Дружат малые зайчата (ритмичное касание мизинцев обеих рук).
Дружат в озере бобры, (ритмичное касание безымянных пальцев обеих рук).
Дружат в небе комары, (ритмичное касание средних пальцев обеих рук).
Дружат милые ежата, (ритмичное касание указательных пальцев обеих рук).
Дружат даже медвежата (ритмичное касание больших пальцев обеих рук).
Вот как разыгрались,
По лесу разбежались! (руки опустить, потрясти кистями)
- А как нужно себя вести на природе?
Ответы детей:
Воспитатель:
- Молодцы ребята! Чтобы по-настоящему любить природу, нужно знать правила.
- Я вам покажу картинки - знаки, а вы мне объясните, что они обозначают.
Игра «Кто правильно назовёт?»
- Нельзя рубить деревья и кустарники - деревья очищают воздух.
- Нельзя разводить костры под деревьями - может возникнуть пожар и погибнет всё живое.
- Нельзя оставлять мусор, чтобы не засорять природу.
- Не рвать цветы, цветы украшают природу, они нужны пчёлам, бабочкам.
- Не ловить бабочек, они красивы, как и цветы, невесомы и ранимы.
- Не разорять гнёзда птиц - они радуют нас своими песнями.
- Не брать домой детёнышей диких зверей – лес, это их дом.
- Не разорять муравейники - они убирают всю падаль, нечистоты и уносят всё под землю. Поэтому в лесу всегда чисто и свежо.
-Ну, вот ребята и закончилось наше путешествие по лесу. Молодцы!
За то, что вы хорошо отвечали я хочу подарить вам раскраски с животными.
-О каких животных мы с вами сегодня беседовали?
-Что нового узнали?