Данилова Светлана
Конспект НОД по познавательному развитию и ознакомлению с окружающим в старшей группе «Как помочь Фее Цветов»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД
по познавательному развитию
и ознакомлению с окружающим
Тема:
"Как помочь Фее Цветов"
воспитателем
МДСКВ №127
Даниловой С. В.
г. Иваново 2021г.
Программное содержание:
Публикация «Конспект НОД по познавательному развитию и ознакомлению с окружающим в старшей группе „Как помочь Фее Цветов“» размещена в разделах
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Цветы. Все о цветах
- Цветы. Конспекты занятий
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2022
Познакомить детей с правилами оформления клумб при посадке на них цветущих растений.
Знакомить со способами и правилами выращивания рассады из семян.
Активизировать в словаре детей слова, обозначающие названия комнатных, луговых и садовых цветущих растений; слова, обозначающие части растений (корень, стебель, листья, цветы, семена и др., способы ухода за растениями.
Воспитывать у детей осознанно-правильное отношение к окружающему миру.
Учить бережному отношению к природе, учить любить и оберегать всё живое.
Развивать чувства доброты, желание помогать нуждающимся в помощи.
Формировать моральные черты личности: сознательность, трудолюбие, умение получать удовлетворение от результатов своего труда.
Место проведения: группа.
Материал к НОД:
• Конверт с письмом от Феи.
• Иллюстрации с изображением комнатных и садовых цветущих растений.
• Листы бумаги, карандаши, фломастеры для создания схемы посадки цветов на клумбы.
• Семена астр, космеи, календулы (ноготков, бархатцев, флоксов.
• Ящики с землёй для рассады, инструменты для посадки семян: грабельки, лопатки, деревянные палочки, лейки.
Предварительная работа:
Беседы и занятия о правилах ухода за комнатными растениями.
Работа в природном уголке по уходу за растениями.
Рассматривание картин и иллюстраций с изображением цветущих растений.
Чтение художественной литературы, разучивание стихов о природе.
Труд на участке детского сада в летнее время совместно с воспитателями: посадка растений на клумбы, уход за ними, наблюдения.
Ход НОД:
Воспитатель:
-Ребята, сегодня я пришла в группу первая и увидела вот этот конверт. (Показывает детям письмо).
Кто-то бросил нам в оконце,
Посмотрите, письмецо.
Может это лучик солнца,
Что щекочет нам лицо?
Может это воробьишка,
Пролетая, обронил?
Может кот письмо тихонько
На окошко положил?
-Вам, ребята, хотелось бы узнать, от кого пришло письмо?
Дети: да!
Воспитатель предлагает детям поудобнее сесть на ковре и прочитать письмо.
Воспитатель читает письмо:
"Здравствуйте, ребята! Обращается к вам Фея Цветов. Я живу в сказочной стране Фей на волшебном Зелёном лугу со своими сёстрами и братьями. В нашей сказочной стране всегда лето. Ещё совсем недавно наша сказочная страна была самой прекрасной в мире. На волшебном лугу росли самые красивые цветы. Их бутоны служили нам домиками. Зеленела трава. Над цветами кружились и порхали разноцветные бабочки, неподалеку шумел весёлый ручеёк. У нас было красиво, чисто, весело.
Неподалёку от нашей сказочной страны, в дремучем лесу живёт колдун. Его всегда раздражала чистота и красота. И вот однажды от напустил свои злые чары на нас. Зелёная трава пожухла, стало трудно дышать, а семена прекрасных цветов не прорастают в нашей почве. Сказочная страна замёрзла, и скоро мы все можем погибнуть. Колдун говорит, что он стал таким могущественным потому, что ему помогают люди. Они срывают цветы на лугах и полянках в лесах. Людям больше нравится жить среди каменных домов и асфальта. Неужели это правда?
Мои подружки-бабочки могут летать за пределы нашей сказочной страны. Они много видят и знают, что творится вокруг. Бабочки не верят, что колдун сказал правду. Однажды они пролетали над вашим детским садом и заметили, что на стенах нарисованы подсолнухи, а на окнах группы стоят цветущие комнатные растения. Бабочки догадались, что в этом доме живут прекрасные существа - дети. А ведь именно вы, дети - цветы, радость и украшение жизни. И только вы сможете помочь нам.
