Получи документы

Конспект познавательной деятельности «Знакомство с бытом и обычаями на Руси» (подготовительная группа)

Полякова Любовь
Конспект познавательной деятельности «Знакомство с бытом и обычаями на Руси» (подготовительная группа)
▼ Скачать + Заказать документы

Конспект НОД

По познавательной деятельности

на тему: "Знакомство с бытом и обычаями на Руси. "

(подготовительная группа)

Подготовила и провела : Полякова Л. В.

Образовательная область: «Познавательное развитие».

Возрастная группа : подготовительная.

Публикация «Конспект познавательной деятельности „Знакомство с бытом и обычаями на Руси“ (подготовительная группа)» размещена в разделах

Тема занятия: "Знакомство с бытом и обычаями на Руси,"

Цель: создать условия для формирования у детей старшего дошкольного возраста знаний о быте, традициях и культуре древней Руси.

Задачи:

Образовательная:

Приобщать детей дошкольного возраста к культуре и традициям русского народа;

Формировать представление о быте и обычаях на Руси;

Развивать интерес к народным обычаям через знакомство с бытом, убранством русской избы;

Развивающая:

Расширять словарный запас по теме, объяснить значение слов: ухват, чугунок, кочерга и т. д.

Развивать логическое мышление, внимание, память.

Воспитательная:

Воспитывать чувство гордости за свой народ и его прошлое.

Воспитывать уважение к прошлому и настоящему России.

Предварительная работа:

Чтение русских народных сказок

Рассматривание иллюстраций русских народных сказок;

Разучивание русских пословиц и поговорок.

Материалы и оборудование: макет русской избы,русские народные инструменты, контейнеры с крупами, пазлы "Герои русских народных сказок", сундук с сюрпризом,клубочек,трафареты стрелок,ноутбук с фонограммой "Во поле берёза стояла"(для физминутки) и мелодия "Ой вы сени,мои сени…"(для игры на русских народных инструментах).

Методические приё мы:

-игровой (использование сюрпризных моментов,

-наглядный (макеты,

-беседа-диалог,

-словесный (групповые и индивидуальные вопросы,

-релаксация (физкультминутка).

-подведение итогов,

-поощрение.

Наглядный материал используется во время всей деятельности.

Ход занятия

Воспитатель:

-Ребята, проходите, я очень рада всех вас видеть!

(Собирает детей в круг)

-Собрались все дети в круг,

Я твой друг и ты мой друг!

Крепко за руки возьмёмся

И друг другу улыбнёмся.

Ой, ребята, посмотрите, здесь у нас стоит теремок. Он не низок,не высок! Кто-кто в теремочке живёт?

(Из домика выходят мальчик и девочка,одетые в русские народные костюмы).

Воспитатель:

- Да это же Ванечка и Манечка.

Здравствуйте, гости дорогие!

Мы рады гостям,как добрым вестям!

Сколько гостей, столько и новостей.

Добро пожаловать!

Ванечка и Манечка принесли нам волшебный клубочек. А что мы с ним будем делать?

Смотрите,здесь на полу нарисованы стрелочки. Давайте бросим клубочек по стрелочкам, посмотрим, куда они нас приведут?

(Все вместе идут по направлению стрелок.)

Воспитатель:

-Смотрите, у нас на пути стоит домик. Сядем рядком,да поговорим ладком! Из каких краёв будете?Как называется страна,в которой в живёте?

Дети: -Россия.

Воспитатель:

-А знаете ли вы,что давным давно,в старые,древние времена наша страна не Россией звалась,а Русью?

И славился русский человек своей силой духа,добротой,гостеприимством,задором и весельем.

Приготовьтесь слушать сказ

Про Россию и про нас…

Русь деревянная-края дорогие.

Здесь издавна русские люди живут.

Они прославляют жилища родные,

Раздольные русские песни поют!

-А как вы думаете,почему Русь называли деревянной?

Дети:

-Потому что всё на Руси было построено из дерева.

