Темник Наталья
Конспект НОД по познавательному развитию обучающихся старшего дошкольного возраста с ОВЗ «Космические приключения»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект непосредственно-образовательной деятельности
по познавательному развитию обучающихся
старшего дошкольного возраста с ОВЗ (нарушениями зрения)
Тема «Космические приключения»
Вид НОД:
Цель: создание условий для творческой и исследовательской деятельности дошкольников посредством развития умений пользоваться нарушенным зрением.
Программное содержание:
Коррекционно -образовательные:
- Закреплять и расширять элементарные представления обучающихся о космосе, космонавтах, звездах, планетах.
Публикация «Конспект НОД по познавательному развитию обучающихся старшего дошкольного возраста с ОВЗ „Космические приключения“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Космос. Все о космосе для детей
- Космос. Конспекты занятий
- ОВЗ. Конспекты занятий, НОД
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Старшая группа
- Темочки
- Формировать умение дошкольников получать полисенсорную информацию об окружающем мире с помощью всех сохранных анализаторов, использовать её в предметно-практической, познавательной и коммуникативной деятельности.
Коррекционно - развивающие:
- Продолжать развивать зрительное восприятие при узнавании,нахождении и различениипланет Солнечной системы.
- Развивать зрительно-моторную координацию,способность ориентироваться при опознании предметов в окружающем мире на форму как основной опознавательный признак.
Коррекционно - воспитательные:
- Воспитывать дружеские взаимоотношения в ходе командной деятельности, умение действовать в соответствии с указаниями педагога.
Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие.
Интеграция детских видов деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, восприятие художественной литературы
Предварительная работа: рассматривание глобуса, картинок и иллюстраций с изображением планет Солнечной системы; чтение художественной литературы о первых полётах в космос и известных космонавтах.
Планируемый результат: систематизированные представления детей о космосе и деятельности человека в космическом пространстве.
Средства оборудования: картинки с изображение планет, строительные наборы, образцы построек, трубки, наборы «грунта», карты-схемы для установления аналогий, магнитофон, микрофон.
Ход НОД:
I.Мотивационный
Дети под музыку входят в зал (встают у стульчиков) (Музыка 1)
Педагог 1:
-Какая звучит необычная музыка. Что вы представляете, когда её слышите?
Дети:
-Я представила сказку.
-Я представил приключения
-Я представила звёзды.
Педагог 1:
-Это космическая музыка. Что такое космос?
Дети:
-Космос окружает нашу планету.
-Это звёзды.
-Это Вселенная.
Педагог 2:
-Любите ли вы смотреть на звезды?
-Какие они?
Дети:
-Звёзды яркие, далёкие, интересные.
Педагог 1:
-Мир звезд богат и разнообразен.
-Сегодня мы предлагаем вам разгадать некоторые космические тайны.
-Для этого нужно стать космонавтами.
Педагог 1:
«Если в космос вы хотите,
Значит скоро полетите.
Самый дружный будет наш
Этот научный экипаж».
-Сегодня в нашем испытании участвуют две команды: «Ракета» и «Звезда».
Педагог 2:
За нашим полетом будет следить «Центр управления». Разрешите представить его операторов: (Представление гостей).
- Операторы будут отмечать правильность выполнения вами научных, космических заданий.
- За каждое правильно выполненное задание команды будут получать планеты-фишки. У какой команды окажется больше планет, та команда и победит.
- Следить за безопасностью выполнения заданий будем мы – консультанты.
II этап. Содержательный
Педагог 2:
-Знаете ли вы, что прежде чем полететь в космос космонавтов очень долго готовят от 5 до 12 лет.
- Поэтому мы сейчас и начнем подготовку к нашему первому полету.
- Внимание, первое заданиепозволит выяснить, что вы знаете о космосе.
- Мы будем задавать вопросы, а вы будите давать полные ответы.
- Команда, которая даст правильный ответ,получает ПЛАНЕТУ -фишку.
2.1. Дидактическое упр. «Это интересно».
Вопросы командам:
1. Как называется планета, на которой мы живем?
2. Почему планету Земля называют голубой?
3. На чём летают люди в космос?
4. Как называют людей, летающих в космос?
5. Кто первым полетел в космос?
6. Чей портрет изображён на слайде? (фото) (Гагарин).
7. Чем знаменит Ю. А. Гагарин?
8. Что люди делают в космосе?
9. Назовите спутник Земли? (Луна)
10. Назовите самую яркую звезду нашего неба?
- На следующий вопрос ответят самые главные специалисты-операторы центра управления полётом.
11. Что это за аппарат? (фото) (ковер-самолет) Где на нём летают? (в сказках)
Педагог 1:Первый этап пройден. Тренировка продолжается. Чтобыполететь в космос, необходимо построить ракету.
