Елена Борисова
Конспект НОД по познавательно-речевому развитию в подготовительной к школе группе для детей с ОНР «Посуда»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД по познавательно-речевому развитию в подготовительной группе для детей с ОНР по теме «Посуда»
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие».
Коррекционно-образовательные задачи:
Публикация «Конспект НОД по познавательно-речевому развитию в подготовительной к школе группе для детей с ОНР „Посуда“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- ОНР. Конспекты занятий
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Подготовительная группа
- Посуда. Все о посуде для детей
- Посуда. Конспекты занятий, НОД
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2014
1. Образовательная область «Речевое развитие»
активизировать словарь по теме «Посуда»;
совершенствовать умение образовывать относительные прилагательные;
закрепить умение классифицировать посуду;
продолжать формировать навыки согласования существительных с числительными, с прилагательными в роде;
закрепить употребление существительных в уменьшительно-ласкательной форме;
продолжать формировать умения отвечать на вопросы полными предложениями.
2. Образовательная область «Познавательное развитие»
продолжать расширять и уточнять представления детей о предметном мире.
3. Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»
Приобщать к правилам безопасного для человека поведения в окружающем мире.
Коррекционно-развивающие задачи :
1. Образовательная область «Речевое развитие»
развитие речевого внимания;
совершенствовать психологическую базу речи: слуховое и зрительное внимание, долговременную память, тактильную чувствительность.
2. Образовательная область «Познавательное развитие»
развивать умение классифицировать предметы по общим качествам.
3. Образовательная область «Физическое развитие»
сохранение и укрепление здоровья.
4. Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»
совершенствовать механизмы произвольной регуляции поведения и деятельности.
Коррекционно - воспитательные задачи:
1. образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»
воспитывать навыки культуры поведения;
формировать навыки сотрудничества, самостоятельности, инициативности.
Словарная работа:
адъективный словарь: чайная, кухонная, столовая, бытовая, бумажная, стеклянная, глиняная, деревянная, хрустальная, пластмассовая, чугунная, алюминиевая, медная, железная, фарфоровая, эмалированная.
номинативный словарь: стенки, крышка, ручки, дно, носик;
Индивидуальная работа:
развитие речевой активности у Данила
автоматизация свистящих звуков у Маши, Артема;
автоматизация сонорных звуков у Вовы;
Материалы и оборудование:
1. Раздаточный:
картинки - «паутинки»;
картинки посуды для штриховки;
корзинки с фасолью;
индивидуальные сумочки;
кукольная посуда;
разрезные картинки;
конфеты.
2. Демонстрационный:
экран, проектор, ноутбук, слайды «Посуда», видео с обращением Федоры
картинки с изображением предметов посуды
Предшествующая работа:
экскурсия с родителями в хозяйственный магазин, рассматривание посуды и беседа о ее назначении, материалах, из которых она сделана, частях, из которых она состоит;
чтение произведения К. Чуковского «Федорино горе»;
разучивание физкультминутки.
Методические приемы:
1. наглядные:
рассматривание предметных картинок с изображением посуды;
просмотр видео ролика, презентация «Посуда из разного материала»
2. словесные:
художественное слово;
загадки
3. практические:
игра «картинки-паутинки»;
игра «корзинки с сюрпризом»;
игра «образуй слово»;
штриховка картинок с изображением посуды;
гимнастика для глаз.
4. Игровые: сюрпризный момент-проблемная ситуация.
Ход НОД
I. Вводная часть
Организационный момент.
Логопед: Ребята, сегодня к нам в детский сад пришло видео письмо, и адресовано оно вам. Посмотрим его?
Федора: Ой, горе Федоре, горе,
От меня сбежала вся посуда,
И чашки ушли и стаканы,
Остались одни тараканы.
Помогите детишки пожалуйста
Мне посуду отыскать, починить и приласкать.
Что бы всю посуду зазвать,
Нужно в игры поиграть.
А ваша команда дружна?
Мне ваша помощь нужна
Выполним задания вместе
Склеим посуду на месте.
