Зеленова Наталия
Конспект НООД по познавательному развитию «Символы России»
▼ Скачать
Отдел образования администрации городского округа город Мантурово
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждениедетский сад №3 «Ромашка» комбинированного вида
городского округа город Мантурово Костромской области
Конспект НООД по познавательному развитию
в подготовительной к школе группе
«Символы России»
Разработала
воспитатель высшей категории
Зеленова Н. В.
2023
Публикация «Конспект НООД по познавательному развитию „Символы России“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Конспекты занятий
- Родина, Россия. Конспекты занятий
- Символы России для детей
- Темочки
Конспект по познавательному развитию в подготовительной к школе группе «Символы России»
Ф. И. О. педагога: Зеленова Наталия Валентиновна.
Возрастная группа детей: подготовительная к школе группа.
Тема : «Символы России»
Психолого – педагогические задачи:
Обучающая:
- Формировать представление детей о государственных символах России – флаге, гимне, гербе;
- Формировать представления детей о неофициальных символах России.
- Подвести детей к пониманию того, что символы не просто обозначают, а описывают, раскрывают явления.
Развивающие :
– Развивать познавательный интерес у детей к государственным символам;
- Развивать интерес к истории флага России.
Воспитывающие
– Воспитывать любовь и чувство гордости к Родине, вызвать у детей уважение к могуществу державы, ее независимости;.
Интегрируемые образовательные области: социально – коммуникативная; познавательная, речевая, физическая.
Вид детской деятельности: игровая, восприятие художественной литературы, двигательная, познавательно – исследовательская, коммуникативная.
Форма работы с детьми: групповая.
Предварительная работа:
-Разучивание слов персонажей.
- Разучивание слов для физкультминутки.
- Разучивание гимна Российской федерации.
Оборудование:
- глобус;
- книга «Наша Родина Россия»;
- предметные картинки: гимн, герб, флаг.
- флажки;
- карточки с заданиями;
Словарная работа:
Благородный, миролюбивая, торжественный, величественный.
Методы и приемы:
- Создание проблемной ситуации;
- Движение с флажками под музыку;
- Элементы театрализации;
- Работа с раздаточным материалом;
- Исполнение гимна;
- Рассматривание иллюстраций с изображением герба;
- Беседа о символах России;
- Просмотр презентации «История флага»;
- Экспериментирование с фонариком;
- Сюрпризный момент.
Деятельность воспитателя Деятельность детей Поддержка детской инициативы
I часть - вводная Цель: создается психологический настрой детей, заинтересовать и привлечь внимание детей.
Велика наша Родина! Привольно раскинулась она от снегов и льдов Крайнего Севера до южных морей. Это огромное государство! Есть в России высокие горы, полноводные реки, глубокие озера, густые леса и бескрайние степи. Есть и маленькие речки, светлые березовые рощицы, солнечные полянки, овражки, болота и поля.
Мы гордимся нашей великой Россией, ее разнообразной природой, богатыми недрами, а в особенности — трудолюбивыми и талантливыми людьми, ее населяющими. О России можно говорить бесконечно.
- В каком уголке группы мы можем многое узнать о России.
- В патриотическом уголке много альбомов, иллюстраций, поделок, дидактических игр, книг.
- Посмотрите новая книга. Как она называется, прочитайте.
- Присядет на стульчики и рассмотрим ее. Дети с воспитателем рассматривают глобус и беседуют.
Дети высказывают свое мнение о подходят к патриотическому уголку.
Создать в группе условия для реализации собственных планов и замыслов каждого ребенка.
Создание образовательной ситуации Цель: Подготовить детей к предстоящей деятельности.
- В книге ничего нет, ни иллюстраций, ни текста…Что делать?
- Я предлагаю самим оформить книгу. Подумаем, какие странички могут быть в книге, что может рассказывать книга о России.
(выслушать мнение детей)
Дети рассматривают книгу
- Выслушиваются предложения детей.
Мотивация детей на предстоящую деятельность Пусть наша первая страничка называется «Символы России»
- У каждой страны есть свои государственные символы. Как вы думаете, что такое символ?
- Назовите символы России.
- Значит на нашей страничке сегодня должны появиться: герб, гимн, флаг. - Символами называют предметы, изображения или слова, которые имеют для человека или целого народа очень важное значение, они отличают Россию от других стран.
- Это флаг, герб и гимн.
В ходе НООД терпеливо относиться к затруднениям детей, позволять им действовать в своем тепме.
II часть - основная Цель: Создание условий для того, чтобы каждый ребенок достиг результата.
- Выходят березки.
- Здравствуйте, ребята!
Березка: Мы услышали, что вы тут про флаг говорили. У
российского флага есть белая полоса как цвет белоствольной березки.
Березка: У каждой страны свои собственные флаг. Некоторые из них похожи, но совершенно одинаковых вы не найдете! Ведь флаг объединяет жителей страны, служит опознавательным знаком государства.
Давайте рассмотрим флаг. Что вы можете о нем сказать? Какой он?
