Наталья Шихова
Конспект НОД по познавательному развитию «Удивительный воздух» для детей подготовительной группы
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: обобщить знания детей о воздухе, о некоторых правилах экологической безопасности.
Задачи:
- формировать понимание необходимости сохранять воздух чистым, знать источники загрязнения воздуха, понимать опасность загрязненного воздуха для здоровья.
- способствовать познавательно-исследовательской деятельности детей через элементарное экспериментирование: умение проводить опыты, высказывать свои предположения, демонстрировать результат при помощи действия и рассуждения;
Публикация «Конспект НОД по познавательному развитию „Удивительный воздух“ для детей подготовительной группы» размещена в разделах
- способствовать расширению знаний детей о свойствах воздуха;
- развивать самостоятельность, инициативу в познавательно- исследовательской деятельности.
- развивать умение включаться в коллективное исследование, действовать по схеме, выдвигать свои предположения.
- развивать мышление, память, речь.
- расширять и активизировать словарь детей;
- воспитывать гуманно-ценностное отношение к миру и окружающей среде.
Образовательная область: познавательное развитие
Интеграция с другими образовательными областями: социально – коммуникативное развитие, художественно - эстетическое развитие, физическое развитие, речевое развитие.
Детская деятельность: познавательно – исследовательская, коммуникативная, музыкальная, речевая, двигательная, восприятие художественной литературы и фольклора.
Методические приё мы: художественное слово (загадка, стихи); релаксация, эксперименты, опыты - проводимые воспитателем совместно с детьми; вопросы к детям, аудиозапись «Ищу в природе красоту», «Ласковая грусть», физкультминутка с дыхательной гимнастикой, рефлексия.
Материалы к занятию: презентация, аудиозапись «Ищу в природе красоту», «Ласковая грусть», пакеты, различные ёмкости, стаканчики, трубочки, салфетки, флаконы от шампуни, схемы, атрибуты для индивидуального экспериментирования, музыкальный инструмент, веточки деревьев, мыльные пузыри.
Словарная работа: Воздух – невидимка, лаборатория, грудная клетка.
Предварительная работа: опытно-экспериментальная деятельность по определению некоторых свойств воздуха; беседа о значении воздуха в жизни всего живого на земле; игры с воздушными шарами, султанчики, ленточки; рисование воздухом «красочные кляксы», воздушными фломастерами «аэрографы», рассматривание иллюстраций и презентаций по данной теме; чтение художественной литературы, энциклопедий.
Ход
Слайд 1.
Дети под музыку «Ищу в природе красоту» собираются в круг
Воспитатель:
Ребята, вы знаете, на какой планете мы живем? (Земля.)
Наш дом родной, наш общий дом –
Земля, где мы с тобой живем!
Ты только посмотри вокруг:
Тут речка, там – зеленый луг.
В лесу дремучем не пройдешь,
Воды в пустыне не найдешь!
А где-то снег лежит горой,
А где-то жарко и зимой…
Чудес нам всех не перечесть,
Одно у них названье есть:
Леса, и горы, и моря –
Все называется Земля! (И. Петросян)
Слайд 2.
Воспитатель: - Ребята, нашей планете угрожает опасность! Но какая, (рассуждение детей) мы должны с вами выяснить. Вы готовы провести исследование и помочь нашей Земле?
Воспитатель: Отгадайте загадку:
Через нос проходит в грудь
И обратный держит путь
Он невидимый и все же
Без него мы жить не можем.
- Как вы думаете, кто этот Невидимка? Д: - Воздух.
Слайд 3.
Воспитатель: Ребята, а что вы знаете о воздухе?
Он прозрачный невидимка,
Лёгкий и бесцветный газ.
Невесомою косынкой
Он окутывает нас.
Он в лесу – густой, душистый,
Как целительный настой,
Пахнет свежестью смолистой,
Пахнет дубом и сосной.
Летом он бывает тёплым,
Веет холодом зимой,
Когда иней красит стёкла
И лежит на них каймой.
Мы его не замечаем,
Мы о нём не говорим.
Просто мы его вдыхаем –
Ведь воздух всем необходим.
Воспитатель: Всему живому необходим, что? - воздух. Вся планета Земля окутана невидимым прозрачным покрывалом – это что? - воздухом. Воздух есть везде? Вот это мы и проверим. А в человеке есть воздух? (Дети садятся)
Воспитатель: А в человеке есть воздух? Давайте посмотрим, как мы дышим. Вдохните воздух. Куда попал? (В нос)
Слайд 4.(Силуэт человека с органами дыхания)
Правильно, после этого он спускается в горло, дыхательную трубочку, которая называется трахеей, затем через бронхи попадает в легкие.
Положите одну руку на грудь, сделаем вдох, что происходит? (Грудь поднимается, воздух поступает в лёгкие) А теперь выдох? (грудь опускается, воздух выходит из лёгких). Дети дышат носом - вдох, выдох.
- Вот так работают лёгкие. Наши легкие трудятся постоянно. Ребята, а что было бы, если бы воздух исчез (рассуждение детей)
- Давайте проведём эксперимент. Одновременно пальчиками одной руки закроем нос, а ладошкой другой руки закроем рот. Что случилось? (Нам нечем дышать. Без воздуха нет жизни. Всё бы живое погибло)
Воспитатель: Как и где можно использовать воздух? (ответы детей)
Слайд 5. На слайде дети видят парусные корабли, парашютистов, воздушный шар, фен, пылесос, колёса машин, покрытые шинами, плавающих на речке детей с надувными крылышками и в спасательных кругах, мяч.
Воспитатель: Воздух можно услышать?
