Алла Чистова
Конспект НОД по познавательному развитию «Речные рыбы» для старшей группы компенсирующего назначения.
▼ Скачать + Заказать документы
Непосредственно образовательная деятельность по познавательному развитию.
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад № 14 комбинированного вида " городского округа Шуя Ивановской области.
Старшая группа № 6 компенсирующего назначения.
Воспитатель: Чистова Алевтина Владимировна
Тема НОД " Обитатели воды – речные рыбы".
Задачи:
- закрепить представление детей о рыбах, о строении тела, способе передвижения, образе жизни.
- закладывать основы экологического воспитания ;
- активизировать наблюдательность ;
Публикация «Конспект НОД по познавательному развитию „Речные рыбы“ для старшей группы компенсирующего назначения,» размещена в разделах
- Группы компенсирующей направленности
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Морские и речные обитатели, подводный мир
- Пресноводные рыбы, речные
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Рыбы и рыбки
- Рыбы, рыбки. Конспекты занятий
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2015
- учить отвечать на вопросы полными ответами, составлять описательный рассказ ;
-развивать артикуляционную моторику - подвижность губ, нижней челюсти ;
- закрепить умение ориентироваться на плоскости листа - определить верхний правый, нижний левый и другие его углы ;
- развивать логическое мышление (загадки) ;
- развивать речевое дыхание ;
- учить образовывать имена существительные с помощью уменьшительно - ласкательных суффиксов.
-закреплять приставочные глаголы (подплыть, заплыть, выплыть) и сложные предлоги (из-за, из-под);
- развивать слуховое восприятие;
- активизировать словарь; закрепить названия речных рыб, понятия "плавники", "чешуя"," водоросли", "коряга".
Методы, формы, приё мы деятельности : психогимнастика, психологический этюд, беседа, артикуляционное упражнение, индивидуальная работа, обсуждение, создание проблемной ситуации, самопроверка, игровые и занимательные приёмы, сюрпризный момент.
Работа с родителями: заучивание загадок о рыбах, было предложено найти речную рыбу (живую, иллюстрация) по выбору и рассказать или прочитать ребёнку что - то новое, необычное о ней.
Оборудование: Пособие "Речные рыбы", пособие "Речное дно", демонстрационный набор речных рыб, карточка - схема рассказа о рыбах, индивидуальный раздаточный материал: мини - схемы "Речное дно", набор рыб; рыбы для поощрения детей.
Предварительная работа:
Беседы, как часть НОД о строении рыб, названия речных и морских рыб. Загадывали загадки о рыбах, старались придумать сами. Проведено занятие по ИЗО деятельности с картинками заготовками. Дети дорисовывали части тела рыбы у кого каких не хватало. Читали рассказы Н. Носова "Карасик", А. Клыкова "Как мы удили рыбу", "Домашняя рыба" кн. "Четыре времени года" стр. 99 Играли в дид. игры: "Четвертый лишний", "Найди каждому свой дом", "Лото". Оборудование: Пособие "Речные рыбы", карточка-схема, демонстрационный набор речных рыб, пособие "Речное дно", индивидуальный раздаточный материал: схемы водоема, набор рыб; рыбы красного, желтого и оранжевого цвета для поощрения.
Ход занятия:
Организационный момент.
Психогимнастика "Доброе утро".
Доброе утро, лобик.
Доброе утро, щечки.
Доброе утро, ручки.
Доброе утро, ножки.
Доброе утро, солнышко!
Я проснулся!
Дети встают в круг и берутся за руки. Воспитатель тихим голосом говорит: "Мы небольшое доброе животное. Давайте послушаем, как оно дышит!" Все прислушиваются к своему дыханию. Вдох - все делают шаг вперед, выдох - шаг назад. Так не только дышит животное, так же ровно бьется его доброе сердце. Что это за животное? Если дети затрудняются, загадываю загадку:
Крылья есть, да не летает.
Глаза есть, да не мигает.
Ног нет, да не догонишь.
Правильно, это рыба. А вы знаете загадки про рыб? Дети загадывают.
В воде мы живем,
Без воды пролпадем.
