Дарья Толстухина
Конспект НОД по познавательному развитию. Тема: Экскурсия в «Лабораторию Почемучки».
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД по познавательному развитию.
Тема : Экскурсия в «Лабораторию Почемучки».
Цель: Способствовать развитию у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению.
Задачи: Образовательные: Расширение представлений детей об окружающем мире через знакомство с элементарными знаниями из различных областей наук:
Публикация «Конспект НОД по познавательному развитию, Тема: Экскурсия в „Лабораторию Почемучки“,» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Экскурсии в детском саду. Конспекты экскурсий для дошкольников, фотоотчеты
- Темочки
- развитие у детей представления о свойствах твердых и жидких веществ;
- развитие у детей элементарных представлений об основных физических свойствах и явлениях;
- развитие элементарных математических представлений;
- развитие экологического сознания;
- развитие способностей к преобразованию.
Развивающие : Развитие у детей умений пользоваться приборами - помощниками при проведении игр-экспериментов;
- развитие у детей умственных способностей:
- развитие мыслительных способностей: анализ, классификация, сравнение, обобщение;
- формирование способов познания путём сенсорного анализа.
Воспитательные: Социально-личностное развитие каждого ребёнка : развитие коммуникативности, самостоятельности, наблюдательности, элементарного самоконтроля и саморегуляции своих действий.
Материал: деревянные палочки, кусочки мела, пластилина, стакан с водой, пустой стакан (на каждого ребенка, вода в целлофановом пакете, изображение бассейна, кубик, перчатки, тарелки, картинки с изображением приборов, презентация, дневники – наблюдений по экспериментированию, уксус, стеклянные банки; электронная презентация «Лаборатория Почемучки».
Словарная работа: лаборатория, ученые, исследования.
Ход НОД:
Столы в группе установлены в форме полукруга, на столах приготовлены тарелки с предметами для опытов, дети с воспитателем стоят в кругу, в другой стороне группы.
Воспитатель: Сегодня мы с вами совершим экскурсию в «Лабораторию Почемучки», где нам предстоит сделать немало удивительных открытий. Хозяин нашей лаборатории «Почемучка» (обратить внимание на героя на доске). А исследовать в лаборатории сегодня мы будем твердые и жидкие вещества, и знакомиться с приборами – помощниками.
Вы готовы? Начнем с нашей разминки.
Игра-приветствие «Наши умные головки».
Наши умные головки.
Будут думать много, ловко.
Ушки будут слушать,
Глазки — внимательно смотреть,
Ротик четко говорить.
Ручки поработают,
Ножки потопают.
Спинки выпрямляются,
Друг другу улыбаемся.
Воспитатель: Почемучка рад приветствовать вас в своей лаборатории, он приготовил для вас несколько интересных опытов с предметами. Но прежде чем мы с вами начнем проводить опыты, я хочу представить вашему вниманию фильм «Лаборатория Почемучки», с помощью которого вы познакомитесь с приборами - помощниками лаборатории и правилами поведения в ней.
Просмотр презентации и беседа по ходу о приборах, правилах.
Экспериментальная деятельность.
1-й опыт.
Воспитатель: Дети у вас на столах лежат на подносах разнообразные предметы, возьмите в руки деревянную палочку, пощупайте ее, постучите ей. Какая она? (Твердая.) Сколько у вас палочек в руках? (Одна палочка.) А теперь сломайте эту палочку. (Дети ломают палочку.) Сколько стало палочек? (Две палочки.) Попробуйте опять сделать одну палочку, соединив две палочки в одну. Получается? (Нет, не получается.) Палочка была целая, вы ее сломали и заново сделать ее нельзя. Отложите палочки в сторону.
2 – й опыт.
Теперь возьмите в руки мел. Где мы с вами используем мел? (Мелом пишем на доске, рисуем на асфальте, на ткани.) Посмотрите на мел, пощупайте его. Какой он? Что можно про него сказать? (Белый, твердый.) А, теперь сломайте этот кусочек мела. (Дети ломают мел.) Сколько у вас получилось кусочков? (Два.) А теперь попробуйте соединить эти два кусочка в один.
Дети пытаются соединить кусочки мела.
Ну что, не получается? (Нет, не получается.) Хорошо, отложите кусочки мела в сторону. Подумайте и ответьте мне на такой вопрос: деревянная палочка и мел, какие они? Что у них общего? (Они твердые.) Да, правильно – они твердые. Если сломать что – то твердое: деревянные палочки, мел, сломать стекло, игрушку, то твердое уже нельзя сделать целым – вы сами в этом убедились. Если вы вдруг сломаете веточку дерева или оторвете листочек, то дерево уже не будет целым – веточка обратно не прирастет, листочек обратно не приклеишь. Поэтому нельзя ломать деревья и кусты – если твердое ломается, то обратно в целое не соединятся.