2.2. Дидактическое упр. «Строим ракету»
Педагог 1:
- Обратите внимание на схему и постройте ракету по образцу.
Дети строят ракету из предложенных форм
Педагог 1:
- Молодцы, построили ракету. Правильность вашей работы оценят операторы.
- Внимание операторы! Оцените правильность наших действий!
Педагог 2:
- Мы принимаем вас на борт космического корабля.
- Все готовы к полету?
Дети:
- К полёту готовы!
Педагог 2:
- К запуску космического корабля приготовиться:
Звучит аудиозапись:
-Внимание! Внимание! Всем, кто меня слышит!
-Поломка пульта управления! Поломка пульта управления ракеты!
Педагог 1:
- Ребята! Без управления ракета не полетит. Его нужно срочно починить.
- Подойдите к своему пульту управления и продолжите ряд.
-Только если все правильно выложат планеты, ракета осуществит запуск.
2.3. Дидактическая игра «Почини пульт управления».
Работа по установлению ритма в рисунке.
Дети выкладывают последовательно изображение планет.
Педагог 2:
- Все готовы к полету? (дети отвечают)
- Осуществляем «Запуск ракеты»
- К запуску космического корабля приготовиться:
- 5,4,3,2,1, ПУСК! (с закрытыми глазами).
Звучит аудиозапись:
- Внимание! Внимание! Говорит центр управления полетами, мы прилетели в космос!
Педагог 1:
-В открытом космосе планету Земля окружает очень много звёзд. Сейчас я предлагаю вам рассмотреть и посчитать эти звёзды через специальную подзорную трубу.
2.4. Дидактическая игра «Астрономы»
- Берем картонную трубочку и через неё считаем только звёзды.
Педагог 1: Что бы увидеть всю красоту космоса, нужны здоровые глаза. Пока наши операторы проверяют, правильно ли вы сосчитали планеты, мы проведём зрительную гимнастику.
Зрительная гимнастика:
Снимаем очки, встаем все с краю стола, берем тренажер, в правую руку, следим, следим за звездочкой только глазами. (Выполняют под музыку «Спейс»)
-Ракета отрывается от земли (крепко зажмурили глаза и широко их открыли)
- Звезды мерцают в ночном небе (моргаем глазками)
- Планеты вращаются вокруг солнца (круговые движения глаз по часовой стрелке)
- Ракета приближается к Марсу (приближаем пальчик к носу и удаляем от носа).
Педагог 2:
-Прилетели на неизведанную планету.
-Наша задача взять на этой планете грунт для исследования в лаборатории, но с закрытыми глазами.
2.5. Дидактическое упражнение «Определи на ощупь»
Детям предлагается надеть скафандры, проверить гермошлемы.
(на полу в ёмкостях лежат различные виды грунта: камешки, песок, сахар, ракушки, грецкие орехи, колючие шарики, лепестки из ткани, вата)
Дети разными способами дотрагиваются до грунта:
Педагог 1:
- Что у тебя на тарелочке?
Дети:
-Песок. Сахар. Камешки….
2.6. «Расшифруй схему»
Дети рассаживаются в две команды, друг за другом так, чтобы спина предыдущего была полностью видна тому, кто сидит за ним. Перед первым человеком из команды стоит мольберт с листком бумаги и маркер (либо доска и мел, самому последнему ребёнку в цепочке передается шифровка (на которой изображены геометрические фигуры). Задача последнего человека, с помощью пальца, нарисовать на спине впереди сидящего человека геометрические фигуры так, как показано на схеме. Эта схема передается всеми детьми по цепочке, а самый первый ребёнок, должен отразить переданную схему в цвете на доске или листе бумаги маркером. Рисунок следует передавать строго по одной фигуре.
Педагог 2:(Сигнал)
-Ребята нам передают операторы, что нужно возвращаться в детский сад,
-Чтоб быстрей добраться до сада, закройте глаза и посчитайте от 10 до 1.
-Вот мы и в группе.
III. Рефлексивный этап
Педагог 2:
- Нас встречает корреспондент программы «Новости». (Педагог с микрофоном задает вопросы детям):
- Хочется услышать впечатления космонавтов из первых уст:
-Где вы были?
-Что делали в космосе?
-Что узнали нового?
-Кому понравилось – похлопайте в ладоши, если не понравилось – не хлопайте!
-А кому вы расскажите о своем путешествии?
Педагог 2:
-Операторы сообщили нам, что ребята из детского сада правильно выполнили научные космические задания.
-Обе команды получили одинаковое количество космических фишек.
- За ваши старания, всем участникам вручаются удостоверения «Космонавтом стать готов».
- (Звучит космическая музыка).
Вы теперь будущие космонавты!