Березка: Верно! Флаг представляет собой прямоугольное полотнище, из трех равновеликих горизонтальных полос: белой, синей и красной цвета. Цвета флага нашей страны – России вобрали в себя краски родной природы, они рассказывают о красоте и богатстве нашей страны.
Что в окружающей нас природе имеет белый цвет?
Березка: Что означает белый цвет?
- А синий?
- Что означает синий цвет?
Синий цвет – это вера, верность, честность. Народ любит свою страну защищает ее, верен ей и верит в нее.
- Красный цвет имеют и огонь, и солнце, и красные ягоды, и цветы.
- Что означает красный цвет?
Березки: Держите свою первую картинку для вашей книжки – российский флаг.
Воспитатель: У российского флага очень интересная история. В старину флаг не был похож на современный и носил другое название — «стяг», от словосочетания «стягивать к себе». Главным его назначением было стягивать воинов для защиты родной земли. Под одним стягом объединялось определенное количество воинов, и количество стягов определяло общую величину войска.
Как же выглядели стяги?
К длинной палке прикрепляли пучки травы, ветки, шкурки животных и даже конские хвосты. Битва за вражеский стяг была особенно ожесточенной, и если стяг удавалось захватить, войско считалось побежденным.
Позднее стяги стали делать из тканей, чаще ярко-красного или темно-красного цвета. Постепенно размеры полотнищ стали больше, на них наносили изображения христианских святых. Такой стяг называли «знаменем».
Старинные знамена пышно украшали, они горели на солнце золотом, серебром, на них изображали звезды, кресты, лики святых.
Много раз менялся флаг.
Этот флаг красного цвета с изображением серпа и молота можно назвать знамя победы. С боевым красным знаменем люди воевали в ВОВ и водрузили над Рейхстагом в Берлине.
А мы с вами знамя победы представили таким.
Во все времена отношение граждан к своему флагу было очень уважительным. Воины, давая клятву верности Родине, целовали кончик флага. Рискуя своей жизнью, выносили флаг с поля боя, чтобы он не доставался врагу.
- Где можно увидеть российский флаг?
Появляется медведь.
Медведь (сердито). Кто тут так раскричался. Кто нарушил мои владения?
Педагог. Мишенька, не сердись. Что бы лучше узнать свою родину, мы с ребятами решили оформить книгу «Моя Родина Россия» и первая наша страничка называется «Символы России». Березки все нам рассказали о российском флаге.
Медведь. Тогда другое дело. Кажется, я вам могу помочь. Я давно живу в России и все знаю.
Воспитатель: Давайте пройдем на стульчики и послушаем.
Медведь: Я многое могу рассказать про герб России. У каждого государства и каждого города есть свой герб.
Герб — это эмблема государства, города.
Я вам предлагаю выполнить задание «Найти герб России».
Медведь показывает герб.
Герб России — красивый и величественный.
-Как выглядит герб России.
Воспитатель: Крылья орла похожи на солнечные лучи, а сама золотая птица – на солнце. Как вы думаете, почему выбрали птицу орел.
Медведь: Да, такой птицы в природе не существует. Люди с глубокой древности изображали двуглавого орла. Они видели в нем зоркого стражника, изгоняющего нечистую силу и с правой, и с левой стороны?
Головы орла смотрят на запад и на восток, как бы показывая, что государство большое, но единое.
Медведь. Над головами орла - короны. Что обозначает корона?
Медведь: Что держит орел в лапах (скипетр и державу) – это символы царской власти.
Медведь. Что в центре герба и почему?
Медведь: А теперь я вам предлагаю поиграть со мной.
Физкультминутка:
Герб страны – орёл двуглавый, гордо крылья распустил (руки в стороны)
Держит скипетр и державу (поочерёдно сжать руки в кулак)
Он Россию сохранил (сделать круг руками)
На груди орла – щит красный (прижать руки к груди)
Дорог всем – тебе и мне (наклоны в стороны)
Скачет юноша прекрасный на серебряном коне (дети маршируют на месте)
Медведь: Вот вам картинка для вашей книги.
Медведь: Подойдем к столу, здесь можно рассмотреть предметы, на которых можно рассмотреть герб России.
Герб России есть на монетах и бумажных купюрах. Так можно отличить российские деньги от денежных знаков других стран.
Герб можно встретить на государственных печатях, важных документах, например на паспорте гражданина России, грамотах, дипломах, свидетельство о рождении.
Есть такое понятие — гербовая бумага. Это бумага, на которой пишутся государственные документы.
(Кирилл берет гармошку)
Педагог. Что это? Кажется, я слышу, русскую гармонь. А вы знаете как называется музыкант, который играет на гармони.
Пройдем на стульчики, послушаем.
Гармонист: Гармонь настолько полюбилась и прижилась в России, что давно стала народной. В деревнях не обходилось без нее не одно праздничное гулянье или застолье. А во времена великой отечественной войны она поднимала боевой дух солдатам, скрашивала часы затишья между сражениями.
- А узнали какое произведение я исполнил?
Гармонист: Кто автор слов гимна? (Сергей Владимирович Михалков)
А композитор? (Александр Васильевич Александров)
Каждый гражданин, а мы с вами, граждане России, обязан знать свой гимн. Знание гимна своей страны характеризует человека с лучшей стороны.