Воспитатель:

-Совершенно верно. Давным давно на Руси люди строили себе жилище из брёвен. Такие дома называли избами. Ребята,а какие вы знаете пословицы про избу,про дом,семью?

(Дети произносят русские народные пословицы о семье и о доме).

Воспитатель:

-Посмотрите,что ещё,кроме самой избы,сделано из дерева?

(Дети смотрят на макет избы в разрезе,перечисляют предметы,изготовленные из дерева).

Воспитатель:

-В русской избе были предметы-помощники по хозяйству. А какие это предметы,мы сейчас узнаем.

(Один ребёнок произносит загадку).

-Что хозяйка в печку ставит?

Кто из вас,ребята,знает?

Дети:-Чугунок.

Воспитатель:

-Правильно отгадали. Чугунок был незаменим в хозяйстве. Он был очень тяжёлый,т. к. был изготовлен из прочного металла-чугуна,который выдерживал огонь и не бился.

Как же можно было достать из печи чугунок?

(Ребёнок произносит загадку).

-Рогат да не бык,

Хватает,да не сыт.

Людям отдаёт,

Сам на отдых идёт.

Дети говорят отгадку:-Ухват.

Воспитатель:

-Возле русской печки всегда стоял ухват,которым хозяйка доставала чугунок из печи.

(Воспитатель показывает картинки с изображением предметов быта).

Воспитатель:

-Так же в избе всегда лежала кочерга. Ею золу из печи выгребали.

А вот ещё предметы, помощники по хозяйству:

Лукошко- с ним по грибы да ягоды ходили.

Крынка-в ней молоко да квас хранили.

Коромысло-накинут его на плечи,повесят два ведрада топают на речку за водой.

Воспитатель:

-Пойдёмте дальше по стрелочкам.

(Все подходят к макету русской печки).

Воспитатель:

-Послушайте загадку и подумайте,что же было самым главным в деревенской избе?

(Ребёнок произносит загадку).

-Что греет и варит,

Печёт и жарит,

Она накормит,обсушит

И радует душу.

Ответ детей:-Печка.

Воспитатель:

-Правильно-это печка.

Хозяйка дома вставала ни свет,ни заря,затапливала печь. В избе становилось тепло и уютно.

А как вы думаете,зачем в избе нужна была печь?

(Ответы детей).

Воспитатель:

-Печка и дом согревала,и детей,прибежавших с мороза зимой.

На печи обувь и одежду сушили.

А ещё в печи еду готовили.

Кто из вас знает какие- либо русские блюда?

(Дети прозносят названия русских народных блюд).

Воспитатель:

-Идём дальше за клубочком.

(Подходят к столу с контейнерами,наполнеными разными крупами).

Воспитатель:

- Не зря в народе говорят:"Щи да каша-пища наша. "

А из какой крупы можно приготовить кашу?

Давайте посмотрим,что это за крупа?Как называется каша,которую можно приготовить из этой крупы?

(Дети рссматривают крупы и отвечают на вопросы).

Воспитатель:

-На Руси издавна верили,что в каждой избе,

за печкой живёт Домовой.

(Ребёнок читает стихотворение про Домового).

-Домового приглашаем

Нашей кашей угощаем!

Чтобы дом наш охранял,

Наше счастье умножал!

Домовой,выходи,на ребят погляди!

Мы тебя повеселим,позабавим,рассмешим!

(Выходит ребёнок-домовёнок,роизносит слова приветствия и встаёт рядом с детьми.)

Воспитатель:

-Считалось,что домовой оберегает дом и приносит счастье.

Еще домовенок обожает иногда пошуметь, похлопать дверьми, окнами, потопать по полу и издавать какие-нибудь звуки.

Давайте и мы поиграем в любимые затеи домовенка.

Хлопать кто умеет громко?

Все мальчишки иль девчонки?

Чтоб узнать, кто прав из нас,

Мы похлопаем сейчас.

Не жалейте пальчики,

Дорогие мальчики! (хлопают мальчики)

А теперь дружнее, громко -

пусть похлопают девчонки! (хлопают девочки)

А теперь, ребята, проверим, кто громче хлопнет? (дети хлопают,

кто громче топнет? (дети топают,

кто выше прыгнет? (дети прыгают,

кто громче крикнет? (дети кричат).