У родителей и деток
Вся одежда из монеток.
Блещет в речке чистой
Спинкой серебристой.
Хвалю, говорю, что сегодня мы будем говорить рыбах. Уточняю, где рыбы могут жить, если в море - морские, в реке - речные, в пруду - прудовые, а в озере - озерные.
Предлагаю отправиться в путешествие на речное дно. Дети называют каких рыб они знают. А сможете ли вы рассказать об этих рыбах?Если вы затрудняетесь, то можно использовать карточку-схему.
Рассказы детей. Поправляю звукопроизношение, слежу за темпом речи. Хвалю, говорю, что рыбкам тоже понравилось, как ребята рассказывали о них - они улыбаются.
2. Физкультминутка
Предлагаю поиграть и немного отдохнуть. Для этого надо выйти из-за столов и плавать по комнате. Я буду читать стихотворный текст, а вы мне помогайте.
Рыбки плавают, ныряют -
Корм подводный собирают.
Раз, два, три -
Со-бе-ри!
Рыбки плавают, ныряют-
И друг друга догоняют.
Раз, два, три -
До-го-ни.
Рыбки плавают по дну-
Не поймаешь ни одну,
Раз, два, три-
Замри!
Раз, два, три-
Отомри!
Игра проводится 2 раза.
3. Рыбка прячется.
Индивидуальная работа детей с мини - схемами "Речное дно".
Непосредственно образовательная деятельность по познавательному развитию.
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад № 14 комбинированного вида " городского округа Шуя Ивановской области.
Старшая группа № 6 компенсирующего назначения.
Воспитатель: Чистова Алевтина Владимировна
Тема НОД " Обитатели воды – речные рыбы".
Задачи:
- закрепить представление детей о рыбах, о строении тела, способе передвижения, образе жизни.
- закладывать основы экологического воспитания ;
- активизировать наблюдательность ;
- учить отвечать на вопросы полными ответами, составлять описательный рассказ ;
-развивать артикуляционную моторику - подвижность губ, нижней челюсти ;
- закрепить умение ориентироваться на плоскости листа - определить верхний правый, нижний левый и другие его углы ;
- развивать логическое мышление (загадки) ;
- развивать речевое дыхание ;
- учить образовывать имена существительные с помощью уменьшительно - ласкательных суффиксов.
-закреплять приставочные глаголы (подплыть, заплыть, выплыть) и сложные предлоги (из-за, из-под);
- развивать слуховое восприятие;
- активизировать словарь; закрепить названия речных рыб, понятия "плавники", "чешуя"," водоросли", "коряга".
Методы, формы, приё мы деятельности : психогимнастика, психологический этюд, беседа, артикуляционное упражнение, индивидуальная работа, обсуждение, создание проблемной ситуации, самопроверка, игровые и занимательные приёмы, сюрпризный момент.
Работа с родителями: заучивание загадок о рыбах, было предложено найти речную рыбу (живую, иллюстрация) по выбору и рассказать или прочитать ребёнку что - то новое, необычное о ней.
Оборудование: Пособие "Речные рыбы", пособие "Речное дно", демонстрационный набор речных рыб, карточка - схема рассказа о рыбах, индивидуальный раздаточный материал: мини - схемы "Речное дно", набор рыб; рыбы для поощрения детей.
Предварительная работа:
Беседы, как часть НОД о строении рыб, названия речных и морских рыб. Загадывали загадки о рыбах, старались придумать сами. Проведено занятие по ИЗО деятельности с картинками заготовками. Дети дорисовывали части тела рыбы у кого каких не хватало. Читали рассказы Н. Носова "Карасик", А. Клыкова "Как мы удили рыбу", "Домашняя рыба" кн. "Четыре времени года" стр. 99 Играли в дид. игры: "Четвертый лишний", "Найди каждому свой дом", "Лото". Оборудование: Пособие "Речные рыбы", карточка-схема, демонстрационный набор речных рыб, пособие "Речное дно", индивидуальный раздаточный материал: схемы водоема, набор рыб; рыбы красного, желтого и оранжевого цвета для поощрения.
Ход занятия:
Организационный момент.
