Чиркова Елена
Конспект НОД по познавательной деятельности «Из истории народных промыслов»
Цель: Продолжать знакомить детей с русскими народными промыслами, в частности с хохломой, дымковской игрушкой и с гжельской керамикой. Продолжать учить определять разницу между изделиями различных промыслов. Развивать интерес к народному декоративно-прикладному искусству. Совершенствовать знания детей в росписи, используя характерные для каждого промысла элементы и цветовую гамму.
Публикация «Конспект НОД по познавательной деятельности „Из истории народных промыслов“» размещена в разделах
Продолжать учить детей составлять узоры по мотивам гжельской, дымковской, хохломской росписи с характерными элементами.
Оборудование: Изделия народных промыслов (хохломская посуда, дымковская игрушка, гжельская керамика, дидактическая игра «Чей узор?», материал с просмотром видеоролика на диапроекторе «Гжель», «Хохлома»,угощение для детей, русско-народный костюм для педагога.
Ход занятия.
Педагог: Ребята мы с вами на занятиях совершали путешествия в мир красоты и добра, мир удивительных творцов и умельцев. И сегодня мы отправимся опять в путь. (Звучит музыкальное сопровождение)
Педагог:
Что я вижу? Что за чудо? Сколько радости вокруг! Правда, дети здесь красиво! Аж захватывает дух!
Здравствуй хозяюшка! Встречай гостей!
Хозяюшка: Здравствуйте гости дорогие! Проходите, места всем хватит. Только занята я, работы много. К ярмарке готовлюсь.
Педагог: А мы тоже могли бы вам помочь.
Хозяюшка: А разве ребята справятся? Сомневаюсь, что ребята знают, как называются мои товары.
Педагог: А вот сейчас и проверим.
Хозяюшка: Хорошо, есть у меня для вас задания, справитесь? Посмотрите эти вещи нынче в гости к нам пришли Чтоб поведать нам секреты – древней, чудной красоты. Чтоб ввести нас в мир России В мир приданий и добра Чтоб сказать, что есть в России чудо-люди-мастера! А вот какие это мастера догадайтесь сами.
-Игрушки эти не простые, А волшебно-расписные: Белоснежны как березки, Кружочки, клеточки, полоски.
Дети: Дымковская игрушка.
Хозяюшка: Правильно ребята. Давайте подойдем по ближе и еще раз полюбуемся ими. Ребята, а какого цвета брали глину, чтобы изготовить дымковскую игрушку?
Дети: правильно, красного цвета.
Хозяюшка: Какие краски использовали мастера в работе?
Дети: Красную, желтую, зеленую, оранжевую, синюю, черную.
Хозяюшка: Краски веселые, яркие. А какие элементы узора рисовали на них?
Дети: Клеточки, кружочки, точки, волнистые линии, полоски.
Хозяюшка: Ребята каждая игрушка имеет свое название. Вы можете назвать их?
Дети: Барышня, водовозка, конь, петух, свинья и т. д.
Хозяюшка: А почему игрушки называются дымковскими?
Дети: Правильно по названию деревни Дымково.
Хозяюшка: А почему эту деревню стали так назвать?
Дети: Над избами в этой деревне дымились голубые дымки, поэтому эту деревню стали так называть Дымково.
Хозяюшка: Молодцы! Есть еще у меня загадки. –Так красива, так вольна – всем на загляденье, - Из такой посуды есть просто объеденье. – Ложки позолоченные, узоры точеные – Хочешь щи ими хлебай, хочешь музыку играй.
Дети: Это хохлома.
Хозяюшка: Ребята, а из какого материала изготовлена хохломская посуда?
Дети: Из дерева.
Хозяюшка: Правильно ребята она деревянная. А какие цвета использовали мастера?
Дети: Красный, желтый, черный, зеленый.
Хозяюшка: Какие элементы узора вы можете назвать?
Дети: Травка, Листья, ягоды, цветы, завитки.
Хозяюшка: А кто знает, как называлось село, в котором изготавливали эту замечательную утварь?
Дети: Название села Хохлома.
Хозяюшка: А почему её стали так называть?
Дети: После того так предмет раскрасили, её покрывали большим количеством лака и от этого она становилась – золотой.
Хозяюшка: Молодцы, А теперь послушайте мою третью загадку:
Синяя сказка – глазам загляденье,
Словно весною капель,
Ласка, забота, тепло и терпенье
Русская звонкая…
Дети: гжель.
Хозяюшка: Дети, а какие вещи изготавливали гжельские мастера?
Дети: Посуду, детские игрушки.
Хозяюшка: Из какой глины изготавливали эту посуду и игрушки?
Дети: Правильно из белой.
Хозяюшка: А что вы можете сказать о цвете и узорах этих изделий?
Дети: Цвет мастера использовали от голубого до темно-синего, а узорами служили широкая и узкая полоска, точки, волнистая линия, сетка, а главный элемент гжели – цветок роза.
Хозяюшка: И село наверное вам тоже известно, где на свет появляется такая красота?
Дети: название села - Гжель.
Хозяюшка: Какре настроение у вас ребята возникает, когда ты смотришь на гжельское изделия?
Дети: ответы детей.
Хозяюшка: Что-то мы с вами засиделись, а давайте поиграем? Я вам приготовила игру, которая называется «Чей узор?». На столе будут разложены карточки на них изображены элементы определенной росписи, а рядом будут находиться сами предметы народных промыслов. Ваша задача правильно разложить эти карточки к предметам.
Звучит тихая спокойная музыка и дети раскладывают карточки, называя правильно элемент росписи.
По окончании игры детям предлагаю посмотреть презентацию по изготовлению разных видов промыслов, в частности хохлома и гжель.