Валентина Бориско
Конспект НОД по познавательно-речевому развитию в подготовительной к школе группе «Школа юных детективов»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД по познавательно-речевому развитию в подготовительной к школе группе.
Тема: «Школа юных детективов»
Интеграция видов деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, двигательная, восприятие художественной литературы, продуктивная.
Публикация «Конспект НОД по познавательно-речевому развитию в подготовительной к школе группе „Школа юных детективов“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
Интеграция образовательных областей: «Социально-коммуникативная», «Физическая культура», «Художественно-эстетическая», «Развитие речи», «Познавательная».
Цель: Формировать у детей представление о работе сотрудников полиции: следователь, детектив, полицейский.
Программные задачи:
Образовательные:
Создавать условия для комплексного решения речевых задач: развивать фонематический слух; умение проводить звуковой анализ слова; закреплять понятие детей о разных способах деления слов на слоги.
Уточнить представление детей о предложении; проверить умение работать с деформированными предложениями, слышать и выделять предлоги, составлять схему предложения.
Обогащать словарный запас детей.
Учить разрешать проблемные ситуации: планировать свою деятельность, анализировать, сравнивать, сопоставлять, выдвигать свои предложения, доказывать свои суждения.
Продолжать учить ориентироваться на листе бумаги в клетку. Продолжать обогащать музыкальное впечатление детей, вызвать яркий эмоциональный отклик при восприятии содержания песни.
Развивающие :
Развивать связную речь : умение отвечать на вопросы полными ответами, задавать вопросы. Развивать воображение, мышление.
Развивать инонациональную выразительность, силу голоса. Развивать двигательную активность детей : упражнять в разных видах ходьбы, развивать мелкую моторику рук.
Развивать фантазию, творческие способности при изображении запрещающих и предупреждающих знаков по безопасности жизнедеятельности детей в различных жизненных ситуациях.
Воспитательные:
Воспитывать осознанное восприятие правил поведения в различных опасных жизненных ситуациях.
Словарь: детектив, сыщик, следователь, версия, план, предположение, расследование, закон, нарушитель закона – преступник, «до сих пор».
Демонстрационный материал: декорация для «Школы юных детективов», диск с «Песней сыщика», магнитофон, фишки для игры «Звуки», иллюстрация с изображением девочки и мальчика, следы из ткани, текст графического диктанта «Ключ», тексты стихотворений Е. Полозовой, текст скороговорки.
Раздаточный материал: карточки с четырьмя ячейками для звукового анализа слова [Маша], подносы с фишками четырёх цветов, палочки-указки, простые карандаши, тетради в клетку, восковые мелки, заготовки для знаков (и, игра «Составь портрет».
Ход непосредственно образовательной деятельности.
I. Звучит «Песня сыщика» из мультипликационного фильма «Бременские музыканты».
Воспитатель: - Кем работает герой этой песни? – Как ещё по другому называют профессию сыщика? (детектив, следователь, полицейский)
- Где можно научиться этой профессии?
- Хотите поиграть в детективов?
- Тогда мы игру начнём с того, что поступим в «Школу юных детективов», ведь этой профессии надо научиться. Вам придётся выдержать экзамен.
1. Выясним, какими чертами характера должен обладать детектив, что знать и уметь?
Пальчиковая игра «Детектив»
«Детективом хочешь стать?
Ты должен многое уметь и знать:
Быть сильным и смелым, метко стрелять,
Владеть компьютером, всё замечать,
Всё слышать и видеть, фотографом быть,
Читать и писать, и машину водить.
Но самое главное – умным быть!»
- Что ещё, по вашему мнению, должен уметь человек этой профессии?
2. Так как детектив должен быть грамотным человеком, проверим сумеете ли вы расшифровать письма, записки, шифровки, расследовать самые запутанные дела и случаи.
Проверим вашу грамотность:
Игра «Какие бывают звуки?» (гласные, согласные, твёрдые, мягкие)
Игра «Какой звук?» (показ фишек красная-гласные, синяя-твердые согласные, зелёная-мягкие согласные)
Игра «Назови парный звук» [л-л,, м-м, д-д, к-к, п-п, и т. д. ж, ч, щ – нет пары]
«Скороговорка» - «Сидел воробей на сосне, заснул и свалился во сне. Если бы он не свалился во сне, до сих пор сидел бы на сосне».
- Надо быстро проговорить эти слова.
- Какой звук чаще встречается в скороговорке? [с-с,].
- Назовите эти слова (сначала с, потом с).
Игра «Место звука в слове» (сосна, заснул, свалился, во сне, сидел, до сих)
- Чуму ещё учит эта скороговорка?
Воспитатель: - Молодцы! Вступительный экзамен выдержали все. Поздравляю! Вы зачислены в «Школу юных детективов»
(Дети садятся за столы)
II. - В нашей необычной школе вы будете учиться расследовать случаи, связанные с охраной жизни и вашего здоровья, но не только расследовать, но и предотвращать их, чтобы не было беды.
Урок 1. – Представьте себе, что пропали двое детей (девочка и мальчик) – это их фотография. Нам необходимо из найти. Внимательно посмотрите на фотографию.
- С чего начнете расследование?