Слайд 6. Артист, играющий на духовых инструментах, дует в отверстие инструмента, воздух дрожит, образуются волны, возникает звук. Звук распространяется по воздуху. Без воздуха мы не услышали бы звука.
Воспитатель: От чего загрязняется воздух?
Слайд 7. Картинки на слайде
Слайд 8. Воспитатель: В каком городе вы хотели бы жить, в котором на картинке справа или слева? (где было бы много растений, цветов и воздух был чистый, не шёл бы дым из труб, не загрязнял бы воздух)
Воспитатель: Как заботиться о своём здоровье?
Слайд 9. Загрязнённый воздух очень вреден для здоровья.
Нельзя играть возле дорог, стоянок автомобилей, мусорных свалок, надо больше гулять на свежем воздухе.
Воспитатель: Ребята, а откуда берётся чистый воздух? (Чистый воздух нам дают растения, зелёные листочки.)
Слайд 10 «Лес».
Воспитатель: Что вы видите на картине? (Лес) Почему вы решили, что это лес? (В лесу растёт много деревьев, кустарников, цветов)
- Как вы думаете, в лесу воздух чище, чем в городе? Почему? (в лесу много растений, нет машин, заводов).
Воспитатель: Правильно. Все растения от маленькой травинки до высоких деревьев делают воздух чище, они ловят углекислый газ и дают кислород, который необходим для человека и всех животных. Поэтому лес называют лёгкими земли.
Воспитатель: Посмотрите, какой лес перед вами! Давайте встанем и представим себя на полянке в лесу, закройте глаза.
Релаксация. Аудиозапись «Ласковая грусть».
Вы оказались в чудесном, теплом лесу. Он не пугает вас, а наоборот, кажется приветливым и гостеприимным. Воздух свежий, насыщенный разными ароматами леса, попробуйте ощутить лесные запахи (пауза). Вы слышите пение птиц! Вслушайтесь, лес полон звуков (пауза). Теплый ветер нежно играет вашими волосами и успокаивает вас, вы чувствуете себя в этом лесу как дома. Вы хорошо отдохнули. Откройте глаза.
Вот вы набрались сил и энергии, мы готовы к новым исследованиям и открытиям.
Воспитатель: Ребята, вы сказали, что воздух прозрачный невидимый. Давайте докажем, что воздух есть везде. Мы сейчас будем с вами заниматься исследованиями, как настоящие учёные и мы будем не только находить воздух, но и делать опыты, определять его свойства. Вы готовы?
Слайд 11. Проходим в лабораторию, одеваем специальную одежду.
Перед нами поставлена задача: доказать, что воздух есть везде.
Опыт 1. Поймай воздух. Сейчас мы раскрытым пакетом поймаем воздух. Закрутить пакет. Почему пакет выпуклый? Что в нем есть? (В пакете есть воздух, но мы его не видим.) Почему? (Он невидимый) (собрать пакетики)
Вывод: в пакете был воздух, он невидимый, прозрачный, воздух есть везде.
Опыт 2. Воздух в человеке. Есть ли в человеке воздух? Докажите. Дети дуют в трубочку, опущенную в стакан с водой. Что происходит? (Выходят пузырьки)
Вывод: пузырьки - это воздух, который вы выдохнули, в человеке есть воздух, он постоянно вдыхает и выдыхает воздух.
Опыт3. Что внутри баночки? (Ответы детей) Как почувствовать воздух? Давайте проверим, нажмите, на баночку, из неё выходит воздух.
Вывод: Баночка из-под шампуня заполнена воздухом, и он передает запахи.
Опыт 4. Сухой из воды. Если мы бросим салфетку в таз с водой, что с ней случится? (Намокнет.) Давайте прикрепим её ко дну стакана и опустим стакан вверх дном прямо в воду, достаньте, посмотрите, какая салфетка? (Салфетка сухая.) Почему? Вывод: в стакане есть воздух, он не пустил туда воду и не дал намочить салфетку.
Воспитатель: А сейчас, товарищи ученые, я предлагаю вам разделиться на две группы и провести опыты самостоятельно. На ваших столах лежат схемы для проведения опытов для изучения воздуха и его свойств. В соответствии со своей схемой вы выбираете нужное оборудование в центре экспериментирования и проделываете всю работу в своей лаборатории. (за своим столом). Понятно задание? Приступайте.
Для детей лаборатории №1, №2 предложены схемы опытов, которые доказывают, что "утопить" предметы наполненные воздухом невозможно. Почему они не тонут? Вывод: Воздух легче воды (надувной нарукавник, мяч, шарик, надувная игрушка, резиновые игрушки, пустые бутылки из под шампуней) Дети выполняют опыты под частичным руководством воспитателя.
Воспитатель: Итак, товарищи ученые, вы готовы сообщить всем о своем открытии?
Воспитатель: О своем открытии расскажут ученые лаборатории №1. (Ответы детей) Слушаем ученых лаборатории №2. (Ответы детей)
Воспитатель: - Молодцы! Вы доказали, что воздух легче воды.
Воспитатель: Ребята, что вы можете предложить, чтобы предотвратить экологическую опасность на планете Земля и очистить наш воздух?
Дети: (Сажать деревья, не разводить костры, др.)
Слайд12. Воспитатель: Правильно, ребята. Чтобы очистить воздух надо сажать деревья, кустарники. Поэтому я вам предлагаю посадить наши маленькие деревца, которые мы с вами спасли и вырастили. Так мы сделаем воздух чистым.
Слайд13 Воспитатель: Ребята, какие вы все молодцы. Трудно было проводить исследование? Что интересного вы узнали? Для вас у меня есть подарок, эти мыльные пузыри.
Слайд14. Предлагаю устроить воздушное «Музыкально - мыльное шоу»