Людмила Савельева
Конспект НОД «Юные исследователи в лаборатории соли» для детей подготовительной группы
▼ Скачать + Заказать документы
КОНСПЕКТ
непрерывной образовательной деятельности
по теме «Юные исследователи в лаборатории соли»
Цель: Формирование представлений детей старшего дошкольного возраста о соли и её свойствах через познавательно - исследовательскую деятельность.
Задачи:
Образовательные:
Публикация «Конспект НОД „Юные исследователи в лаборатории соли“ для детей подготовительной группы» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская деятельность. Конспекты занятий, НОД
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Подготовительная группа
- Соль. Изучаем соль
- Соль. Конспекты занятий
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» май 2022
- расширять представления детей о соли : что такое соль, какая бывает соль, зачем нужна соль, можно ли обойтись без соли и т. д.
- продолжать знакомить детей со свойствами соли;
-стимулировать познавательный интерес, создавая условия для исследователь-ской деятельности детей.
- мотивировать детей к проведению несложных опытов.
Развивающие:
- побуждать детей к пониманию речи взрослого, активному реагированию на неё, путем обогащения словарного запаса;
- развивать любознательность, познавательный интерес в процессе проведения опытов;
- развивать внимание, мышление, кругозор, наблюдательность, творческие способности, любознательность;
- поддерживать инициативу и стремления детей высказывать своё мнение, делать простые выводы.
Воспитательные:
- воспитывать аккуратность при работе с солью;
- способствовать созданию у детей радостного эмоционального настроя;
- воспитывать самостоятельность, чувство коллективизма, взаимопомощи.
Методы и приемы:
Словесные: рассказ воспитателя, чтение пословицы, вопросы к детям, ответы детей на вопросы.
Наглядные: презентация, рассматривание иллюстраций, работа со схемами, рас-сматривание и исследование соли, алгоритмы, дневники наблюдений.
Практические: проведение опытов, окрашивание соли, декорирование баночек.
Словарная работа
Активизация словаря: лаборатория, свойства соли, цветная соль, сыпучая, растворяется, кристаллическая, каменная, поваренная, йодированная, комбайн, шахта.
Обогащение словаря: исследователи, лаборанты, солесос.
Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие», «Познавательное развитие».
Виды детской деятельности: коммуникативная, познавательно-исследовательская, продуктивная, двигательная, восприятие художественной литературы, самообслуживание и элементарный бытовой труд.
Материал и оборудование: различные виды соли, ёмкости для соли, тарелочки с солью, одноразовые стаканчики, одноразовые ложечки, лупы на каждого ребенка, салфетки, баночки, измельченные мелки, пищевые красители, подносы, яйца.
Предварительная работа:
• Рассматривание иллюстраций «лаборатория», «лаборант»;
• Беседа о применении обычной соли в домашних условиях;
• Знакомство с пословицами и поговорками о соли;
• Лепка из солёного теста;
• Замораживание пресной и солёной воды;
• Опыт «Плавающее яйцо».
Ход деятельности
Организационный момент
Педагог: Ребята! Я очень рада видеть вас! Сегодня нас ждут великие дела, увлекательные эксперименты и ещё много чего интересного. Я хочу, чтобы у вас всё получилось и целый день было хорошее настроение! Теперь я приглашаю вас на стульчики.
Педагог: Ребята, на нашей планете есть вещество, без которого не сможет жить человек. Про это я вам сейчас расскажу.
Педагог: Давным – давно Иван – купец, ходил со своим товаром за тридевять земель. Много стран повидал, торговал – мехами, соболями. Вот поднялась в море буря сильная, выбросило корабль на остров невиданный. Отправился Иван земли разведывать, да набрел на гору великую. Смотрит в той горе не песок, не камень, а белое вещество. Вернулся к берегу, приказал работникам нагрузить корабль белым веществом и приплыл корабль в страну. А правил этой страной восточный Султан. Отправился Иван к Султану, чтобы продать ему белое вещество. А Султан про белое вещество, ничего не слыхивал, поразмышлял, подумал, да и купил у Ивана белое вещество.
Проблемная ситуация
Включается видеобращение Султана.
Султан: Здравствуйте, ребята, купил я у Ивана-купца мешок белого вещества, названия которого не знаю. Помогите мне разобраться, что это за вещество и для чего оно. Я, принёс это вещество в мешочке.
Педагог: Ребята, что нам делать? Где мы можем узнать, что находится в мешочке у Султана?
Дети: в лаборатории.
Педагог: Я с вами согласна.
Педагог: Ребята, давайте вспомним правила поведения в лаборатории
Работа со схемами (дети вспоминают правила безопасности)
• Нельзя близко подносить предметы к глазам.
• Не трогать без разрешения.
• Не пробовать на вкус.
• Надевать фартуки или халаты и т. д.
Педагог: Ребята, вы готовы узнать, что за белое вещество у Султана в мешочке? (ответ детей)
Тогда нам надо отправиться в отдел лаборатории под названием «Свойства ве-ществ»
Педагог: Юные исследователи, обратите внимание, перед вами тарелка с вещест-вом, которое передал Султан в мешочке.
Посмотрите на схему и определите, какое вещество перед вами. Возьмите лупы (вспоминаем как правильно надо ними пользоваться) и рассмотримте вещество (Дети рассматривают) Что вы видите? (ответы детей)
Педагог: Как вы думаете, как называется белое вещество?