• Версии: - Куда могли пойти дети? (ответы) – Что могло с ними случиться?
• Задание: Узнать имена девочки и мальчика.
- Чтобы узнать имя девочки, надо расшифровать картинки, определить первый звук в названиях предметов, обозначьте их фишкой и составьте схему на карточке. Попробуйте «прочесть». (главное запомнить первые звуки).
( картинки: малина, апельсин, шишки, арбуз – Маша)
- Чтобы узнать имя мальчика, вам придётся потрудиться. Нам дана схема слова-имени и даны два имя Рома и Миша. К какому из имён подходит эта карта-схема?
- Почему не подходит имя Рома? (первый звук в слове обозначен зелёной фишкой-мягкий, а [р] твёрдый).
- Сравните две схемы имён Маша и Миша. Чем они отличаются? (м и м) первыми звуками.
- Молодцы! Вы сделали большое дело. Имена детей известны.
• - Представьте, что вы отправились по городу искать Машу и Мишу. Вы видели какие они, знаете их имена. Какие вопросы вы бы задали людям на улице (парке, магазине, во дворе и т. д?
• - Вот предположим мы детей нашли, но нам необходимо вернуть их домой. Какие вопросы вы зададите детям? (обобщить, уточнить)
Молодцы! Вы очень хорошие ученики. Первый урок вы уяснили на «отлично»! Один из детей прочтёт стихотворение для наших маленьких друзей и для вас, чтобы и вы запомнили, что надо знать и как вести себя в таких ситуациях: Е. Полозова
«На улице девочка вдруг потерялась.
Что делать? Как быть? Она растерялась.
Надо на месте ей оставаться,
Надо за помощью ей обращаться
К полицейскому или продавцу.
Фамилию, имя ей надо назвать,
Должна свой адрес девочка знать!
III. Урок 2. «Дети потеряли свой ключ от своего дома»
- Предлагаю отправиться на поиски.
Физминутка.
«След в след» - идём так, чтобы не затоптать ключ, высоко поднимая колени; идём «змейкой»; идём приставным шагом вперёд чередуем левую и правую ногу. Останавливаемся вдоль ковра.
- По дороге ключ не нашли. Давайте подумаем, где ещё могли дети потерять ключ? (дети предлагают варианты)
- Разделим слова на слоги – узнаем, сколько слогов – столько остановок на автобусе до этого места. (шагаем приставным шагом вперёд).
Парк – 1шаг; ма-га-зин – 3; у-ли-ца – 3; по-ля-на – 3; пло-щад-ка – 3; до-ро-га – 3; ки-но-те-атр – 4; фи-лар-мо-ни-я – 5; шко-ла – 2.
Возвращаемся в школу тем же путём. (дети садятся).
Воспитатель: - Дети, может не стоит искать ключ? Может в этом нет ничего страшного? Как вы считаете? Как правильно носить ключ, чтобы не потерять?
- Чтобы не было беды, будем искать ключ другим путём. Возьмите карандаши, откройте тетради, поставьте карандаш на красную точку (это начало пути) и слушаем внимательно.
Графический диктант «Ключ»
- Проверьте друг у друга, у всех ли получился рисунок «Ключ». У кого не получился, не огорчайтесь – вы проведёте своё расследование – «где я ошибся» - сравните после урока свою работу, с работой того, у кого получился «ключ».
- Молодцы! Помогли отыскать потерянный детьми ключ. Теперь дети дома.
IV. Физминутка «Чему мы учились»?
Мы весело шагаем – 1, 2, 3 (шагают)
Мы ноги поднимаем - 1, 2, 3 (высоко поднимаем колени)
Слова мы составляли – 1, 2, 3 (хлопки)
Ключи мы отыскали – 1, 2, 3 (очки, бинокль)
Мы многое узнали – 1, 2, 3 (руки разводим, вверх, в стороны)
Ещё дружнее стали – 1, 2, 3 (руки над головой в замок)
Воспитатель: - Осталось нам с вами на этом последнем уроке расшифровать слова.
Скоро, идти, мы, школа, в.
- Изменяя слова, окончания слов, составьте предложение, чтобы было понятно, о чём в нем говорится.
Мы скоро пойдём в школу.
- Повторите предложение.
- Назовите в предложении первое (2, 3, 4, 5) слово.
- Теперь запишите его в тетрадь (схему). Проверьте друг у друга правильность написания. (|__ __ __ _ __ .)
- Молодцы! Действительно, вы из нашей игрушечной «Школы юных детективов», скоро пойдёте учиться в настоящую школу.
V. – Вы сегодня многому научились в «Школе юных детективов». Вам необходимо научить других детей не попадать в опасные ситуации, как это случилось с Машей и Мишей.
- Придумайте и нарисуйте запрещающие или предупреждающие знаки по тем событиям, которые мы сегодня расследовали: «Потерялись дети», «Почему опасно терять ключи от дома» .
(детям предлагаются заготовки – круги, треугольники, мелки, пастель). Дети выбирают сами какой им надо знак.
VI. Работа детей. Анализ.
- Расскажите, что означает твой знак? О чём он предупреждает детей?
В заключении, дети получают «Диплом слушателя «Школы юного детектива».