Надежда Перевезенцева
Конспект НОД по познавательному развитию для детей старших дошкольников «В мире животных Саратовской области«
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Формирование представлений у детей о диких и домашних животных Саратовской области.
Задачи:
Обучающие:
1 Расширить и углубить представление детей о диких и домашних животных : внешний вид, характерные особенности, места их обитания и особенности жизни;
2 Закрепить знания детей о том, чем питаются дикие животные, к каким видам относятся, как готовятся к зиме, как живут домашние животные.
Публикация «Конспект НОД по познавательному развитию для детей старших дошкольников „В мире животных Саратовской области„» размещена в разделах
- Животные. В мире животных
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Республика, область, край. Список городов
- Саратовская область, Саратов
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2022
3 Активизировать и пополнять словарь детей по данной теме.
4 Закрепить материал по темам «Дикие и домашние животные»;
5 Научить решать несложные проблемы;
Развивающие :
1 Развивать связанную речь, мыслительную активность, внимание;
2 Развивать мелкую моторику;
3 Развивать наблюдательность и логическое мышление;
4 Развивать эмоциональную сферу детей.
Воспитательные:
1 Воспитывать чувство сопереживания, заботы о «братьях наших меньших»;
2. Воспитывать целеустремленность и настойчивость в поиске решения возникших проблем.
3 Воспитывать чувство любви к природе, бережное отношение к окружающему природному миру;
4 Формировать навыки сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности.
Методы: игровой, наглядный, слуховой, словесный.
Приемы: Погружение в игровую ситуацию, беседа, загадывание загадок, голосовая и эмоциональная модуляция.
Предварительная работа:
Просмотр мультимедиа презентации с беседами о животных, какие животные живут в лесу и в домашних условиях.
Рассматривание иллюстраций, альбомов на тему: «Животные», составление рассказов по картинкам.
Рассматривание Красной книги Саратовской области, обсуждение.
Проведение дидактических игр «Кто где живёт?», «Кто лишний?», «Кто что ест?».
Проведение подвижных игр «Волк и зайцы», «Лиса в курятнике», «Хитрая лиса», «Волк во рву».
Игровые ситуации по правилам обращения с животными.
Здоровьесберегающие технологии: Дыхательная гимнастика «Запах леса», физминутка «Волк и заяц».
Знакомство с Красной книгой Саратовской области, беседа.
Оборудование: интерактивная доска, предметные картинки с изображением диких и домашних животных, их жилищ.
Ход занятия:
Раздается стук в дверь.
Воспитатель: Ребята, слышите? Кто-то стучится к нам в дверь. Давайте посмотрим, кто к нам пришел.
Входит почтальон Печкин.
Печкин: Здравствуйте! Я принес вам телеграмму (вручает ее воспитателю)
Воспитатель: Я прочитаю вам телеграмму, но сначала вы отгадаете, от кого она, отгадав мою загадку:
Он на дереве сидит,
Все стучит, стучит, стучит.
Ищет он жучков в коре
Чтоб обед добыть себе.
Вы догадались, кто это?
Дети: Дятел! (слайд 3)
Воспитатель: Правильно, ребята! Теперь мы знаем, кто нам прислал телеграмму. Сейчас я вам ее зачитаю.
Воспитатель: «Здравствуйте, дорогие мальчики и девочки. У нас в лесу случилась беда, была метель. Животные все разбежались и не могут найти свои домики. Помогите, пожалуйста».
Ребята, поможем лесным жителям?
Дети: Да!
Воспитатель: Ребята, тогда я вам предлагаю отправиться в лес. Давайте сядем в поезд (слайд 4)
(Дети становятся паровозиком)
Воспитатель: Двери закрываются!
Дети: Ш-шшшшшш (Имитация закрытия дверей).
Воспитатель: Поезд отправляется!
(Дети двигаются «паровозиком» по группе, имитируют движение «колес», произносят «чух-чух-чух»). Останавливаются перед картиной «Лес»
Воспитатель: Остановка! Двери открываются!
Дети: - Ш-шшшшшш (Имитация открытия дверей).
Воспитатель включает мр3 с записью шума леса и голосов диких животных. Дети садятся на стульчики, стоящие вокруг стола и слушают запись.
Воспитатель: Ребята, где мы сейчас оказались?
Дети: В лесу! (слайд 5)
Воспитатель: А что вы услышали?
Дети: Шум леса, дует ветер.
Воспитатель: А голоса каких животных вы слышали?
Дети: Волка, лисы, кабана, лося.
Воспитатель: А какие еще животные живут в лесу вы узнаете, отгадав загадки:
Бурый он и косолапый,
Ловит рыбу мощной лапой.
А ещё он любит мёд!
Кто сластёну назовёт?
Дети: Медведь! (слайд 6)
Воспитатель: Правильно, ребята, это Медведь.