Молодцы!

А теперь проводим домовёнка и что бы у нас всё было хорошо, скажем ему:

Береги нашу группу и нас в ней.

Добро умножай,а всё плохое отражай.

(Дети повторяют слова).

Воспитатель:

-Идём дальше по нашим стрелочкам.

И у нас на пути музыкальные инструменты.

От зари до зари трудились русские люди не жалея себя,потому что

знали -земля и напоит,и накормит.

Русский народ умел работать,умел и отдыхать. Русичи всегда славились своими обычаями и талантами.

На Руси очень часто устраивали гулянья. Наряжались в русские народные костюмы.

Народ собирался на большой поляне-пели частушки,

играли на разных музыкальных инструментах;

Давайте назовём русские народные инструменты?

(Дети произносят названия русских народных инструментов).

Воспитатель:

-Молодцы,и инструменты вы знаете. Давайте послушаем,как они звучат?

(Дети разбирают инструменты и под фонограмму"Ой,вы,сени,мои сени…"играют на инструментах.)

Воспитатель:

-Играть на Руси любили и взрослые,и дети.

Угадайте по загадкам,о каких играх идё т речь:

(Трое ребят произносят по очереди загадки про русские народные игры, остальные дети отгадывают).

***Я не вижу ничего,

Даже носа своего.

На глазах моих повязка,

Вот такая вот развязка.

Есть такая вот игра,

Назыается она (ЖМУРКИ).

***Я давно в траве сижу,

Ни за что не выхожу.

Пусть поищут,раз не лень,

Хоть минуту,хоть весь день (ПРЯТКИ).

***Гори,гори ясно,

Чтобы не погасло.

Глянь на небо-

Птички летят,колокольчики звенят

Раз,два,три-беги! (ГОРЕЛКИ).

Воспитатель:

-Доброй традицией на Руси считалось-водить хоровод.

Вставали в круг,держась за руки. Шли друг за другом,при этом что то пели или сказывали.

Вот и мы с вами немного отдохнём и поводим хоровод.

Ребё нок :

-Как у наших у ворот-собирается народ,

Собирается народ на весёлый хоровод.

ФИЗ. МИНУТКА:

Хоровод под фонограмму "Во поле берёза стояла. "

Воспитатель:

-Идём дальше по стрелочкам.

Кроме работы у русского народа были и свои обычаи.

Семьи на Руси были большими. Вечером устраивали посиделки. Женщины и молодые девушки шили, пряли, вышивали,а за работой песни распевали. Мужчины - из глины посуду делали, ложки да плошки вытачивали, лапти плели,то песню затянут,то шуткой-прибауткой перебросятся. Так вечера и коротали.

Ведь не зря в народе говорят:

-От скуки,бери дело в руки.

А вы знаете пословицы о труде?

(Дети произносят пословицы).

Воспитатель:

-Соберётся семья за большим столом-чай пьют.

Ребё нок :

-Был толстяк когда то в моде

Славу заслужил в народе

Выдыхая жаркий пар

Чай готовил…САМОВАР.

(Дети присаживаются за стол с самоваром)

Воспитатель:

-Чай пьют,да сказки сказывают.

А какие русские народные сказки знаете вы?

Сейчас я раздам вам вот такие корзинки,а вы постарайтесь собрать пазлы и угадать из какой сказки ваш герой?

(Воспитатель раздаёт корзинки с пазлами).

Воспитатель:

- МОЛОДЦЫ,вы всё сделали верно.

Вот и подошло к концу наше знакомство с древней Русью.

Давайте вспомним,о чём мы с вами говорили?

(Дети отвечают на вопросы).

-Почему Русь называлась деревянной

-Что было самым главным в избе?

-А кто,по мнению русского народа,жил за печкой?

-Как русский народ проводил вечера?

-О чём ещё сегодня шла речь?

