Лена Черненькая
Конспект НОД по познавательному развитию «История возникновения колоколов на Руси» в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Основная взрослая цель: формирование представления о колоколах и колокольных звонах на Руси
Детская цель: отправиться в экспедицию, чтобы узнать все о колоколах
Задачи
• Образовательные;
познакомить со свойством колокола;
расширить представление об особенностях звучания колоколов.
• Развивающие
развивать умения поддерживать беседу;
Публикация «Конспект НОД по познавательному развитию „История возникновения колоколов на Руси“ в старшей группе» размещена в разделах
содействовать развитию мыслительных операций по высказыванию своей точки зрения, наблюдения, сравнения, анализ;
способствовать развитию качеств личности : любознательность.
• Воспитательные
содействовать развитию положительных эмоций (радость, восхищение);
воспитывать у детей чувство патриотизма, любви к своей Родине;
содействовать развитию чувства прекрасного;
обеспечить поддержку в развитии собственного «Я».
Виды детской деятельности:
игровая, двигательная, коммуникативная, познавательно- исследовательская, музыкальная, восприятие художественной литературы и фольклора.
Материалы и оборудование:
Запись: «Колокольчик»;
«Колокольные звоны»;
Слушание музыки. «Колокольные звоны»;
Колокольчики для игры
Картинки или материал для отливки колоколов.
Иллюстрация самого большого колокола – «Царь-колокол»
Предварительная работа:
Знакомство с разными сувенирными колокольчиками;
Информация для чего нужны были колокола на Руси?
Знакомство с мастерами, которые отбирали нужные материалы для отливки колоколов. Чтение информации о том, как занимались отливкой колоколов;
Разучивание логоритмического упражнения «Колокольчик»
Содержание организованной образовательной деятельности:
(Слайд 1. «Звонок петрушки»)
Воспитатель: Ребята, внимание у нас звонок. (дети садятся на стульчики возле экрана, на экране картинка с изображением «WhatsApp» и соответствующее звуковое сопровождение, далее демонстрируется видеоролик, где Петрушка предлагает посмотреть, что находится в посылке, которую он прислал, дети подходят к посылке и распечатывают, рассматривают разные колокольчики, исследуют их внешний вид и звучание)
Воспитатель: Ребята, мы с вами живем в стране, у которой удивительно красивое имя – Россия. Сегодня мы с вами откроем для себя еще одну страницу из её истории. Вы любите путешествовать? А отправимся мы в удивительное путешествие в прошлое нашей страны, чтобы узнать о колоколах? (Да) Тогда сядем поудобнее и посмотрим.
(Слайд 2. «Золотые колокола»)
«На колокольне» В. Шамаников.
Хорошо на колокольне
Позвонить в колокола,
Чтобы праздник был раздольней,
Чтоб душа запеть могла.
Будто ангельское пенье,
Этот дивный перезвон
Светлым гимном Воскресенья
Зазвучал со всех сторон.
Воспитатель: А вы знаете, как появились колокола?
По преданию много-много веков назад заболел один монах, пошел в лес за целебными травами, устал и прилег на траву. Он задремал и сквозь сон услышал удивительную музыку. Монах почувствовал, что от этой музыки болезнь куда-то уходит, и он начинает выздоравливать. Когда же монах открыл глаза, то увидел, что возле самого его уха качается знакомый цветок – колокольчик.
(Слайд№3. «Цветок колокольчик»)
И монах решил, что именно голос цветка помог ему. Он вернулся в монастырь и сделал копию этого цветка, отлив ее из металла.
(Слайд 4. «Подвески из металла»)
Музыкальный инструмент колокольчик нам знаком уже давно. Давайте вспомним, как он устроен. (Показать колокольчик) На что похож колокольчик по форме? (Опрокинутая чаша, колпак). А что находится у него внутри? (Язычок). Как возникает звук? (Язычок ударяется о стенки).
Колокольчики изготавливают из самых разных материалов: из сплавов различных металлов, глины, стекла.
(Слайд №5. «Виды колокольчиков»)
Воспитатель: Появились колокольчики очень давно, в 10 веке, более 1000 лет назад. Небольшие колокольчики вешали на шеи домашним животным (Слайд №6. «Корова»). Далеко был слышен этот звон, и хозяева могли отыскать буренку или лошадь, пасущуюся на лесных полянах. Позже колокольчики стали вешать и под дуги запряженных лошадей.
(Слайд№ 7. «Упряжь с колокольчиками»).
Воспитатель:
Вот мчится тройка удалая
В Казань дорогой столбовой,
И колокольчик, дар Валдая,
Гудит уныло под дугой
Жених к свадьбе дарил своей невесте колокольчик – считалось, что его чистый звук отпугивает все семейные невзгоды. Колокольчик прочно вошёл в нашу жизнь, и мы часто встречаем его.
