Евгения Кравченко
Конспект НОД по познавательному развитию для детей младшего дошкольного возраста на тему: «О чём грустит китёнок Тимоша?»
▼ Скачать + Заказать документы
О чём грустит китёнок Тимоша?
Коллеги, сегодня я представляю вашему вниманию конспект НОД по познавательному развитию в форме игровых ситуаций с применением игр и пособий В. В. Воскобовича на тему "О чём грустит китёнок Тимоша? "
Публикация «Конспект НОД по познавательному развитию для детей младшего дошкольного возраста на тему: „О чём грустит китёнок Тимоша?“» размещена в разделах
- Кит, китообразные
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Морские и речные обитатели, подводный мир
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2021
Мы отлично знаем, что в игре ребёнок обучается лучше всего. Открывая мир нового и неизведанного, он учится делать самостоятельные выводы и умозаключения, перенося в игру весь багаж своих знаний и наблюдений. Наша цель, как педагогов способствовать развитию инициативы в процессе игровой деятельности.
Методика В. В. Воскобовича, уникальна. Игры и игровые пособия автора помогают детям открыть для себя новый увлекательный мир с крепящимися игровыми элементами – модулями, которые способствуют возникновению интересных сказочных сюжетов и ситуаций. Игры В. В. Воскобовича направлены на то, чтобы вызвать у ребёнка интерес и желание познавать, тем самым развивая его умственные способности, фантазию и воображение.
Конспект непрерывной образовательной деятельности по познавательному развитию для детей младшего дошкольного возраста с применением игр и пособий В. В. Воскобовича на тему: «О чём грустит китенок Тимоша?»
Цель:прививать интерес к познавательной деятельности, используя игры и игровые пособия В. В. Воскобовича.
Задачи:
Образовательные:
1. Продолжать учить сравнивать два предмета по ширине способами наложения и приложения, определять результаты сравнения словами широкий – узкий, шире – уже.
2. Совершенствовать умение обозначать результаты сравнения словами много, поровну, столько – сколько, различать и называть знакомые геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник).
3. Поощрять инициативу детей, стимулировать процессы познания и вовлекать их в совместную познавательную деятельность.
Развивающие:
1. Развивать речь детей, умение строить предложения, обогащать словарь.
2. Способствовать развитию коммуникативных навыков.
3. Развивать фантазию, воображение, мелкую моторику рук.
Воспитательные:
1. Воспитывать интерес к математике, посредством игр В. В. Воскобовича.
2. Воспитывать умение слушать ответы товарищей, не перебивать друг друга.
3. Воспитывать культуру поведения в процессе игр.
Методы и приёмы:
наглядные: рассматривание коврографа «Фиолетовый лес». В. В. Воскобовича, картинка с рисунком - кит
словесные: создание игровой мотивации (путешествие в лес, беседа, указания, дополнения, напоминания, сравнение, проблемные вопросы, поощрение, подведение итога путешествия.
игровые: игра с коврографом «Эталонные фигуры Мини Ларчик», звукоподражание – кваканье лягушки, игровое упражнение «Путешествие по реке», Пальчиковая игра: «Фонарики зажглись», динамическая пауза: «Гномы в лесу», аудиозапись: «Едет, едет паровоз, две трубы и сто колёс).
практические: на коврографе «Фиолетовый лес». В. В. Воскобовича; игры: «Вот и речки на пути, как нам речки обойти?», «Фонарики для гномов». «Камешки для китёнка Тимоши».
Дидактический наглядный материал
Демонстрационный материал Коврограф «Фиолетовый лес» с крепящимися игровыми элементами – модулями (живая и неживая природа, персонажи – пчёлка Жужа, гномы - Кохле, Охле, Желе, Зеле, Геле, Фи и Селе, две изготовленные из картона речки, разные по ширине, одинаковы по длине, следы из картона.
Раздаточный материал пособие В. В. Воскобовича головоломка «Фонарики», пособие В. В. Воскобовича «Чудо крестики 2» Ларчик.
Оборудование: монитор с призентацией, проигрыватель с аудиозаписью: «Едет, едет паровоз…».
Ход НОД:
1. Введение в ситуацию.
Слайд: «Приветствие пчёлки Жужи»
Раздаётся звук – жужжание пчелы. Дети осматриваются. Но никого не видят. На экране появляется пчёлка Жужа.
Пчёлка Жужа: Жжжж, здравствуйте, малыши! Я пчёлка Жужа. Я знаю, что вы очень добрые ребята и поэтому прошу у вас помощи. Я живу в Фиолетовом лесу. По лесу прошла весть, что китёнок Тимоша очень загрустил. Он грустит каждый день. И никто не знает, почему. Надо срочно что – то делать. А то ведь китёнок может заболеть от тоски. Но живёт он далеко. Где его дом, мы не знаем. Что же делать?
2. Актуализация имеющихся знаний
Воспитатель: Ребята, всё это очень серьёзно. Как же помочь китёнку? Как узнать, где он живёт?
Дети высказывают свои предположения: наверно китёнок живёт в своём домике. Он живёт в лесу. Надо спросить кого – то, кто живёт в лесу. Они наверное знают.