Эта рыжая плутовка.
Ловит мышек в поле ловко.
Хоть похожа на собаку,
Никогда не лезет в драку.
Дети: Лиса (слайд 7)
Воспитатель: Правильно, Лиса.
Сама мала, шубка пышна.
В дупле живет, орешки грызет.
Дети: Белка! (слайд 8)
Воспитатель: И эту загадку правильно отгадали. Это Лиса.
Серый гонится за зайцем,
Хочет зайцем пообедать.
Как догонит — зубом щелк:
Заяц — бедный, сытый — …
Дети: Волк! (слайд 9)
Воспитатель: И с этой загадкой справились! Правильно, это Волк.
Серый столбик встал в лесу.
Боится волка и лису.
С ними он играет в прятки –
Бегом и без оглядки
Дети: Заяц! (слайд 10)
Воспитатель: Правильно, ребята! Животных мы с вами нашли, а помните, в телеграмме написано, что метель занесла все их домики? Поможем отыскать их?
Дети: Да.
Игра: “Кто, где живет?” (слайд 11)
Воспитатель: У вас на столе у каждого лежит картинка с изображениями животных, которых вы отгадали. А рядом находятся их домики. Нужно соединить линией животного с его жилищем.
Дети: Медведь спит в берлоге. Волк живет в логове. Лиса живет в норе. Белка живет в дупле. Заяц живет под кустиком. (слайд 12)
Воспитатель: Молодцы и с этим заданием вы справились. Помогли лесным жителям найти свои домики. Но пока наши зверята искали свои домики, они сильно проголодались. Давайте накормим их.
Игра: «Кто что кушает?» (слайды 13 – 17)
На магнитной доске висят изображения диких животных. Воспитатель раздает детям маленькие картинки: морковка, капуста, малина, мед, рыба, орехи, шишки, грибы, желуди, кора деревьев, трава, зайцы, и т. д.
Воспитатель: Ребята, нужно накормить животных на доске, прикрепив каждому изображение того, чем он питается.
Воспитатель: Кого чем накормим? Но прежде, чем ответить на этот вопрос, вы должны вспомнить, кто из животных относится к травоядным, а кто – к хищникам.
Дети: Травоядные: заяц (траву, кору деревьев, белка (орехи, грибы, лось (трава, кора деревьев, ветки, сено). (слайд 18)
Хищники: медведь (мед, ягоды, падаль, рыбу, волк (зайцев, овец, телят, лиса (кур, гусей, зайцев, мышей, рысь (мясо животных). (слайд 19)
Медведя – рыбой, ягодой, медом; лису – рыбой, волка – рыбой, белку – орехами, грибами; зайца – корой, веточками.
Воспитатель: Молодцы, ребята! Правильно накормили животных.
Воспитатель: А сейчас давайте немного отдохнем.
Физкультминутка «Волк и заяц» (слайд 20)
(Дети стоят по кругу, руки к плечам, пальцы сжаты в кулак.)
Раз, два, три, четыре — (Дети поочередно разгибают пальцы, начиная с указательных и кончая мизинцами)
Заяц уши оттопырил (Дети поднимают согнутые руки к голове (изображают «уши»)
Вот он серый волк, волк. Он зубами щелк, щелк! (Педагог выполняет хлопки перед собой (волк щелкает зубами)
Зайка, я, и ты, и ты, (Пружинящие полуприседания)
Воспитатель: Ребята, вы большие молодцы, помогли животным! Но нам пора возвращаться обратно в свой детский сад. Итак, садимся в поезд. (слайд 21)
(Дети становятся паровозиком)
Воспитатель: Двери закрываются!
Дети: Ш-шшшшшш (Имитация закрытия дверей).
Воспитатель: Поезд отправляется!
(Дети двигаются «паровозиком» по группе, имитируют движение «колес», произносят «чух-чух-чух»). Останавливаются перед картиной «Лес»
Воспитатель: Остановка! Двери открываются!
Дети: - Ш-шшшшшш (Имитация открытия дверей).
Воспитатель: Ребята, куда мы с вами путешествовали?
Дети: В лес. (слайд 22)
Воспитатель: Кого мы там встретили?
Дети: Животных. (слайд 23)
Воспитатель: А как называются животные, которые живут в лесу и заботятся о себе самостоятельно?
Дети: Дикие.
Воспитатель: А все ли эти животные, которым мы сегодня помогали, живут в нашей Саратовской области?
Дети: Нет. Медведь в Саратовской области не живет.
Воспитатель: Правильно. Ребята, а каких еще диких животных нашего края вы знаете? (кабан, барсук, ежик,)
Воспитатель: Правильно, а еще горностай, косуля, лось, куница, норка, хорек и даже рысь.
