Татьяна Земскова
Конспект НОД по познавательному развитию для детей старшей группы «Весна идет, весне дорогу!»
▼ Скачать + Заказать документы
Интеграция образовательных областей:
- Познавательное развитие;
- Речевое развитие;
- Физическое развитие;
- Художественно-эстетическое развитие;
- Социально-коммуникативное развитие.
Цель:
Формирование у детей знаний о явлениях, происходящих в жизни растений, животных весной, умение самостоятельно, логически кратко, точно выражать свои мысли. Воспитание интереса к природе, умение видеть её красоту, желание сохранять всё живое; развивать чувство «дома»; планета Земля – это «дом» для человека.
Задачи:
Публикация «Конспект НОД по познавательному развитию для детей старшей группы „Весна идет, весне дорогу!“» размещена в разделах
- Весна. Все материалы на весеннюю тему
- Весна. Конспекты занятий, НОД на весеннюю тему
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Темочки
Закреплять с детьми знания о деревьях, кустарниках, цветах, травах. Расширить представления об образе жизни лесных зверей и птиц весной. Развивать способность наблюдать, описывать, устанавливать простейшие причинно – следственные связи. Воспитывать любознательность, бережное отношение к природе. Закрепить названия весенних месяцев, их последовательность и характеристику. Вспомнить и закрепить ранее разученные стихотворения С. Я. Маршака «Весенняя песенка» и «Апрель, апрель»; Л. Орловой «Ты скажи мне реченька…»; И. Белоусовой «Весенняя гостья».
Словарная работа:
Закрепить умение образовывать существительные с уменьшительно – ласкательными суффиксами (реченька и т. д.); образовывать существительные множественного числа (медвежата, волчата, бельчата и т. д.)
Речевой материал:
Пробуждающаяся природа; лесной валежник; почки набухают; растормошила; журчать.
Предварительная работа:
Чтение рассказа А. Акимушкина «Жил – был медведь». Разучивание и чтение пословиц, загадок о весне. Заучивание стихотворений С. Я. Маршака «Весенняя песенка» и «Апрель, апрель»; Л. Орловой «Ты скажи мне реченька…»; И. Белоусовой «Весенняя гостья». Рассматривание иллюстраций, открыток «Весенние цветы». Прослушивание музыкальных записей «Пение птиц в лесу», «Песня жаворонка». Разучивание игры с пальчиками «Перелетные птицы».
Материалы и оборудование:
Картины из серии «Картины из жизни диких животных», «Белки строят гнёзда», «Семья волков весной», «Медведи весной», «Семья ежей», «Лиса и лисята», «Зайцы в лесу». Иллюстрации с изображением перелётных птиц. Набор открыток «Весенние цветы».
Магнитофон, аудиозаписи музыки «Журчание реки», «Пение птиц в лесу»; «Песня жаворонка».
Ход занятия:
Воспитатель (загадывает загадку): Ни начала, ни конца, ни затылка, ни лица, но узнает, млад и стар, что она огромный шар?
Дети: Земля
Воспитатель: Правильно! Мы с вами знаем, что 22 апреля отмечается праздник- День Земли! К этому празднику будем готовиться все заранее – наводить порядок в домах, на улице.
Воспитатель: Наша Земля расцветёт к своему празднику и порадует нас красотой пробуждающейся природы. Земля и природа пробуждаются!
Воспитатель:а в какое время года это происходит?
Дети: Весной
Воспитатель (загадывает загадку): Я раскрываю почки
В зеленые листочки
Деревья одеваю
Посевы поливаю
Движения полна
Зовут меня…
Дети: Весна
Воспитатель: Пришла к нам красавица весна. «Матушка весна всем красна». Назовите, пожалуйста, характерные признаки весны.
Дети: День увеличился.
Солнце стало пригревать.
Появляется травка.
Насекомые.
Погода теплая. (Люди одели одежду полегче).
Почки набухают.
Воспитатель: А назовите первый весенней месяц.
Дети: Март!
