Ирина Геннадьевна Беркалова
Конспект НОД по познавательному развитию в подготовительной группе «Солнце — большая звезда»
▼ Скачать + Заказать документы
Познавательное развитие : ФЦКМ.
ООП МБДОУ – д/с «Берёзка» (с учётом «От рождения до школы» под редакцией Вераксы Н. Е.) Тема недели: «До свидания, детский сад! Здравствуй, школа!». Тема НОД: «Солнце – большая звезда». Цель: создать условия для уточнения и расширения представлений детей о Солнце, как звезде и планетах Солнечной системы. Задачи: Познакомить детей с понятиями – орбита, Солнечная система.
Публикация «Конспект НОД по познавательному развитию в подготовительной группе „Солнце — большая звезда“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Космос. Конспекты занятий
- Подготовительная группа
- Солнце, солнышко
- Солнце. Конспекты занятий
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2018
Развивать воображение, память, координацию движений, образное мышление, способность передать свое представление об объектах природы. В игровой форме моделировать процессы, происходящие в природе.
Воспитывать гордость за планету, на которой живём.
Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская. Формы организации: групповая, подгрупповая, индивидуальная. Формы реализации детских видов деятельности: отгадывание загадок, прослушание музыки, беседа, заучивание стихотворений, подвижная игра, эксперимент с солнечными часами. Материалы и оборудование: телевизор, картинки с изображением звёздного неба, Солнечной системы, аудиозапись «Звездное небо», Шапочки с изображением Солнца и планет, макет солнечных часов, фонарь.
Предварительная работа: заучивание стихотворений о планетах, беседы о космосе, рассматривание иллюстраций по теме.
Ход НОД:
Деятельность воспитателя Деятельность воспитанников
I.Вводная часть
Звучит музыка «Звёздное небо».
Дети входят в группу, рассаживаются на стульчиках перед телевизором.
- Ребята, какую картину вы себе представляете, прослушивая эту мелодию.
- Сейчас я загадаю вам загадку, а вы попробуйте ее отгадать.
Загадка:
По темному небу
Рассыпан горошек,
Цветной карамели
Из сахарной крошки.
И только тогда,
Когда утро настанет
Вся карамель
Пропадет и растает. (Звезды). Ответы детей. Отгадывают загадку.
На экране телевизора картинка звёздного неба.
- Дети, как Вы думаете, что это? (показывает карту) - Карта ночного звездного неба.
- Посмотрите, сколько здесь звезд, попробуйте их сосчитать и вы сразу запутаетесь.
- А где находятся звезды? (Во Вселенной, в космосе, в Галактике, в космическом пространстве).
- Кто может сказать, что такое звезды? (Ответы детей).
- Звезды – это большие шары, состоящие из газа и пыли.
- Правильно. Вселенная бесконечна, одни звезды – крупные, они ближе к нам, другие – мелкие, еле заметные, очень далеко находятся от нас, поэтому и кажутся очень маленькими. Никто на Земле пока не знает, есть ли жизнь на Звездах. Но все – равно на звездное небо интересно смотреть, наблюдать за падающими звездами.
На самом деле, Звезда – это огромный газовый шар. Она рождается из газа и пыли, а угасает, когда заканчивается топливо.
- Названия, каких звезд и созвездий вы знаете? (Созвездие Большой Медведицы, Малой Медведицы, Полярная звезда, Андромеда).
- Молодцы. Мы с вами поговорили о звездах, а теперь…. Поговорим о ещё одном небесном теле.
II. Основная часть.
- А о каком теле, вы узнаете, отгадав загадку!
Загадка:
Круглое и яркое,
Дарит всем тепло,
Встало утром рано,
По небу пошло.
Закатилось вечером,
За леском.
Угадайте, дети,
Говорю о чём? ( Отгадывают: Солнце).
1. Беседа по теме: - Как вы думаете, что такое Солнце?
- Солнце – это огромный раскаленный шар, к нему приблизится невозможно, оно все плавит и сжигает. Солнце – намного ближе к нашей планете, чем другие звезды, поэтому оно выглядит большим. На Солнце тяжело смотреть, оно очень яркое, сверкающее, от него идет много тепла и света.
- Молодцы. Вы много знаете о Солнце. А теперь посмотрите на эту карту.
Солнце – это большая звезда.
Показывает карту Солнечной системы
- Это Солнце и его планеты. Каждая планета движется вокруг солнца.
- Скажите мне, сколько всего планет? (Девять).
- Ребята, все девять планет постоянно вращаются вокруг солнца. И вместе они образуют Солнечную систему.
- Итак, что же такое Солнечная система? (Ответы детей).
Обобщает:
- Солнечная система – это звезда Солнце в центре и все планеты, которые вращаются вокруг него.
- Планеты движутся, а что если они столкнутся? (Проблемная ситуация).