Логопед: ребята, вы узнали кто это? ( Дети: да…это Федора, а из какой она сказки, и кто ее написал? (ответы детей, а вы готовы помочь Федоре Егоровне? ( Дети: да)
А для этого вы пройдете испытания, за каждое правильное выполненное задание вы получаете осколок разбитой посуды. (Логопед надевает всем ребятам сумочки, для сбора «осколков» посуды)
II. Основная часть
1. Игра «Картинки паутинки» - развитие речевого внимания и долговременной памяти
Логопед: Ребята, сейчас я вам раздам «картинки-паутинки», вы внимательно посмотрите на них, запомните, что на них нарисовано, и запомните последовательность картинок, какая картинка расположена первая, вторая и т. д. (детям дается 1 минута для запоминания). Теперь сложите свои картинки и положите в свои сумочки. А мы отправляемся дальше.
2. Активизация номинативного словаря
Игра «Корзинка с сюрпризом»
Логопед: Посмотрите, ребята, вот корзинки, они не обычные (корзинки наполненные фасолью, где спрятана игрушечная посуда) в них спряталась Федорина посуда. Опустите руки в корзинку, отыщите предмет, который там находится, не называя этого предмета опишите его, так, чтобы остальные дети могли его узнать и назвать.
- Володя, отгадай, что лежит в твоей корзине (ребенок на ощупь угадывает название посуды и описывает его). Расскажи, какие части есть у твоей посуды. Начни со слов: у этой посуды есть, она предназначена для…
( Кастрюля: крышка, дно, стенки, ручки, в ней варят супы, каши и т. д.
Чайник: дно, крышка, ручка, стенки, носик, в нем кипятят воду для чая, кофе, какао и т. д. ;
Сковорода: дно, крышка, длинная ручка, стенки, она предназначена для жарки …; и т. д.
Логопед: Молодцы ребята, вы все справились с заданием, и получаете за это осколки посуды, и мы отправляемся дальше выручать посуду.
3. Игра «Скажи одним словом»
Логопед: ребята посмотрите на эту картинку. Маша, перечисли пожалуйста, что здесь изображено.
Маша: на этой картинке изображены: самовар, сахарница, заварочный чайник, чашка, блюдце, чайная ложка).
Логопед: а для чего нужна эта посуда?
Дети – эта посуда нужна для того, чтобы пить чай.
Логопед: а как можно назвать эту посуду одним словом?
Дети – ее называют чайная посуда).
Логопед: Молодцы ребята. Артем, перечисли пожалуйста, что изображено на этой картинке.
Артем: супница, тарелки, хлебница, солонка, столовая ложка, салатница.
Логопед: правильно, а эту посуду как можно назвать одним словом? Дети – эту посуду называют столовой посудой.
Логопед: Правильно, этой посудой пользуются во время обеда. Ее называют столовой посудой. Аня, перечисли пожалуйста, что изображено на этой картине?
Аня – кастрюля, сковорода, дуршлаг, половник, сито, нож, мясорубка.
Логопед: как называют эту посуду и для чего она нужно?
Дети - эту посуду называют – кухонная посуда. Кухонная посуда нужна для приготовления пищи.
Логопед: какие же вы молодца ребята, и с этим заданием вы справились на отлично. Получите «осколки» посуды и мы отправимся дальше.
4. Образование относительных прилагательных.
Игра «Образуй слово»
Логопед: Ребята, посмотрите на эту картинку, на ней изображена посуда из стекла, скажите какая это посуда? ( Дети: стеклянная)
Посуда из глины? (Дети - глиняная)
Посуда из бумаги? (Дети - бумажная)
Посуда из фарфора? (Дети - фарфоровая)
Посуда из хрусталя? (Дети - хрустальная)
Посуда из чугуна? (Дети - чугунная)
Посуда из меди? (Дети - медная)
Посуда из дерева? (Дети - деревянная)
Посуда из пластмассы? (Дети - пластмассовая)
Посуда из алюминия? (Дети – алюминиевая)
Посуда покрытая эмалью? (Дети – эмалированная) и т. д.