Воспитатель: Второй
Дети: Апрель!
Воспитатель: Третий
Дети: Май!
Воспитатель: Давайте вспомним народную пословицу:
Март – с водой;
Апрель – с травой;
Май – с цветами.
Почему ребята так говорят: март – с водой?
Дети: В марте тает снег, бегут ручьи.
Воспитатель: Давайте в подтверждении этого вспомним стихотворение
С. Я. Маршака «Весенняя песенка».
Ребёнок читает стих «Весенняя песенка»:
«Снег теперь уже не тот – потемнел он в поле.
На озёрах треснул лёд, будто раскололи.
Облака бегут быстрей, небо стало выше.
Зачирикал воробей веселей на крыше.
Всё чернее с каждым днём, стежки да дорожки,
И на ветках серебром светятся серёжки.
Воспитатель: К какому месяцу это стихотворение подходит больше всего?
Дети: К марту.
Воспитатель: В марте после долгого сна просыпается речка. Холодная вода, начинает журчать, будто разговаривает с деревцами, бережком, с нами. И если вы вдруг окажитесь на берегах речушки. Не забудьте прочитать стихотворение Л. Орловой: «Ты скажи мне реченька». (Ребёнок рассказывает стихотворение, включается звукозапись с журчанием реки):
Ты скажи мне
Реченька лесная,
Отчего ты
Звонкая такая?
Утром надо мной
Поёт синичка
Оттого и звонкая водичка!
Ты скажи мне
Реченька лесная
Отчего ты чистая такая?
Чистым голоском
Поёт синичка
Оттого и звонкая водичка!
Ты скажи мне
Реченька лесная
Отчего ты
Синяя такая?
В родничке
Купается синичка
Оттого и синяя водичка!
Воспитатель: А почему апрель с травой?
Дети: Появляется травка, всё зеленеет.
Воспитатель: Про апрель мы тоже учили на занятиях стихотворение. Кто его написал?
Дети: С. Л. Маршак.
Ребёнок читает стихотворение С. Я. Маршака-«Апрель, апрель…»
Апрель, апрель
На дворе звенит капель.
По полям бегут ручьи,
На дорогах лужи.
Пробирается медведь
Сквозь лесной валежник.
Стали птицы песни петь,
И расцвёл подснежник.
Воспитатель: А как вы понимаете Май- с цветами?
Дети: Появляются первые весенние цветы- подснежники, тюльпаны, фиалки, нарциссы, одуванчики и т. д.
Воспитатель: А сейчас игра «Назови цветок». Воспитатель показывает иллюстрации с изображением весенних цветов. Дети говорят их название.
Воспитатель: Молодцы!
Вы уже раньше сказали: «Стали птицы песни петь…» и давайте теперь вспомним и покажем птиц, уже прилетевших к нам. Я загадаю загадку, а отгадку нужно не только отгадать, но и показать. Первая загадка:
На шесте дворец, во дворце - певец, а зовут его?
Дети: Скворец.
Воспитатель: Правильно. Покажите скворца на иллюстрации. (Вывешивается панно с изображением перелётных птиц).
Следующая загадка:
Кто без нот и без свирели лучше всех выводит трели, голосистей и нежней. Кто это?
Дети: Соловей.
Воспитатель: Молодцы. Кто покажет соловья?
Третья загадка:
Всех приметных черней,
Чистит пашню от червей.
Взад – вперед по пашне вскачь,
А зовется птица:
Дети: Грач (показывают грача на иллюстрации)
Воспитатель: Ещё загадка:
Никогда не строит для себя гнезда,
Соседкам яйца оставляет
И о птенцах не вспоминает
Дети: Кукушка
Воспитатель: Покажите, пожалуйста, кукушку.
А теперь музыкальная загадка. Послушайте кто это поёт (включается грамзапись с пением жаворонка)
Дети: Жаворонок.
Воспитатель: Правильно! Найдите его на иллюстрации. И последняя загадка:
Спереди шильце,
Сзади вильце,
На груди - белое полотенце.