Давайте еще раз послушаем гимн, а кто знает слова поет.
Воспитатель: А помогут нам родители и сотрудники д/с.
Гармонист: Какие чувства у вас возникают при слушании гимна?
Дети: Чувство гордости за Родину. Он показывает величие, честь, силу, могущество нашей страны.
Гармонист: Я хочу вам подарить памятку со словами гимна, что бы вы лучше знали его слова.
Воспитатель: Она пригодится для нашей книги. (приклеивают)
Воспитатель, показывает страничку книги.
Герб, флаг, гимн – это официальные символы.
А ведь не напрасно с нами сегодня встретились березки, медведь, гармонист с гармошкой (выходят к доске) – это неофициальные символы России, которые символизируют историю, культуру и быт страны.
А какие я предлагаю вам узнать. Игра с фонариком. (медведь, березка, гармонь, матрешка, балалайка, кремль, валенки, ромашка, самовар, лапти)
Матрешку любят приобретать туристы, как драгоценный сувенир - памятная кукла.
Береза с давних пор олицетворяет русскую природу.
Весной она одна из первых пробуждается в лесу: ещё лежит снег, а около неё уже проталинки, и на дереве набухли оранжевые серёжки. Берёза любимое дерево всех русских людей.
История самовара: Только на Руси пили чай из самовара. Формы самоваров также были различны. Наиболее часто встречаются самовары: «банки», «рюмки», «шарики», а также есть и такие как: «арбуз», «дыня», «груша». Одни из самых красивых – самовары «ваза» и «цветок лотоса». А мечта каждого коллекционера и даже многих музеев – «паровоз», «петух» и «бочонок». Если вам это интересно, вы позже можете рассмотреть книгу и узнать какой формы самовар у нас в группе.
- Здравствуйте березки, красавицы белоствольные.
- Торжественный, нарядный, красивый, яркий, трех цветный.
- Белый снег, белые березы, белые цветы калины, черемухи.
Белый цвет – цвет мира, благородство (человек поступает великодушно по отношению к другим людям, делая для них что – то доброе, жертвуя своими интересам, не ради наград и благодарности, чистота. Он говорит о том, что наша страна миролюбивая, она ни на кого не нападает.
- Синее небо, синее море, синие реки.
Красный цвет – цвет силы, смелость, мужество, отвагу. Это кровь, пролитая за Родину.
Дети приклеивают флаг на страничку книги.
Просмотр презентации.
- Он развевается на государственных зданиях, вывешивается на домах в дни государственных праздников, Государственный флаг России можно видеть на военных парадах, на кораблях, на борту российских самолётов. В праздники и другие торжественные дни улицы нашего города украшают флагами.
- С российскими флажками часто выступают на праздниках.
Движения с флажками
Дети проходят на стульчики.
Выполняют задание на карточках «Найди герб».
- Герб России представляет собой красный щит, на котором изображен двухглавый орел.
- Орел – могучая и сильна птица.
- Корона обозначает, что в России главный был царь, а теперь президент. А зовут президента нашей страны Владимир Владимирович Путин.
- Скипетр – это жезл (посох, украшенный резьбой, золотом и драгоценными камнями.
Держава представляет собой золотой шар с крестом на верху.
Скипетр и держава символизируют единство России и независимость ее от других государств и могущества.
- В центре герба России – герб Москвы, потому что Москва – главный город России, ее столица.
Физкультминутка
Рассматривают иллюстрации и документы, на которых изображен герб России.
Это гимн, так называют торжественную песню. У каждой страны есть торжественная песня.
Дети исполняют гимн
Экспериментирование с фонариком.
Дети прикрепляют картинки к книге.
Отмечать и публично поддерживать любые успехи детей при ответах на вопросы.
III часть - заключительная Цель: рефлексия
Подведение итогов деятельности. Педагогическая оценка результатов деятельности детей - Я хочу пожелать вам продолжать изучать очень богатую и интересную историю нашей страны.
- Какую бы страничку вы еще хотели бы оформить в книге. Что вы еще хотите узнать о России.
Выслушать предложение детей
Не критиковать результаты деятельности детей, а также их самих.
Плавный выход детей из непосредственно образовательной деятельности в самостоятельную деятельность. - А в завершении расскажу вам про ещё один народный символ России! Это русское гостеприимство! Ни один праздник не обходился без главного украшения стола – каравая – большого, круглого, красиво украшенного хлеба с маленькой солонкой на вершине.
Дети держат книгу и каравай и читаю стихи.
Для меня Россия – белые березы,
Для меня Россия – утренние росы,
Для меня Россия ты всего дороже.
У моей России длинные косички.
У моей России светлые реснички,
У моей России голубые очи.
На меня Россия ты похожа очень.
Ты, моя Россия, всех теплом согреешь,
Ты, моя Россия, песни петь умеешь,
Ты, моя Россия, неразлучна с нами.
Ведь Россия наша – это мы с друзьями!
Дети читаю стихи