Воспитатель: Ребята, посмотрите на экран. (слайд 24)
Это - необычная книга. Кто знает, что это за книга?
Дети: (Красная).
Воспитатель: Правильно! А что означает ее цвет?
Дети: Что этих животных осталось очень мало.
Воспитатель: Правильно, ребята, красный цвет этой книги означает: Внимание! Этих животных осталось совсем мало на Земле. Таких как еж ушастый, хорь степной, сурок, а также птицы - дрофа, орлан степной, журавль-красавка – все они обитают в Саратовской области, но очень нуждаются в нашей защите, поэтому занесены в Красную книгу. (слайд 25)
Воспитатель:
Деревья, животные, трава и птицы
Не всегда умеют защититься.
Если будут уничтожены они -
На планете мы останемся одни.
Но чтобы этого не случилось, мы должны заботиться о них.
Воспитатель: А сейчас закройте глазки и внимательно послушайте голоса.
Воспитатель включает мр3 с записью голосов домашних животных.
Воспитатель: Голоса каких животных вы услышали?
Дети: Голоса коровы, лошади, козы, овцы, свиньи, собаки, кошки.
Воспитатель: Как одним словом называются эти животные?
Дети: Домашние животные. (слайд 26)
Воспитатель: А почему они называются домашними?
Дети: Потому что живут рядом с человеком.
Воспитатель: Правильно, ребята. Домашние животные живут рядом с человеком, и заботиться о себе самостоятельно они не могут, о них заботится человек.
Мы с вами живем в селе, и у каждого из нас дома живут свои животные. Скажите, а какую пользу приносят домашние животные?
Дети: Корова дает молоко, куры несут яйца, собака охраняет дом.
Воспитатель: Сегодня вы узнаете много нового о домашних животных и поделитесь своими знаниями.
Самым первым животным, которого человек сделал своим другом, была собака. Шло время. Домашние животные стали сильно отличаться от своих диких сородичей, они добрые, не боятся человека, привыкли получать от него пищу, помощь и защиту.
Коровы, бараны, козы, лошади и другие крупные домашние животные – это скот. Скот летом пасется на лугу. Там животные едят свежую траву. На зиму им заготавливают сено. Коров и коз каждый день доят и получают молоко. Из молока делают сметану, творог, масло, сыр. Баранов и овец стригут, затем их шерсть окрашивают и делают из нее нитки. Из ниток вяжут шарфы, носки, свитера и делают шерстяные ткани. Свиньи, коровы и бараны дают мясо. Лошади помогают человеку в работе. Они перевозят грузы. Все домашние животные приносят пользу.
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, смогли бы домашние животные выжить в лесу самостоятельно?
Дети: Нет
Воспитатель: Почему?
Дети: За ними не кому ухаживать
Воспитатель: Какая опасность их подстерегает?
Дети: На них могут напасть дикие звери.
Воспитатель: Как человек ухаживает за домашними животными?
Дети: Кормит животных, заготавливает им еду, ухаживает за ними, строит жилища.
Воспитатель: Ребята, а знаете ли вы, как называются жилища, которые человек строит для разных домашних животных?
Дети: Да
Воспитатель: Сейчас мы проверим, поиграем в игру «Кто где живёт?».
У меня в руках мячик, я задаю вопрос и передаю кому-нибудь мяч, у кого в руках он окажется тот и отвечает.
Где живёт свинья? (свинья живёт в свинарнике) (слайд 27)
Где живёт лошадь? (лошадь живёт в конюшне) (слайд 28)
Где живёт собака? (собака живёт в будке) (слайд 29)
Где живёт кошка? (кошка живёт в доме) (слайд 30)
Где живёт корова? (корова живёт в коровнике) (слайд 31)
Где живёт овца? (овца живёт в овчарне) (слайд 32)
Воспитатель: Ребята, вы сегодня большие молодцы! А сейчас проверим, какими внимательными вы были: поиграем в игру «Четвертый лишний».
Внимание на экран: на картинке изображено 4 животных. Вы должны найти среди них одного лишнего и объяснить, почему.
Игра «Четвертый лишний» (слайды с 33 по 36)
Воспитатель: Итак, ребята, о каких животных мы с вами сегодня говорили? А
Дети: О домашних и диких. (слайд 37)
Воспитатель: Какие животные называются дикими? Почему? Какие животные называются домашними? Почему?
Ответы детей.
Воспитатель: Какая разница между дикими и домашними животными?
Дети: Домашние животные живут около человека, человек их кормит, строит им жильё. Дикие животные живут в лесу, они сами ищут еду, сами строят жильё.
Воспитатель: Что вам понравилось сегодня больше всего? Что не понравилось?
Ребята, мне очень понравилось, как вы отлично работали сегодня, как отвечали на вопросы и ловко выполняли задания. (слайд 38)