Наталья Ветчинова
Конспект НОД по познавательному развитию «Россия — наша Родина»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель.
Формировать представление о России, как о родной стране.
Задачи.
-Образовательные задачи.
-Обогащать и углублять знания детей о стране.
-Систематизировать знания детей о символике государства, обобщить понятие Родина.
-Познакомить с новым государством – Франция.
-Развивающие задачи.
-Развивать познавательный интерес, коммуникативные навыки.
-Воспитательные задачи.
-Воспитывать чувство гордости за людей, живущих в России.
-Прививать уважение к традициям и обычаям своей Родины.
Публикация «Конспект НОД по познавательному развитию „Россия — наша Родина“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Моя Родина Россия
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Конспекты занятий
- Родина, родной край. Конспекты занятий, НОД
- Родина, Россия. Конспекты занятий
- Темочки
Материал:
-ноутбук,
-компьютер,
-аудиокассеты «Гимн России», «Моя Россия» Струве;
-карта России;
-герб, флаг России и других государств;
-ролик с письмом из Парижа;
-детские работы по изобразительной деятельности;
-изображения национальных костюмов народов населяющих территорию России;
-фотографии с достопримечательностями Москвы;
-фотографии Эйфелевой башни, Парижского Диснейленда, Триумфальной арки;
-горсть земли.
Предварительная работа.
1. Разучивание пословиц и поговорок.
2. Дидактические, русские народные игры.
3. Беседы:
«Мы – россияне»,
«Край родной на век любимый»,
«Государственные символы России»,
«Москва – столица нашей Родины».
4. Рассматривание альбомов, наборов открыток, иллюстраций, фотографий.
5. Разгадывание загадок.
6. Занятия по изобразительной деятельности.
Ход занятия.
В. Ребята, сегодня утром к нам пришло видеописьмо. Хотите узнать от кого оно и что в нем?
(Показывает ролик с письмом из Парижа).
Содержание видеописьма:
Здравствуйте, дорогие ребята!
Мы живём во Франции в городе Париже. Париж – это столица Франции. Франция – это наша Родина, которой мы гордимся и очень любим. В Париже есть знаменитая Эйфелева башня, Триумфальная Арка, сказочный Дисней Лэнд. Мы посылаем вам, их фотографии. (Рассматриваем фотографии). Но мы ничего не знаем о вашей Родине. Расскажите нам о ней, пожалуйста. Ждём ответа.
В. -Расскажем, ребята, о своей Родине?
Д. - Да, расскажем.
В. - Ребята, а как вы думаете, что такое Родина? Что это слово значит для вас? (Ответы детей.)
В. - Правильно, Родина – это место, где вы живёте, где живут ваши родители, друзья; город, в котором вы живёте; страна, в которой вы живёте.
На карте мира не найдёшь
То т дом, в котором ты живёшь.
И даже улицы родной
Ты не найдёшь на карте той,
Но мы всегда с тобой найдём
Свою страну, наш общий дом.
Д. - Великую землю, любимую землю, где мы родились и живем
Мы Родиной светлой, мы Родиной милой, мы Родиной нашей зовем!
В. - Ребята, а как называется наша страна? (Россия, Российская Федерация)
Посмотрите, какую огромную территорию, занимает наша она. Когда на востоке страны восходит солнце, на западе уже глубокая ночь. На севере страны холод и стужа, на юге-солнце и жара. (Рассматривание карты России.)
Словесная игра «Я начну, а вы продолжите» :
Наша страна называется … (Россия).
Наша страна очень … (большая, огромная).
В ней много … (рек, озёр, животных, лесов, городов).
Люди, которые живут в нашей стране, называются … (россияне).
В. –Мы с вами Россияне, а тех, кто живёт во Франции, как называют?
Д. – Во Франции живут Французы.
В. - Столица Франции – Париж, а какой главный город России?
Д. –Главный город России Москва (показ)
В. - На каком языке мы с вами говорим?
Д. – Мы говорим на русском языке.
В. - На каком языке говорят французы?
Д. – Французы говорят на французском языке.
В. - Наша страна великая, сильная и красивая. Но страна – это не только леса, поля, реки и города. Страна – это прежде всего люди, которые в ней живут. Мы с вами россияне. Наша страна сильна дружбой разных народов, её населяющих.
В. - Люди каких национальностей живут в нашей стране?