Чары злого колдуна ослабнут, если люди поймут, что природу надо беречь; если на всей земле зацветут цветы, посаженные людьми.
Мы просим: Помогите, спасите нас.
Ребята, надежда только на вас,
Иначе мы погибнем,
Не оставляйте нас!"
Воспитатель:
-Дети, а как вы думаете, колдун прав, говоря, что людям больше нравится жить среди камней и асфальта; что люди не любят цветы?
Дети:
-Нет, не прав. Люди живут в кирпичных домах и ходят по асфальтовым дорожкам, но они сажают и выращивают комнатные растения на окнах, сажают деревья и цветы около своего дома.
Воспитатель:
-А мы с вами можем помочь Фее Цветов и её сёстрам и братьям?
Дети:
-Да.
Воспитатель:
-Вы хотите им помочь?
Дети:
-Да, конечно!
Воспитатель:
Быть полезным важно
И не ждать награды.
Беззащитным, слабым
Помогать мы рады.
Пусть побольше будет
Доброты и ласки -
Вот тогда и в жизни
Будет словно в сказке!
Воспитатель:
-Ребята, а что нужно, чтоб всё живое вокруг ожило? Что необходимо для жизни?
Дети:
-Чистый воздух.
Воспитатель:
-Конечно. А мы с вами знаем, что цветы, как и другие растения очищают воздух. Что легче дышится в местах, где много зелени. И Фея права, если на земле будут цвести цветы, то всем живым существам будет хорошо дышать и тогда оживут жители сказочной страны.
А для чего ещё нужны цветы?
Дети:
-На цветы приятно смотреть. В нашей группе много красивых растений: герань, фиалки, бегония - они красиво цветут. У некоторых растений красивые листья - колеус, маранта. Даже те растения, которые не цветут, они полезны тем, что очищают воздух и на их зелёные листики тоже приятно смотреть. У них приятный запах. Цветы радуют глаз, они украшают нашу группу.
Воспитатель:
-А какие цветы вы ещё знаете?
Дети:
-Бывают цветы луговые, которые вырастают на лугу или лесной полянке. Это колокольчики, васильки, ромашки, незабудки, подснежники. Их не сажают специально.
А бывают цветы садовые, их сажают люди на клумбах и газонах. Это розы, тюльпаны, гвоздики, лилии, астры, бархатцы и др.
(Демонстрируются иллюстрации с изображением цветущих растений).
Воспитатель:
-Представим, что мы с вами цветы.
Физкультминутка
Наши алые цветы раскрывают лепестки,
(дети медленно встают с ковра, вытягивают руки вверх, затем разводят их в стороны)
Ветерок чуть дышит, лепестки колышет.
(дети плавно покачивают руками)
Наши алые цветы закрывают лепестки,
(медленно приседают, обхватив руками колени)
Головой качают, тихо засыпают.
(опускают голову вниз, закрывают глаза)
Воспитатель:
-Мы с вами докажем злому колдуну, что люди любят цветы, радуются им.
Каким образом мы можем это доказать?
Дети:
-Мы можем нарисовать любимые цветы, сделать выставку. Можно сфотографировать наши комнатные цветущие растения и послать фотографии, рисунки в волшебную страну. Можно посадить ещё комнатных растений. Например, у хлорофитума появились усики-отростки, которые можно раздать знакомым. Мы не будем срывать цветущие растения в лесу и на лугу. В мае можно будет сажать цветы и другие растения на клумбах.
Воспитатель:
-Молодцы! А как можно назвать человека, который занимается посадкой цветов?
Дети:
-Садовник. Цветовод.
Воспитатель:
-Давайте мы представим сегодня себя цветоводами. Мы попробуем нарисовать клумбы, такие, какие бы вы хотели видеть у себя на участке летом.
Подойдите к столам (столы расставлены по кругу, возьмите бумагу, карандаши или фломастеры, трафареты.
Клумбы могут быть разной формы, выберите форму трафарета, какая вам нравится (круг, овал, квадрат, прямоугольник, ромб, многоугольники).
Воспитатель объясняет и показывает на образце как можно изобразить схематично разные виды цветов.
Воспитатель:
-На одной клумбе можно посадить несколько видов цветов. Чтоб было красиво, сажают по краям клумбы низкорослые цветы. Какие это могут быть цветы?