Воспитатель: А кто такой китёнок? Что он умеет делать?
Дети: Китёнок умеет плавать. Наверно это большая рыба. Наверно китёнок живёт в море.
Воспитатель: Ребята, китёнок – это морское животное. (показывает картинку). И живёт он в море. Там, где очень глубоко. Ведь киты большие морские животные. Что же случилось? Почему он грустит?
Дети высказывают свои предположения: Может он голодный? Может китёнок потерялся. Он ищет своих родителей.
Воспитатель: Давайте спросим у пчёлки Жужи. Может она уже что – нибудь узнала?
2 Слайд: «У пчёлки Жужи гости».
Пчёлка Жужа: Ребята, ко мне только что пришли лесные гномики Кохле, Охле, Желе, Зеле, Геле, Фи и Селе. Я рассказала им про историю с китёнком Тимошей. Они хотят нам помочь. Они шли домой через лес, очень устали с дороги. И сейчас спят. Мне нужна ваша помощь. Приезжайте скорее, пока гномики спят!
3. Затруднение в ситуации
Воспитатель: Ребята, вы хотите помочь Жуже и найти китёнка Тимошу?
Дети: мы очень хотим помочь Жуже. А потом будем все вместе искать китёнка Тимошу!
Воспитатель: Мы уже с вами были в Фиолетовом лесу?
Дети делают выводы: Мы плыли туда на корабликах. А ещё летали на самолётах.
Воспитатель: На чём мы поедем в лес сегодня?
Дети высказывают свои предположения: можно поехать в лес на поезде. Когда едешь на поезде, то смотришь в окошко и можно увидеть что – то интересное.
Воспитатель: Хорошо. А где же поезд? (раздаётся гудок паровоза)
Дети: Это поезд. Давайте скорее отправимся в лес!
Воспитатель: Скорее садитесь в вагончики и в путь. (движутся под «Едет, едет паровоз, деве трубы и сто колёс…»).
4. Включение способа действия в систему знаний и умений детей
Воспитатель: Вот мы и в лесу. Ой, что это? (на полу лежат оформленные из голубого картона две речки – широкая и узкая).
1 Игра: «Вот и речки на пути, как нам речки обойти?».
Дети: Это речка, а вот ещё одна речка.
Воспитатель: Сколько всего речек?
Дети: две речки.
Воспитатель: Посмотрите на них. Кажется, они чем – то похожи. Или они разные?
- Давайте попробуем перешагнуть через них на другую сторону берега. Дети перешагивают и обнаруживают, что речки чем – то отличаются.
Воспитатель: Вам удалось перешагнуть через речки? (перешагивая через широкую, испытывают трудности)
Дети: Вот эта речка большая, а эта маленькая.
Воспитатель: Ребята, эта речка широкая - вот такая (расставляет руки, А эта узкая - вот такая (сужает руки). Покажите теперь вы. (повторяют)
- Через какую речку вам было трудно перешагнуть?
Дети: Через эту.
Воспитатель: Почему?
Дети: потому, что она широкая. Нам было трудно шагать.
Воспитатель: А через вторую речку вы легко перешагнули?
Дети: Через эту речку мы легко перешагнули. Потому что она узкая.
Воспитатель: Хорошо. Теперь можно идти дальше! Там нас уже ждёт пчёлка Жужа.
Пчёлка Жужа: Ой, ребята, вы пришли! А я так вас жду! А вот и Гномики. Они уже проснулись.
Гномики: Здравствуйте, ребята! Нам пчёлка рассказала о китёнке Тимошке. Ему нужна помощь. Но сейчас уже темно. И в лесу ничего не видно. Как же найти тропинки и дорожки в лес?
Дети: надо чем - то посветить, чтобы было видно.
Воспитатель: Чем же можно осветить дорожки?
Дети высказывают свои предположения: можно посвятить фонарики. А где их взять?
Воспитатель: думаю, мы с вами сможем помочь гномикам. Вы умеете делать фонарики? (дети затрудняются). Предлагает пальчиковую игру.
- Давайте покажем, какие фонарики красивые бывают!
Пальчиковая игра: «Фонарики зажглись»
Фонарики зажглись
Фонарики погасли.
Мы фонарики зажжём,
А потом гулять пойдём.
Фонарики сверкают,
Нам дорогу освещают. (выполняют разжимая и сжимая кулачки)
2 Игра: «Фонарики для гномов» .
Предлагается пособие В. В. Воскобовича головоломка «Фонарики»
Воспитатель: проходите за столы и посмотрите, перед вами вот такие фигурки. Кто может назвать форму фигур?
Дети перечисляют: Это квадрат, это треугольник.
Воспитатель: Вы правильно назвали фигуры.
- А что есть у квадрата и треугольника общего? В чём отличие?
Дети высказывают свои предположения: У квадрата стороны, их вот сколько (обводят пальчиками и считают). Четыре. И четыре уголка.
Воспитатель: А у треугольника?
Дети высказывают свои предположения: А у треугольника тоже есть стороны. Их вот сколько (обводят пальчиками и считают). Три. И три уголка.