Молодцы,ребята!Мы сегодня с вами хорошо поработали-на вопросы отвечали. Хорошо и повеселились.

Вот сундук, в нём сюрприз (Воспитатель открывает сундучок)

-Это медальки для вас, за хорошую работу. И лэпбук. В нём собрана интересная информация об обычаях и традициях на Руси.

ВСЕМ СПАСИБО!

Публикации по теме:

Знакомство с бытом русского народа как средство патриотического воспитания детей. Обзор экспонатов музея «Легенды СССР»Знакомство с бытом русского народа как средство патриотического воспитания детей. Обзор экспонатов музея «Легенды СССР» Коллеги, сегодня я Вас приглашаю – НАЗАД В СССР. Побывать в окружении вещей советского быта, послушать тиканье часов «Звезда», подержать.

Знакомство с бытом русского народа как средство патриотического воспитания детей. Обзор экспонатов музея «Легенды СССР». Ч. 2Знакомство с бытом русского народа как средство патриотического воспитания детей. Обзор экспонатов музея «Легенды СССР». Ч. 2 Уважаемые коллеги предлагаю посетить музей «Легенды СССР» Часть Вторая Мебель 60-х-70-х годов еще можно найти в старых квартирах, но.

Знакомство с бытом русского народа как средство патриотического воспитания детей. Обзор экспонатов музея «Легенды СССР». Ч. 3Знакомство с бытом русского народа как средство патриотического воспитания детей. Обзор экспонатов музея «Легенды СССР». Ч. 3 Уважаемые коллеги предлагаю вернуться в легендарную эпоху СССР и посетить музей «Легенды СССР» Часть третья Предлагаю Вашему вниманию экспонаты.

Конспект физкультурно-оздоровительной деятельности в форме квест-игры «Путешествие по странам» (подготовительная группа)Конспект физкультурно-оздоровительной деятельности в форме квест-игры «Путешествие по странам» (подготовительная группа) Конспект физкультурно-оздоровительной деятельности квест- игра «Путешествие по странам» (Подготовительная к школе группа) Цель: Развитие.

Конспект непосредственнно образовательной деятельности «Вестники весны» (подготовительная группа). Вестники весны. (ОО «Познавательное развитие) Программное содержание. Образовательные задачи: Закрепить у детей представления о весне,.

Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности (подготовительная группа) «В царстве воды»Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности (подготовительная группа) «В царстве воды» Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности (подготовительная группа) Тема: «В царстве воды» Цель: обратить внимание.

НОД по познавательной деятельности «Ходит капелька по кругу» (подготовительная группа). Задачи: Образовательная: уточнить представления детей о твёрдом, жидком и парообразном состоянии воды, о значении воды в нашей жизни, о.

Конспект опытно-экспериментальной деятельности «Чудо-крахмал» (подготовительная группа)Конспект опытно-экспериментальной деятельности «Чудо-крахмал» (подготовительная группа) «Чудо крахмал» Цель: Развивать познавательные способности и познавательную активность детей путем обогащения опыта познавательно-исследовательской.

Опыт работы «Знакомство дошкольников с обычаями и традициями русского народа» В этом году тема Августовской педагогической конференции называлась «Проектирование и реализация основных и дополнительных программ в дошкольной.

Зона познавательной активности по ФГОС (подготовительная группа)Зона познавательной активности по ФГОС (подготовительная группа) Приглашаем Вас в нашу подготовительную группу. Вот так мы оформили зону познавательной активности. В ней разместили интересные задания.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект познавательной деятельности «Знакомство с бытом и обычаями на Руси» (подготовительная группа)
Опубликовано: 10 января 2021 в 14:18
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект познавательной деятельности «Знакомство с бытом и обычаями на Руси» (подготовительная группа)» (включая файлы) размещена пользователем Полякова Любовь в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!

23 ноября. День рождения Н. Носова. Передвижка о писателе

 23 ноября исполняется 115 лет со дня рождения известного детского прозаика, драматурга и киносценариста Николая Николаевича Носова. Книги этого писателя знакомы всем в нашей стране,...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД