Полякова Любовь
Конспект познавательной деятельности «Знакомство с бытом и обычаями на Руси» (подготовительная группа)
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД
По познавательной деятельности
на тему: "Знакомство с бытом и обычаями на Руси. "
Подготовила и провела : Полякова Л. В.
Образовательная область: «Познавательное развитие».
Возрастная группа : подготовительная.
Публикация «Конспект познавательной деятельности „Знакомство с бытом и обычаями на Руси“ (подготовительная группа)» размещена в разделах
- Быт наших предков, предметы быта и утварь
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Темочки
Тема занятия: "Знакомство с бытом и обычаями на Руси,"
Цель: создать условия для формирования у детей старшего дошкольного возраста знаний о быте, традициях и культуре древней Руси.
Задачи:
Образовательная:
Приобщать детей дошкольного возраста к культуре и традициям русского народа;
Формировать представление о быте и обычаях на Руси;
Развивать интерес к народным обычаям через знакомство с бытом, убранством русской избы;
Развивающая:
Расширять словарный запас по теме, объяснить значение слов: ухват, чугунок, кочерга и т. д.
Развивать логическое мышление, внимание, память.
Воспитательная:
Воспитывать чувство гордости за свой народ и его прошлое.
Воспитывать уважение к прошлому и настоящему России.
Предварительная работа:
Чтение русских народных сказок
Рассматривание иллюстраций русских народных сказок;
Разучивание русских пословиц и поговорок.
Материалы и оборудование: макет русской избы,русские народные инструменты, контейнеры с крупами, пазлы "Герои русских народных сказок", сундук с сюрпризом,клубочек,трафареты стрелок,ноутбук с фонограммой "Во поле берёза стояла"(для физминутки) и мелодия "Ой вы сени,мои сени…"(для игры на русских народных инструментах).
Методические приё мы:
-игровой (использование сюрпризных моментов,
-наглядный (макеты,
-беседа-диалог,
-словесный (групповые и индивидуальные вопросы,
-релаксация (физкультминутка).
-подведение итогов,
-поощрение.
Наглядный материал используется во время всей деятельности.
Ход занятия
Воспитатель:
-Ребята, проходите, я очень рада всех вас видеть!
(Собирает детей в круг)
-Собрались все дети в круг,
Я твой друг и ты мой друг!
Крепко за руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся.
Ой, ребята, посмотрите, здесь у нас стоит теремок. Он не низок,не высок! Кто-кто в теремочке живёт?
(Из домика выходят мальчик и девочка,одетые в русские народные костюмы).
Воспитатель:
- Да это же Ванечка и Манечка.
Здравствуйте, гости дорогие!
Мы рады гостям,как добрым вестям!
Сколько гостей, столько и новостей.
Добро пожаловать!
Ванечка и Манечка принесли нам волшебный клубочек. А что мы с ним будем делать?
Смотрите,здесь на полу нарисованы стрелочки. Давайте бросим клубочек по стрелочкам, посмотрим, куда они нас приведут?
(Все вместе идут по направлению стрелок.)
Воспитатель:
-Смотрите, у нас на пути стоит домик. Сядем рядком,да поговорим ладком! Из каких краёв будете?Как называется страна,в которой в живёте?
Дети: -Россия.
Воспитатель:
-А знаете ли вы,что давным давно,в старые,древние времена наша страна не Россией звалась,а Русью?
И славился русский человек своей силой духа,добротой,гостеприимством,задором и весельем.
Приготовьтесь слушать сказ
Про Россию и про нас…
Русь деревянная-края дорогие.
Здесь издавна русские люди живут.
Они прославляют жилища родные,
Раздольные русские песни поют!
-А как вы думаете,почему Русь называли деревянной?
Дети:
-Потому что всё на Руси было построено из дерева.
Воспитатель:
-Совершенно верно. Давным давно на Руси люди строили себе жилище из брёвен. Такие дома называли избами. Ребята,а какие вы знаете пословицы про избу,про дом,семью?
(Дети произносят русские народные пословицы о семье и о доме).
Воспитатель:
-Посмотрите,что ещё,кроме самой избы,сделано из дерева?
(Дети смотрят на макет избы в разрезе,перечисляют предметы,изготовленные из дерева).
Воспитатель:
-В русской избе были предметы-помощники по хозяйству. А какие это предметы,мы сейчас узнаем.
(Один ребёнок произносит загадку).
-Что хозяйка в печку ставит?
Кто из вас,ребята,знает?
Дети:-Чугунок.
Воспитатель:
-Правильно отгадали. Чугунок был незаменим в хозяйстве. Он был очень тяжёлый,т. к. был изготовлен из прочного металла-чугуна,который выдерживал огонь и не бился.
Как же можно было достать из печи чугунок?
(Ребёнок произносит загадку).
-Рогат да не бык,
Хватает,да не сыт.
Людям отдаёт,
Сам на отдых идёт.
Дети говорят отгадку:-Ухват.
Воспитатель:
-Возле русской печки всегда стоял ухват,которым хозяйка доставала чугунок из печи.
(Воспитатель показывает картинки с изображением предметов быта).
Воспитатель:
-Так же в избе всегда лежала кочерга. Ею золу из печи выгребали.
А вот ещё предметы, помощники по хозяйству:
Лукошко- с ним по грибы да ягоды ходили.
Крынка-в ней молоко да квас хранили.
Коромысло-накинут его на плечи,повесят два ведрада топают на речку за водой.
Воспитатель:
-Пойдёмте дальше по стрелочкам.
(Все подходят к макету русской печки).
Воспитатель:
-Послушайте загадку и подумайте,что же было самым главным в деревенской избе?
(Ребёнок произносит загадку).
-Что греет и варит,
Печёт и жарит,
Она накормит,обсушит
И радует душу.
Ответ детей:-Печка.
Воспитатель:
-Правильно-это печка.
Хозяйка дома вставала ни свет,ни заря,затапливала печь. В избе становилось тепло и уютно.
А как вы думаете,зачем в избе нужна была печь?
(Ответы детей).
Воспитатель:
-Печка и дом согревала,и детей,прибежавших с мороза зимой.
На печи обувь и одежду сушили.
А ещё в печи еду готовили.
Кто из вас знает какие- либо русские блюда?
(Дети прозносят названия русских народных блюд).
Воспитатель:
-Идём дальше за клубочком.
(Подходят к столу с контейнерами,наполнеными разными крупами).
Воспитатель:
- Не зря в народе говорят:"Щи да каша-пища наша. "
А из какой крупы можно приготовить кашу?
Давайте посмотрим,что это за крупа?Как называется каша,которую можно приготовить из этой крупы?
(Дети рссматривают крупы и отвечают на вопросы).
Воспитатель:
-На Руси издавна верили,что в каждой избе,
за печкой живёт Домовой.
(Ребёнок читает стихотворение про Домового).
-Домового приглашаем
Нашей кашей угощаем!
Чтобы дом наш охранял,
Наше счастье умножал!
Домовой,выходи,на ребят погляди!
Мы тебя повеселим,позабавим,рассмешим!
(Выходит ребёнок-домовёнок,роизносит слова приветствия и встаёт рядом с детьми.)
Воспитатель:
-Считалось,что домовой оберегает дом и приносит счастье.
Еще домовенок обожает иногда пошуметь, похлопать дверьми, окнами, потопать по полу и издавать какие-нибудь звуки.
Давайте и мы поиграем в любимые затеи домовенка.
Хлопать кто умеет громко?
Все мальчишки иль девчонки?
Чтоб узнать, кто прав из нас,
Мы похлопаем сейчас.
Не жалейте пальчики,
Дорогие мальчики! (хлопают мальчики)
А теперь дружнее, громко -
пусть похлопают девчонки! (хлопают девочки)
А теперь, ребята, проверим, кто громче хлопнет? (дети хлопают,
кто громче топнет? (дети топают,
кто выше прыгнет? (дети прыгают,
кто громче крикнет? (дети кричат).
Молодцы!
А теперь проводим домовёнка и что бы у нас всё было хорошо, скажем ему:
Береги нашу группу и нас в ней.