Д. - Русские, чуваши, башкиры, татары, чукчи, орочи, мордва, марийцы, удмурты, калмыки др.
В. - Каждый народ говорит на своём языке, имеет свою историю, культуру, традиции. Что такое народные традиции? (Ответы детей.)
Д. - Это то, что передаётся из поколения в поколение. Например, народные праздники, свадебные традиции. У каждого народа есть свои праздники, связанные со сменой времени года, началом или окончанием сельскохозяйственных работ.
Например, у татарского народа есть праздник Сабантуй – это праздник окончания посевных работ. А якуты в конце весны отмечают праздник кумыса. Кто знает, что такое кумыс?
Д. (Напиток, приготовленный из кобыльева молока.)
В. - Коряки в конце декабря отмечают праздник возвращения солнца. А у хантов и орочей самый любимый праздник – это медвежий праздник. Как вы думаете, что это за праздник?
Д. – Этот праздник посвящён медведю.
В. - У каждого народа свои народные традиции. Но это не делает один народ хуже или лучше другого, наоборот, культура разных народов делает богатой и разнообразной культуру России. Каждый народ по капле вносит свой вклад в сокровищницу культуры и истории нашего государства. У каждого народа свои песни, сказки, национальные костюмы. (Рассматривание иллюстраций с изображением людей в национальных костюмах.)
В. - Посмотрите на русский национальный костюм. (Звучит русская плясовая) Во что одеты женщина и мужчина?
Д. – Нарядный сарафан, рубашка, кокошник - у женщины. Кафтан, шапка, штаны - у мужчины.
В. - Вы уже знаете, что на Крайнем Севере живут отважные, трудолюбивые люди – чукчи (Звучит мелодия народов севера) Давайте рассмотрим их одежду. Одежда чукчей очень тёплая. Как вы считаете, почему?
Д. - На Севере очень холодно.
В. - Как вы думаете, из чего чукчи шьют одежду?
Д. - Одежда чукчей сделана из оленьих шкур, она должна быть тёплой и удобной. Чукчи одеты в меховые штаны, меховую рубашку с капюшоном. Национальная одежда чукчей украшена мехом и вышивкой.
В. – Меховая рубашка с капюшоном называется кухлянка.
- А посмотрите, какой красивый мордовский национальный костюм. Обязательный атрибут мордовского женского костюма – красивый пояс – пулай.
В. - Что особенного в татарском национальном костюме? (Звучит татарская народная мелодия)
Д. - На голове у мужчины тюбетейка. В основе рисунка, которым украшен татарский костюм, преобладает геометрический орнамент.
В. - Каждый народ, создавая национальный костюм, стремился сделать его самым красивым, ведь такую одежду в старину надевали только по праздникам. Но у всех у нас одна Родина – Россия.
(Звучит русская народная песня Калинка)
В. - Живем мы в радостном краю
И знать его должны мы
Страну Российскую свою
Свой светлый край любимый
Как велика моя земля
Как широки просторы
Озера, реки и моря
Леса, поля и горы.
В. - На Руси был обычай водить хороводы и петь песни
Хоровод заводи, песню петь выходи!
«Русская сторонка»
В. - Молодцы ребята. Вижу, что вы очень любите русский фольклор.
Я предлагаю вернуться к нашей беседе.
В. –Назовите главные символы нашего государства.
Д. - Герб, флаг, гимн.
В. - Что такое герб?
Д. - Герб России — это государственный символ России.
В. - Что изображено на гербе России?
Д. - У России величавой на гербе орел двуглавый,
чтоб на запад и восток он смотреть бы сразу мог.
Сильный, мудрый он и гордый,
он России дух свободный!
На груди у орла красный щит с изображением Георгия Победоносца, который поражает копьем дракона – это символ борьбы добра со злом.
В лапах у орла скипетр и держава. Скипетр – это жезл, символ власти, держава – это золотой шар с крестом наверху. Вместе они символизируют независимость России от других государств
В. - Какие цвета на Российском флаге?
Д. - Белый, синий, красный.
В. – Что они означают?
Д. – Белый цвет означает мир, чистоту, непорочность, совершенство. Говорит о том, что наша страна миролюбивая.
Д. - Синий- цвет неба, верности и правды.
Красный цвет - храбрость, сила, кровь пролитая за отечество.
Д. - Российский флаг – Отечество и братство,
Российский флаг – священной веры флаг,
Российский флаг – наш символ и богатство,
Российский флаг – к победам смелый шаг!
В. – Кто знает что такое гимн?
Д. - Это главная, торжественная песня страны.
В. – Где он звучит?
Д. -На торжественных приёмах, спортивных соревнованиях.
(ребенок читает стихотворение) :
В гимне российском есть такие слова : «Россия – любимая наша страна!»
Россией гордимся, России верны, и нету на свете лучше страны.
Слова написал те Сергей Михалков, понятен и близок нам смысл этих слов.
А Александров ноты сложил, работу над гимном так завершил.
Гимн слушаем стоя и молча всегда: его нам включают в момент торжества!
В. - Хотите послушать гимн?
Д. –Да.
Звучит гимн.
В. - Давайте обратимся снова к нашей карте.
Велика Россия, сколько же много у нас городов!
Назовите, пожалуйста некоторые из них.
(Дети называют города)
В. - Ребята, мы с вами учили много стихов о Родине, давайте их расскажем.
Д. - Что значит Родина моя? Ты спросишь, я отвечу:
Сначала тропочкой земля бежит тебе навстречу,
Потом тебя поманит сад, душистой веткой каждой,
Потом увидишь стройный ряд домов многоэтажных.
Потом пшеничные поля от края и до края,
Все это Родина моя – земля моя родная!
Д. - Колышет березоньку ветер весенний
Веселой капели доносится звон,
Как будто поэму читает Есенин
Про землю, в которую был он влюблен.
Про белые рощи и ливни косые,
Про желтые нивы и взлет журавлей.
Любите Россию, любите Россию,
Для русского сердца земли нет милей.
Нам русские песни с рождения пели,
Нас ветер России в пути обнимал,
Когда вся Россия надела шинели
Нередко бывало солдат вспоминал:
И белые рощи и ливни косые,
И мысленно детям своим завещал:
Любите Россию, любите Россию –
Россию, которую я защищал.
Кто Русью рожденный, в Россию влюбленный,
Тот отдал ей сердце и душу свою
Пред ней, величавой, склоняюсь в поклоне,
О ней, о России я песню пою!
Про белые рощи и ливни косые,
Про желтые нивы и радость весны.
Любите Россию, любите Россию!
И будьте России на веки верны!
Д. - Весь город в зелени, красивые дома, площадки детские у каждого двора,
Но как же Льгов родной мне не любить? Здесь я родился, здесь я буду жить!
Расти, цвети, любимый город, с годами краше становись,
Ты сем, всем, всем нам очень дорог!
В тебе судьба и наша жизнь!
Д. - Много в России есть городов :
Новгород, Пушкин, Москва и Ростов!
Но город, в котором все время живем
Для нас самый лучший, о нем мы поем!
Дети исполняют песню «Льговский вальс»
В. - С давних пор был на Руси обычай брать с собой в дальние страны горсть земли родной. Что вам хочется сказать о родной земле?
Д. - Родная земля и в горсти мила.
-Родная земля – мать, а чужая-мачеха.
В. – А вы знаете еще пословицы и поговорки о нашей Родине?
Пословицы о Родине
-Нет в мире краше Родины нашей.
-Народы нашей страны дружбой верны
-На чужбине и калач не в радость, а на родине и чёрный хлеб в сладость.
-Береги Родину, как зеницу ока.
-Родину-мать учись защищать.
-Человек без Родины, что соловей без песни.
-Кто где родился, там и пригодился.
-Родная земля и в горсти мила.
-Если дружба велика, будет Родина крепка.
-Родной край – сердцу рай.
-И пылинка родной земли – золото.
-В своём доме и стены помогают.
-На чужой стороне Родина милей вдвойне.
-Кто за Родину горой, тот истинный герой.
В. Сказанные пословицы и поговорки, говорят о том, что вы любите свою Родину, знаете о своей Родине не мало, а после сегодняшнего рассказа, думаю, и наша знакомая из далекого Парижа тоже будет много знать о России.
Кроме видеозаписи у нас с вами есть еще красивые рисунки, которые мы рисовали на занятия. Французские дети будут очень рады получить их вместе с ответным письмом.
Нет края на свете красивей.
Нет Родины в мире светлей!
Россия, Россия, Россия,-
Что может быть сердцу милей?
- На этом наше с вами занятие закончено.