-Молодцы ребята, все получаете осколочки посуды. А мы отправляемся дальше.
5. Игра: «Оживи картинки» штриховка картинок с изображением посуды
Логопед: ребята, посмотрите на эти бесцветные картинки, давайте их разукрасим, вам нужно заштриховать эти картинки, заштриховываем картинки сверху вниз по направлению стрелочки.
Молодцы ребята и с этим заданием вы справились, и каждый получает осколочек посуды
Гимнастика для глаз (ИКТ)
Логопед: ребята посмотрите на экран. И не поворачивая головы, следите глазками за движущими предметами.
5. Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами. Игра: «Назови ласково»
Логопед: ребята, сейчас поиграем в игру «назови ласково», я вам по очереди называю посуду, а вы называете ее ласково:
самовар – самоварчик;
тарелка – тарелочка;
кастрюля – кастрюлька;
ложка – ложечка;
чайник – чайничек;
вилка – вилочка;
нож – ножик, ножичек;
кружка – кружечка;
стакан – стаканчик;
бидон – бидончик.
Логопед: молодцы ребята, отлично справились с заданием. (Все получают осколочки посуды)
Физкультминутка.
Я – маленький чайник Рука на поясе, другая отставлена в сторону
На столе начальник. как носик.
Вот мои подружки- Руки перед собой сомкнуты в круг,
Блюдца и кружки. присесть, одна рука на поясе
Вот серебряные ложки Руки поднять вверх, сомкнуть над головой
Голова на тонкой ножке. овалом. Подняться на цыпочки
Вот пластмассовый поднос. Прямые руки соединить перед собой
Он посуду нам принес ладонями вверх. Наклон вперед. Руки в том
же положении
6. Развитие слухового внимания, памяти, логического мышления, сообразительности.
Логопед: ребята, здесь в сундучке спрятаны загадки. Они очень хотят. Что бы их отгадали и выпустили на волю. Отгадаем?
Из горячего колодца
Через нос водица льется.
(чайник)
Она всем очень нравится,
На блюдечке красавица,
С одной рукой милашка,
Голубенькая (чашка)
Для нас она необходима,
Ведь пищу из нее едим мы.
Глубокая и мелкая
Зовут ее… (тарелкою)
На кухоньке нашей,
Мы варим в ней кашу,
Картошку, бульоны,
Супы, макароны (кастрюля)
На кухне ей всегда почет,
Она и жарит и печет,
Не приготовить нам еды,
На кухне без… (сковороды)
Имеет четыре зуба,
Каждый день появляется за столом,
А ничего не ест. (вилка)
Ее за руку мы берем.
Чай, кофе из нее мы пьем (чашка)
Сама не ем,
А людей кормлю (ложка)
Они сделаны из стекла,
И предназначены для чая,
Сока, молока (стаканы)
Логопед: какие же вы молодцы, и с этим заданием вы справились.
Вот и добрались мы до той поляны, где спряталась Федорина посуда. Сейчас вам нужно отыскать ту посуду, которая была у вас на «картинках - паутинках». Будьте внимательны, вспомните, что было нарисовано на них. Возьмите картинки и разложите их в той последовательности, как и на «картинках-паутинках»
Молодцы ребята, и с этим заданием вы справились. Получите осколочки посуды.
Сейчас мы склеим все ваши «осколочки» (все «осколочки» вырезаны из цветной самоклеющейся бумаги, и посмотрим, какую разбитую посуду мы починили.
Какая красивая посуда у нас получилась, как новенькая. Ребята, перечислите пожалуйста всю посуду которая у нас получилась?
Дети: чайник, тарелка, ковш, кастрюля, сковорода, самовар, стакан, кружка, ложка, вилка, масленка, сахарница.
Логопед: Ребята, давайте спросим у Федоры, справились ли мы с заданием.
Федора: «Молодцы то, какие ребятушки,
Со всеми заданиями справились.
Уж не буду, уж не буду
Я посуду обижать.
Буду, буду я посуду
И любить и уважать»
А за вашу помощь, я угощаю вас конфетками, кушайте пожалуйста.