Воспитатель: Правильно. А теперь попробуйте сделать фонарики. (дети делают по своему представлению и воображению).
Воспитатель видит, что некоторые дети поставили в середину маленький красный квадратик.
Воспитатель: А что это?
Дети высказывают свои предположения: ну это же огонёк горит в фонарике! Он красного цвета.
Воспитатель: а зачем он нужен?
Дети: Чтобы гномикам было видно дорогу.
Воспитатель: Из каких фигур получились ваши фонарики?
Дети: Из квадрата и треугольника и маленького квадрата.
Воспитатель: Какого цвета фонарики?
Дети: фонарики зеленого цвета.
Воспитатель: Какие вы молодцы. Давайте все зажжём огоньки в фонариках. (меняют квадратики).
- Гномики, Вот мы и сделали вам фонарики.
Гномики: Спасибо, ребята. Теперь можно отправляться на поиски китёнка Тимоши. До свидания, пчёлка Жужа!
Дети: До свидания, Жужа. Мы пошли искать китёнка Тимошу.
Воспитатель: А где же его дом?
Дети высказывают свои предположения: Китёнок живёт в море. Оно очень глубокое.
Гномики: Отправляемся в путь! Ой, а вот и следы! Мы пойдём по ним.
Динамическая пауза: «Гномы в лесу»
Дружно гномы в лес пошли (шаг на месте)
По дорожке гриб нашли (наклон вперёд, выпрямиться, руки на поясе)
А за ним – то раз, два, три- (наклоны туловища из стороны в сторону)
Показались ещё три (руки вперёд, затем в стороны)
И пока грибы срывали (наклоны вперёд, руки к полу)
Мы дорожку потеряли (руки к щекам, покачать головой из стороны в сторону)
Побежали, заспешили (бег на месте)
И грибы все уронили (присесть)
Воспитатель: Что это? Посмотрите! (меняется демонстрационный материал – море и китёнок Тимошка).
Дети высказывают свои предположения: Это же море! А вот и китёнок Тимошка.
Гномики: Ребята, мы рады были вам помочь. Но Нам пора домой. До свидания!
Дети: До свидания, гномики! Спасибо, что помогли найти море и китёнка Тимошу.
- Здравствуй, Тимоша. Почему ты грустишь? Что с тобой случилось?
Китёнок Тимоша: Здравствуйте, ребята! Недавно в море был сильный шторм и сильные волны. И мои любимые камешки, с которыми я играю каждый день, унесло далеко. Я не могу их найти. Поэтому мне грустно.
Воспитатель: Ребята, что же делать? Вы хотите помочь китёнку Тимоше?
Дети высказывают свои предположения: Надо найти китёнку камешки, чтобы он играл с ними и не грустил.
Предлагается пособие В. В. Воскобовича «Чудо крестики 2» Ларчик. Камешки лежат на подносах.
3 Игра: «Камешки для китёнка Тимоши»
Воспитатель: Давайте поищем камешки. Где же они?
Дети: Это же камешки. Мы их нашли.
Воспитатель: Давайте возьмём по одному камешку и принесём китёнку.
Воспитатель: А сколько камешков у каждого из вас в руках?
Дети: По одному
Воспитатель: Сколько всего камешков?
Дети: Их очень много.
Воспитатель: А на подносах сколько?
Дети: Не осталось ни одного.
Воспитатель: Ребята, а какого они цвета? (перечисляют цвета камешков)
- А какой они формы?
Дети высказывают свои предположения: вот треугольные камешки, квадратные, круглые, а эти прямоугольные.
Воспитатель: Найдите камешки, которые отличаются от других. Вы их видите?
Дети: Это круглые камешки.
Воспитатель: Чем же они отличаются?
Дети высказывают свои предположения: У круга нет уголков. Круглые камешки могут катиться.
Воспитатель: А остальные могут катиться?
Дети: Нет, они не могут катиться. Им мешают уголки.
Воспитатель: Правильно. Молодцы.
Китёнок Тимошка: Ура! Вот мои любимые камешки! Спасибо вам, ребята. Теперь я могу позвать своих друзей. Воспитатель: давайте их положим в кучки по цвету для китёнка Тимошки и его друзей. (раскладывают по цвету и называют цвета).
Дети: Тимоша, мы положили для тебя и друзей камешки!
Китёнок Тимоша: Вот теперь камешков хватит на всех и нам будет очень весело!
Воспитатель: А нам пора домой. Скорее садитесь в поезд. Он нас ждёт! До свидания, китёнок Тимоша!
Дети: До свидания, Тимоша! Двигаются под мелодию…
5. Подведение итогов:
Воспитатель: Вот мы и в группе. Ребята, скажите, где же мы сегодня были? Кому мы сегодня помогли? Что вам больше всего понравилось?
Дети делают выводы: Мы видели две речки – узкую и широкую. Мы сделали для гномиков фонарики, чтобы можно было найти дорогу к морю. А ещё мы нашли разноцветные камешки для китёнка Тимошии его друзей. Теперь Тимоша не будет скучать!
Воспитатель: Ребята, вы молодцы!