Дети:
-Ноготки, бархатцы, маргаритки.
Воспитатель:
-В середине клумбы сажают высокие цветы. Какие?
Дети:
-Космея, подсолнухи, флоксы.
Воспитатель:
-А между ними цветы средней высоты. Какие?
Дети:
-Астры, бархацы, которые повыше.
Воспитатель:
-Теперь попробуйте нарисовать клумбы. У каждого получится своя, непохожая на другие. Мы выберем самые удачные, а весной разобьём такие клумбы на нашем участке.
Дети выполняют схематичные изображения клумб в течение 5-10 минут. Рассматривают их, выставив на доску или мольберт. Убирают карандаши.
Воспитатель:
-Замечательные схемы. А в конверте с письмом от Феи Цветов есть пакетики с семенами. Весной из семян мы вырастим в группе рассаду, а потом пересадим её на клумбы. Но мы с вами знаем, что семечко не прорастёт без необходимых условий.
Давайте поиграем в игру "Семена" и вспомним, какие условия нужны для роста растений.
Игра "Семена"
Выбираются Ветер, Солнце, Дождик (дети надевают маски) путём считалочки, все остальные дети - Семена. Они приседают, располагаясь свободно по группе.
Воспитатель:
-В маленьком семени спряталось растение.
Что должно произойти, чтоб оно могло расти?
Семена:
-Нам нужна плодородная земля.
Ветер, ветер, помоги,
Нас с асфальта унеси.
Ветер, пробегая мимо детей, дует на них. Дети-Семена перебегают на другое место (землю) и снова приседают.
Воспитатель:
-Не прорастают семена. Что должно произойти, чтоб они могли расти?
Семена:
-Нам нужны тепло и свет.
Солнце, солнце, помоги,
Чтобы мы могли расти.
Солнце оббегает детей, касаясь рукой каждого.
Воспитатель:
-Не прорастают семена.
Что нужно вам ещё?
Семена:
-Вода!
Дождик, дождик, помоги,
Чтобы мы могли расти.
Дождик оббегает детей, касаясь рукой каждого.
Воспитатель:
-Есть земля, есть вода,
Есть и свет и тепло,
Прорастай скорей зерно.
Прорастает корешок,
Прорастает стебелёк (дети медленно встают, выпрямляются)
Распустились почки,
Вытянув листочки (дети поднимают руки, качают ими)
Вот уже расцвёл цветок
Колокольчик, василёк,
Одуванчик, мак, нарцисс,
Ты в цветочек превратись. (дети изображают любой цветок)
Воспитатель:
-Теперь пора посадить семена Феи Цветов. Вот здесь, в природном уголке, стоят ящики с землёй для посадки семян, есть и необходимые инструменты. Разделимся на группы по 3-5 человек. Каждая группа возьмёт ящик с землё й и необходимые инструменты: лопатки, деревянные палочки, лейки, поставит на столы. Каждой группе достанется по пакетику семян (ноготки, космея, бархатцы, астры - разные для каждой группы). У нас в ящиках есть плодородная земля, в лейках есть вода, приготовлены семена. Разровняем землю в ящиках при помощи грабелек и лопаток. Наметим с помощью деревянных палочек места, где будут семена. Каждое семечко должно быть на небольшом расстоянии друг от друга. Сделаем небольшие ямочки. Посадим в каждую ямочку семечко. Присыплем землёй и польём из лейки.
Дети выполняют действия согласно объяснению.
Воспитатель:
-Получилось?
Дети:
-Да!
Воспитатель:
-Думаю, что семена, согретые нашей любовью, нашим теплом, непременно должны прорасти. Нам остаётся немного подождать. Семена прорастут, росточки превратятся в чудесные цветы на нашем участке. Благодаря им воздух в нашем городе станет чище. А если вы, ребята, вместе с родителями посадите цветы около своего дома, чары злого колдуна совсем разрушатся, и всё живое в сказочной стране Феи Цветов наберёт свою силу и красоту.
Чистота, порядок и красота нашего окружения зависит только от нас.
Дети расставляют ящики с посаженными семенами в уголке природы, прикрепляют к ним этикетки с названием растения и датой посадки, убирают рабочие места, моют руки.