Добро умножай,а всё плохое отражай.
(Дети повторяют слова).
Воспитатель:
-Идём дальше по нашим стрелочкам.
И у нас на пути музыкальные инструменты.
От зари до зари трудились русские люди не жалея себя,потому что
знали -земля и напоит,и накормит.
Русский народ умел работать,умел и отдыхать. Русичи всегда славились своими обычаями и талантами.
На Руси очень часто устраивали гулянья. Наряжались в русские народные костюмы.
Народ собирался на большой поляне-пели частушки,
играли на разных музыкальных инструментах;
Давайте назовём русские народные инструменты?
(Дети произносят названия русских народных инструментов).
Воспитатель:
-Молодцы,и инструменты вы знаете. Давайте послушаем,как они звучат?
(Дети разбирают инструменты и под фонограмму"Ой,вы,сени,мои сени…"играют на инструментах.)
Воспитатель:
-Играть на Руси любили и взрослые,и дети.
Угадайте по загадкам,о каких играх идё т речь:
(Трое ребят произносят по очереди загадки про русские народные игры, остальные дети отгадывают).
***Я не вижу ничего,
Даже носа своего.
На глазах моих повязка,
Вот такая вот развязка.
Есть такая вот игра,
Назыается она (ЖМУРКИ).
***Я давно в траве сижу,
Ни за что не выхожу.
Пусть поищут,раз не лень,
Хоть минуту,хоть весь день (ПРЯТКИ).
***Гори,гори ясно,
Чтобы не погасло.
Глянь на небо-
Птички летят,колокольчики звенят
Раз,два,три-беги! (ГОРЕЛКИ).
Воспитатель:
-Доброй традицией на Руси считалось-водить хоровод.
Вставали в круг,держась за руки. Шли друг за другом,при этом что то пели или сказывали.
Вот и мы с вами немного отдохнём и поводим хоровод.
Ребё нок :
-Как у наших у ворот-собирается народ,
Собирается народ на весёлый хоровод.
ФИЗ. МИНУТКА:
Хоровод под фонограмму "Во поле берёза стояла. "
Воспитатель:
-Идём дальше по стрелочкам.
Кроме работы у русского народа были и свои обычаи.
Семьи на Руси были большими. Вечером устраивали посиделки. Женщины и молодые девушки шили, пряли, вышивали,а за работой песни распевали. Мужчины - из глины посуду делали, ложки да плошки вытачивали, лапти плели,то песню затянут,то шуткой-прибауткой перебросятся. Так вечера и коротали.
Ведь не зря в народе говорят:
-От скуки,бери дело в руки.
А вы знаете пословицы о труде?
(Дети произносят пословицы).
Воспитатель:
-Соберётся семья за большим столом-чай пьют.
Ребё нок :
-Был толстяк когда то в моде
Славу заслужил в народе
Выдыхая жаркий пар
Чай готовил…САМОВАР.
(Дети присаживаются за стол с самоваром)
Воспитатель:
-Чай пьют,да сказки сказывают.
А какие русские народные сказки знаете вы?
Сейчас я раздам вам вот такие корзинки,а вы постарайтесь собрать пазлы и угадать из какой сказки ваш герой?
(Воспитатель раздаёт корзинки с пазлами).
Воспитатель:
- МОЛОДЦЫ,вы всё сделали верно.
Вот и подошло к концу наше знакомство с древней Русью.
Давайте вспомним,о чём мы с вами говорили?
(Дети отвечают на вопросы).
-Почему Русь называлась деревянной
-Что было самым главным в избе?
-А кто,по мнению русского народа,жил за печкой?
-Как русский народ проводил вечера?
-О чём ещё сегодня шла речь?
Молодцы,ребята!Мы сегодня с вами хорошо поработали-на вопросы отвечали. Хорошо и повеселились.
Вот сундук, в нём сюрприз (Воспитатель открывает сундучок)
-Это медальки для вас, за хорошую работу. И лэпбук. В нём собрана интересная информация об обычаях и традициях на Руси.
ВСЕМ СПАСИБО!