- Вы знаете, где встречается колокольчик? (Ответы детей) - у коровы на шее (чтобы было легче искать, когда потеряется); - на корабле (колокол отбивает время); - на рыбалке; - в храме на колокольне; - на двери (вместо звонка);
- в школе; - у клоуна на шапочке, на одежде (веселит людей); - есть колокольчик музыкальный, он украшает музыку; - есть колокол – памятник – «Царь- колокол»; -ёлочные украшения в виде колокольчиков; - колокольчик у лошадок на дуге.
Воспитатель: Вы молодцы, много вспомнили.
(Слайд №8,9 «Литье колоколов»)
- Шло время, и постепенно стали появляться колокольцы, напоминающие современные колокола- только их не ковали, а лили из горячего металла. Сначала их возили из далёкой Италии. Но со временем и русские мастера стали отливать колокола и наполнять их чудесным голосом.
(Слайд № 10,11 «Разные колокола»)
Обычно колокола отливали из меди или бронзы, но на Руси были колокола серебряные, позолоченные и даже глиняные. В древности колоколам давали имена : Царские, Лыковые, Пленные, Козёл, Баран, Гавриил, Георгий Лебедь. Ребята, а вы знаете, где находятся колокола?
(Слайд № 12, 13 «Колокольня»).
Колокольня по-другому называется звонница. Почему называется колокольня - это понятно. А почему звонница? (Потому, что оттуда лился колокольный звон). Самая высокая колокольня в России находится в Москве и называется она – «Иван Великий», её высота почти 84 метра. А самая известная звонница находится в г. Ростове Великом. Со всего мира люди приезжают сюда послушать колокольную музыку. (звучит колокольный перезвон)
(Слайд №14. «Колокольня «Иван Великий»).
Воспитатель: В те далекие времена колокола сообщали людям о происходивших событиях. По звукам колокольного звона можно было определить, что происходит в городе. Благовест (т. е. благая, радостная весть, звон в один колокол) созывал людей в церковь на богослужение, (слайд колокольня). Трезвон (звон во все колокола) оповещал о большом празднике. Если случится пожар или другое бедствие – набат разбудит своим звоном спящих. А если случится смута, бунт, подступит неприятель – зазвучит всполошённый колокол.
Воспитатель:
Колокол дремавший
Разбудил поля.
Улыбнулась солнцу
Сонная земля.
Понеслись удары
К синим небесам,
Звонко раздается
Голос по лесам.
(С. Есенин)
Физкультминутка «Колокольчики»
Колокольчик в руке (поднимают руки вверх)
Колокольчик на дуге (смыкают руки над головой)
Колокольчик в море (делают руками плавательные движения)
Колокольчик в школе (складывают руки полочкой)
И рыбка на удочку (делают движения, будто закидывают удочку)
Нацепил на дудочку (имитируют движения игры на дудочке)
Колокольчик-бубенец наступил игре конец (хлопают в ладоши)
Воспитатель: Самые разные по размеру и звучанию колокола есть на земле русской. В нашей столице – Москве был отлит самый большой колокол и назвали его «Царь-колокол» (Слайд №15, 16 «Царь колокол»). Создали его мастера русские Иван Федорович и его сын Михаил Иванович Моторины. Весил он свыше двухсот тонн. Но не суждено было людям услышать его голос. Тихим майским вечером запылал пожар, сгорел деревянный шатер над литейной ямой, в которой находился колокол. Облитый водой он дал трещины, а потом от него отвалился большой кусок. И стоит он по сей день в Кремле, великий и безмолвный.
(Слайд №17 «Спасская башня»)
Воспитатель: Ребята в Москве на красной площади есть Спасская башня, на которой размещены часы, которые называют курантами, они бьют каждый час, по колоколу ударяет молот, и они звучат на всю Москву, послушайте (воспитатель включает звучание курантов)
Воспитатель: Ребята, давайте поиграем с колокольчиком, нужно правильно назвать место, где звенит колокольчик (закрепление предлогов, воспитатель предлагает детям закрыть глаза и звенит колокольчиком под стулом, за ребенком, над ребенком, справа и слева)
(Слайд №18 Игра «Где звенит колокольчик?»)
(Слайд №19 «Петрушка спрашивает»)
Воспитатель: Скажите, ребята, что особенно вам сегодня запомнилось? Что вы можете рассказать своим родителям? Что нового открыли вы для себя сегодня?
Ребята, скажите, как называют человека, умело звонящего в колокола?
Как называют «благую весть», «добрую весть» языком колокольного звона?
Давайте позвоним в колокольчики в нашей игре, выбирайте колокольчики и становитесь в круг, и пусть они, звеня, принесут радость и счастье.
(Слайд №20 «Музыкально-ритмическое упражнение с колокольчиками»)
Список литературы:
1. Кавельмахер В. В., «Способы колокрольного звона и древнерусские колокольни. Колокола. История и современность», М. : 1985.
2. Князева О. Л., Маханева М. Д., «Приобщение детей к истокам русской народной культуры», С. -Пб. ; изд. : «Детство-Пресс», 2004.
3. Попова Т. А., «Интегрированные циклы занятий по приобщению к русской народной культуре», Москва, МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010.
4. Пухначев Ю. В., «Колокола. История и современность», М. : Академия, 2000.