- Ребята, а давайте покажем, как движутся планеты Солнечной системы и докажем, почему они не сталкиваются между собой.
2. Игра – моделирование “Движение планет Солнечной системы”.
- Мы попробуем создать свою Солнечную Систему.
Надевает детям шапочки с изображением планет.
- Есть ли жизнь на меркурии? Почему?
- На Венере нет ни воздуха, ни воды. А на этой планете есть жизнь?
- Вы догадались, что это за планета?
- На Марсе нет жизни.
- Ребята, как вы думаете, может ли кто- то существовать на этих двух планетах? Почему?
- Дети, на этих планетах есть жизнь?
- А как вы думаете, почему?
- Ребята, почему же во время движения вокруг Солнца вы не столкнулись друг с другом (Высказывают гипотезы).
- Да, действительно – у каждой планеты свой путь, по которому она движется вокруг солнца. Путь этот называется орбитой.
Словарная работа: Орбита – это путь движения планеты вокруг Солнца.
- Какой вывод мы можем сделать?
- Вывод: Каждая планета вращается вокруг Солнца по своей орбите и поэтому они не сталкиваются между собой. Дети читают стихи и выстраиваются по порядку, образуя макет Солнечной системы.
1 ребё нок:
Я, Солнце, самая яркая и большая звезда, центр Солнечной системы. Моя поверхность раскалена. Вокруг меня вращаются девять планет и получают от меня свет и тепло.
(Встаёт в середину комнаты).
2 ребё нок:
Меркурий – ближайшая к Солнцу планета,
Залит он лучами горячего света
Так много ему достается лучей,
Что эта планета других горячей.
Ответы детей.
3 ребё нок:
В честь богини красоты
Названа, Венера, ты.
В облаках летаешь,
Красотою озаряешь.
(Нет, на ней тоже нет воздуха, а значит и не может быть жизни)
4 ребё нок:
Есть одна планета – сад
В этом космосе холодном.
Только здесь леса шумят,
Птиц скликая перелетных.
Лишь на ней одной цветут
Ландыши в траве зеленой,
И стрекозы только тут
В речку смотрят удивленно…
(Это наша планета Земля)
5 ребё нок:
Я – Марс.
Над планетой красной кружат
Камни, страх и ужас
Нет горы нигде на свете,
Выше, чем здесь, на планете.
6 ребё нок:
Юпитер больше всех планет,
Но жизни на планете нет.
Повсюду жидкий водород,
И лютый холод круглый год.
7 ребё нок:
Сатурн непременно узнаешь в лицо,
Его окружает большое кольцо.
Когда-то давно там замерзла вода,
И кольца Сатурна из снега и льда.
(Нет, на этих планетах тоже нет жизни, потому что здесь очень-очень холодно)
8 ребё нок:
Я Уран.
Я уже который век
Среди братьев-римлян грек,
И сквозь космоса тоску
Мчусь я, лежа на боку.
9 ребё нок:
Я – Нептун.
На планете синей-синей
Дует ветер очень сильный.
Год на ней велик весьма -
Длится 40 лет зима.
10 ребё нок:
Я - Плутон.
Нужно 5 часов, чтоб свету
Долететь до сей планеты,
И поэтому-то я
В телескопы не видна!
(Нет жизни. На них очень холодно).
Под музыку начинают движение вокруг «Солнца», стараясь не сталкиваться друг с другом.
3. Эксперимент «Солнечные часы».
- Сегодня мы много говорили о Солнце, а давайте попробуем сделать Солнечные часы, чтобы наблюдать за изменениями движения Солнца.
- Подойдите к столам.
На столе макет солнечных часов и простые карандаши на каждого ребёнка.
- С помощью этих часов мы будем наблюдать за изменением положения солнца, в этом нам поможет тень, которую отбрасывают все предметы, освященные солнцем.
Воспитатель обходит вокруг стола и детей, фонарём (солнцем) светит на карандаш, от него отражается тень. Дети карандашом отмечают на круге место, где останавливается тень.
- Солнце движется – тень появляется в другом месте. Вот так вы сможете наблюдать за движением солнца.
III. Заключительная часть (рефлексия).
- Что же такое Солнце (Солнце – это большая звезда.)
- Что такое Солнечная система (Солнце и планеты образуют Солнечную систему.)
- Что такое орбита (Путь, который проходит планета, вращаясь вокруг Солнца.)
- Молодцы! Как много вы уже знаете о космосе, о Солнечной системе и, что без Солнца не было бы жизни на Земле!
- Чем отличается планета Земля от других планет (Только на этой планете есть жизнь).
Читает стихотворение:
Давайте будем любить планету,
Другой такой ведь на свете нету.
Развеем над нею и тучи и дым,
В обиду ее никому не дадим.