Дети: Ласточка.
Воспитатель: Давайте покажем ласточку.
Про ласточку мы знаем стихотворение Белоусовой «Весенняя гостья» (ребёнок рассказывает стихотворение):
Милая певунья,
Ласточка родная.
К нам домой вернулась
Из густого края, под окошком вьётся
С песенкой живою,
«Я весну и солнце
Принесла с собою»
Воспитатель: Как можно назвать этих птиц, одним словом?
Дети: Перелётные.
Воспитатель: Правильно.
А теперь вспомним всех птиц, которые к нам прилетели с помощью пальчиков
(игра с пальчиками «Перелётные птицы)
Воспитатель: А теперь закроем глазки, представим себя любой птичкой. (Включается музыкальная запись «пение птиц в лесу»). Откроем глаза и полетаем как птицы. (Дети под музыку летают по всей группе). Полетели птицы в свои гнёзда.
Воспитатель: А скажите, что вьют птицы весной?
Дети: Гнёзда! Откладывают в них яйца, и выводит птенцов!
Воспитатель: Не только в жизни птиц, но и в жизни диких животных тоже весенние пробуждения.
Теперь я отдохну и хочу, чтобы сами дети вспомнили и загадали знакомые загадки о животных. (Дети загадывают загадки)
Ребёнок: Зверька узнаем мы с тобой,
По двум таким приметам:
Он в шубке серенькой зимой,
А в рыжей шубке летом.
Дети: Белка
Воспитатель: Кто рождается у белок весной?
Дети: Бельчата.
Ребёнок: Кто в лесу разбойник серый,
Кто зубами шелк, да шёлк.
Дети: Волк.
Воспитатель: А у волчицы кто появляется весной?
Дети: Волчата.
Ребёнок: Хитрая плутовка
Рыжая головка
Хвост пушистый
Краса, а зовут её?
Дети: Лиса!
Воспитатель: А у лисы родились весной?
Дети: Лисята.
Ребёнок: Зимой спит,
Летом улей ворошит.
Дети: Медведь.
Воспитатель: Кто рождается в берлоге?
Дети: Медвежата.
Воспитатель (вывешивает картину «Медведи весной») Почему медведь трётся спиной о дерево?
Дети: У него весной шерсть линяет, поэтому он чешется о дерево.
Ребёнок: Сердитый недотрога
Живёт в глуши лесной.
Иголок очень много,
А шишек - ни одной.
Дети: Ёжик.
Воспитатель: А у ежей весной появляются …
Дети: Ежата
Ребёнок: Летом - серый, зимой - белый,
Никого не обижает
А сам всех боится.
Дети: Заяц.
Воспитатель: Кто рождается весной у зайчихи?
Дети: Зайчата.
Воспитатель: Итак, всех растормошила, разбудила весна! Вспомним пословицы и поговорки о ней.
Ребёнок: Пришёл месяц май- под каждым кустиком рай.
Ребёнок: Если весной летит много паутины, лето будет жаркое.
Ребёнок: Весною день упустишь - годом не вернёшь.
Ребёнок: Май леса наряжает, лето в гости ожидает.
Ребёнок: Весенний дождь лишним не бывает.
Ребёнок: Увидел скворца, знай весна у крыльца.
Воспитатель: И ещё:
Ребёнок: Матушка весна всем красна.
Воспитатель: Молодцы!
И в заключение хочется сказать: «Наша планета Земля очень щедра и богата, горы, реки, леса и поля, дом наш родимый ребята! Давайте будем беречь планету.
Другой такой на свете нету.»
Развеем над нею и тучи и дым.
В обиду её никому
Дети: Не дадим.
Воспитатель: Беречь будем птиц, насекомых, зверей
От этого станем мы только
Дети: Добрей.
Воспитатель: Украсим всю землю садами, цветами
Такая планета нужна нам с вами!
Спасибо за то, что сегодня вспомнили на занятии всё о весне. Молодцы