Психогимнастика "Доброе утро".
Доброе утро, лобик.
Доброе утро, щечки.
Доброе утро, ручки.
Доброе утро, ножки.
Доброе утро, солнышко!
Я проснулся!
Дети встают в круг и берутся за руки. Воспитатель тихим голосом говорит: "Мы небольшое доброе животное. Давайте послушаем, как оно дышит!" Все прислушиваются к своему дыханию. Вдох - все делают шаг вперед, выдох - шаг назад. Так не только дышит животное, так же ровно бьется его доброе сердце. Что это за животное? Если дети затрудняются, загадываю загадку:
Крылья есть, да не летает.
Глаза есть, да не мигает.
Ног нет, да не догонишь.
Правильно, это рыба. А вы знаете загадки про рыб? Дети загадывают.
В воде мы живем,
Без воды пролпадем.
У родителей и деток
Вся одежда из монеток.
Блещет в речке чистой
Спинкой серебристой.
Хвалю, говорю, что сегодня мы будем говорить рыбах. Уточняю, где рыбы могут жить, если в море - морские, в реке - речные, в пруду - прудовые, а в озере - озерные.
Предлагаю отправиться в путешествие на речное дно. Дети называют каких рыб они знают. А сможете ли вы рассказать об этих рыбах?Если вы затрудняетесь, то можно использовать карточку-схему.
Рассказы детей. Поправляю звукопроизношение, слежу за темпом речи. Хвалю, говорю, что рыбкам тоже понравилось, как ребята рассказывали о них - они улыбаются.
2. Физкультминутка
Предлагаю поиграть и немного отдохнуть. Для этого надо выйти из-за столов и плавать по комнате. Я буду читать стихотворный текст, а вы мне помогайте.
Рыбки плавают, ныряют -
Корм подводный собирают.
Раз, два, три -
Со-бе-ри!
Рыбки плавают, ныряют-
И друг друга догоняют.
Раз, два, три -
До-го-ни.
Рыбки плавают по дну-
Не поймаешь ни одну,
Раз, два, три-
Замри!
Раз, два, три-
Отомри!
Игра проводится 2 раза.
3. Рыбка прячется.
Индивидуальная работа детей с мини - схемами "Речное дно".
Рыбы очень осторожные, поэтому они решили спрятаться. Показываю: вот рыбка подплывает к водорослям, заплывает за них, а потом выплывает. подплывает к коряге, выглядывает из-под коряги, выплывает из-под коряги; Выплывает из-за водорослей. Дети на своих пособиях повторяют действия с рыбкой, рассказывая о них и употребляя глаголы, сложные предлоги. (Помогаю, исправляю, хвалю).
4. А может ли рыба разговаривать? Ответы детей. А как же мы читали в книге и там рыба говорила? Почему рыбы не умеют говорить? Беседа.
Рыбка ротик открывает, Что сказать - она не знает.
Открывает - закрывает. Пузырьки она пускает. Показать артикуляционное упражнение: широко открыть рот, а затем быстро закрыть, слегка надувая щеки. Помогаю тем у кого не получается, высказываю одобрение у кого получилось (в итоге все справились).
5."Заселяем водоем"
Рыбке скучно одной. Надо ей найти кого. (друзей).
Предлагаю заселить щуку в правый верхний угол. Озвучить, какую рыбу и куда ты заселил (полным ответом) и т. д. Одно из заданий, предлагаю дать ребенку с высоким уровнем развития. Если кто-то ошибается, предлагаю детям помочь. Подвожу итог.
6. "Назови ласково".
Предлагаю провести игру ребенку с высоким уровнем развития.
Рыба-. , карась. ,плотва. ,щука. ,окунь. ,лещ. ,сом. ,ерш. ,камень. ,улитка. ,рак. и т. д. Помогаю, предлагаю помочь тому, кто ошибся.
7. Вот и подошло к концу наше путешествие. Вам понравилось? Что понравилось? Что было самое сложное для вас? А что вы выполнили легко? Что нового вы узнали? А что мы составляли? Дарю детям рыбок: красная, желтая, оранжевая (отмечаю успех каждого ребенка).