Опыт «Исчезающий мелок». (опыт проводит сам педагог).
Для зрелищного опыта нам пригодится небольшой кусочек мела. Опустите мел в стакан с уксусом и понаблюдайте, что получится. Мелок в стакане начнет шипеть, пузыриться, уменьшаться в размере и вскоре совсем исчезнет.
Мел это известняк, при соприкосновении с уксусной кислотой он превращается в другие вещества, одно из которых – углекислый газ, бурно выделяющийся в виде пузырьков.
3 – й опыт. Данный опыт проводиться в перчатках.
Воспитатель: У меня есть большой кусок льда, он один. Сейчас я его разобью, и будет много кусочков. (Педагог разбивает лед молотком, получается несколько кусков льда.) Давайте попробуем соединить куски в целое. (Педагог берет два куска льда, приставляет друг к другу: части не соединяются.) Дети, почему я не могу соединить кусочки льда?
Дети: Потому что лед – твердый, мы его сломали, разбили, и теперь его кусочки не соединяются в целое.
Динамическая пауза с элементами гимнастики для глаз «Сыщики».
Дети находят глазами картинку с изображенным предметом, подвешенную под потолком в углах комнаты и шагают по направлению к этому углу, соответственно тексту.
Сыщики идите — микроскоп ищите.
Сыщики идите — лупу нам найдите.
Сыщики идите — пипетку отыщите.
Сыщики идите — песочные часы ищите.
4- й опыт.
Воспитатель: Следующий опыт мы с вами проведем с водой. У вас на столах стоят два стакана: один с водой, другой пустой, давайте мы с вами попробуем «сломать» воду в стакане так, чтобы из одного целого получилось два «куска» воды.
Воспитатель демонстрирует, как это нужно сделать, а дети повторяют: переливаем часть воды (половину) из одного стакана в другой.
Воспитатель: У вас у всех получилось две части воды? А теперь из двух частей сделайте одну.
Дети переливают воду обратно в один стакан.
Воспитатель: Скажите мне, пожалуйста, почему у нас с вами получилось «сломать» воду и сделать ее опять целой?
Дети: Потому что, вода - жидкая.
Воспитатель: Да, действительно, вода жидкая, а все жидкое можно разделить и потом снова сделать целым. Можно даже вашу воду собрать в одну большую банку, кастрюлю или тазик.
5 – опыт.
Воспитатель: Дети обратите внимание, у вас на столах остался последний предмет, с которым мы проведем опыт. Что это за предмет?
Дети: Пластилин.
Воспитатель: Скажите, пластилин, он какой? (Твердый.) Хорошо, а если мы с вами его помнем пальцами, что с ним произойдет? (Он станет мягким.) Давайте с пластилином сделаем то же самое, что мы делали с деревянной палочкой и мелом – разделим его на две части. Сколько у вас получилось кусочков пластилина? (Два.) Пластилин твердый или жидкий? (Твердый.)
Как вы думаете, можно ли два куска пластилина соединить в один?
Ответы детей, которые могут быть разными.
Воспитатель: Давайте проверим, кто же из вас прав. Берем два куска пластилина, складываем их вместе и хорошенько скрепляем, чтобы получился опять один кусок. Ну, что получается? (Да, получается.)
Было два кусочка пластилина, а стал опять один. Почему когда мы соединяли деревянную палочку и кусок мела, у нас они не соединились, а пластилин соединился? (Потому что пластилин мягкий.) Пластилин сразу стал мягким? (Нет.) А когда он стал мягким? (Когда мы его подержали в теплых руках).
Правильно, если пластилин подержать в теплом месте, он становится мягким и его можно разделить на части и соединить обратно в одно целое.
Выводы: Твердое нельзя сломать и снова соединить. Жидкости можно разливать и сливать вместе в один сосуд, причем в какой бы сосуд мы не налили воду – в стакан, в блюдце, в банку или аквариум – вода очень легко меняется, - то она круглая в стакане (показать, то овальная в ладошке, то квадратная в бассейне (картинку). А твердые предметы не меняются. Вот например кубик, если я его положу в стакан, то он останется таким же квадратным, положу на ладошку, то он не изменился, но если я его сломаю, то он останется сломанным. Поэтому твердое нельзя ломать – оно не станет целым. А сейчас давайте с вами нарисуем, в ваших блокнотах, опыты которые мы с вами сегодня проводили.
Педагог рисует на специально приготовленных листах на доске, а дети в своих дневниках – наблюдений для экспериментов, схемы проведенных опытов.
Воспитатель: Дети наша экскурсия в «Лабораторию Почемучки» завершилась, я надеюсь, она вам понравилась. Давайте скажем Почемучке большое спасибо и попрощаемся с ним до новых встреч.