Дети: Это соль.
Педагог: Как вы узнали? (Рассуждение детей)
Педагог: Правильно, ребята, это соль.
Соль, бывает несколько видов: морская – бывает разных цветов: розовая, белая, голубая и т. д. содержится в морской воде; каменная - состоит из крупных кристаллов и добытая из горных месторождений; поваренная - белого цвета, состоит из множества мелких кристаллов отбеленная и очищенная; йодированная – имеет слегка желтоватый цвет и лёгкий запах йода.
Педагог: Ребята, подумайте и скажите, в какой из тарелок находится морская соль? (ответы детей)
-Почему ты так думаешь? (рассуждение детей)
- Ребята, как вы думаете, в какой из тарелок каменная соль? (ответы детей)
- Почему ты так думаешь? (рассуждение детей)
- Ребята, как вы думаете, в какой из тарелок поваренная соль? (ответы детей)
- Почему ты так думаешь? (рассуждение детей)
- Ребята, подумайте, какая соль находится под № 4? (Йодированная)
-Ребята, все согласны?
Педагог: - Как вы определили, что это йодированная соль?
Дети: Йодированную соль можно определить на запах.
- Йодированная соль имеет лёгкий запах йода и желтоватый оттенок.
Педагог: Ребята, давайте вспомним какие свойства соли, мы узнали сегодня и изучали раньше?
Педагог: Ребята, какой вывод можно сделать и составим схематичный ответ для Султана?
Дети делают вывод: (Выставляются на мольберте схемы) : соль белая, состоит из кристаллов, сыпучая, хорошо растворяется в воде, не имеет запаха, соленая.
Педагог: Молодцы, ребята!
Султан (видеозапись) : Спасибо, ребята! Соль что с неба сыпется или на деревьях растет? Откуда ее берут?
Педагог: Ребята, давайте расскажем Султану, как добывают соль, для этого я вас приглашаю пройти на ковёр.
Дети, используя иллюстрации, рассказывают Султану, как добывают соль различными способами: в подземных шахтах, в море, на суше.
Педагог: Раньше соль добывали вручную, и это был очень тяжелый труд, но в наше время при добыче соли используют специальные комбайны – солесосы (рассказ сопровождается с иллюстрациями). Дети повторяют «солесос».
Султан (видеозапись) : Дети, как много интересного вы мне рассказали! Вот только я так и не понял, что с солью делать надо?
Педагог: Для чего используют соль? Ответы на этот вопрос мы можем найти в следующем отделе нашей лаборатории, который называется «Лаборатория пищевой продукции».
- Ребята, как вы думаете, для чего используют соль? (ответы детей - для приготовления пищи, засолки и т. д.)
Педагог: Соль, в качестве добавки к пище, вошла в наш рацион очень-очень давно. Ведь недаром в России дорогих гостей принято встречать «хлебом с солью».
Педагог: На кухне соль можно использовать не только в качестве приправы к блюдам. Например, чтобы с легкостью очистить вареные яйца от скорлупы, надо в воду, в которой они варятся добавить немного соли. Процесс очистки станет легче.
Эксперимент с вареным яйцом
Педагог: Предлагаю детям почистить яйца и определить, какие сварены с добавлением соли, какие сварены без соли.
Индивидуальные вопросы детям: как ты думаешь, это яйцо сварено с добавлением соли или нет?
Дети определяют, какие яйца сварены с добавлением соли, какие без добавления соли и делают вывод : яйца, которые варились в воде с добавлением соли хорошо чистятся, которые варились без соли, чистятся плохо.
Педагог: Ребята, скажите, пожалуйста, как мы можем использовать яичную скорлупу? (предположения детей - скорлупу можно использовать для изготовления поделок или измельчить и использовать как удобрение для комнатных растений и т. д.)
Педагог: Ребята, я с вами согласна, мы после занятия измельчим скорлупу, и вместе придумаем, как будем применять её, хорошо?
Педагог: Ребята, соль используют не только на кухне, но её ещё используют в быту.
Чтобы узнать, где её применяют нам нужно в следующий отдел «Опытов и экспериментов»
Педагог: Юные исследователи, как вы думаете, где соль применяют в быту?
Дети: Посыпают дороги (педагог демонстрирует детям иллюстрацию)
Педагог: Для чего посыпают дороги солью? (ответы детей)
Эксперимент «Лед и соль»
Педагог: Исследователи, как вы думаете, соль, действительно, способна растворить лёд? Как это можно узнать? (провести опыт)
Педагог: Исследователи, обратите внимание на алгоритм проведения опыта, который у вас на столах. Посмотрите внимательно на алгоритм, объясните, что нужно сделать. (Взять 2 кубика льда, один кубик посыпать солью, второй нет. Дети самостоятельно берут кубики льда, посыпают солью)
Педагог: Ребята, что происходит? Какой вывод можно сделать?
(Лёд, посыпанный солью, тает быстрее, чем лёд без соли)
Педагог: Правильно, поэтому зимние дороги посыпают солью, лёд на дороге, посыпанный солью, тает быстрее, значит не бывает гололёда.
Педагог: Как мы уже знаем, соль - белое вещество. Может ли соль быть цветной?
Как можно сделать соль цветной? (ответы детей)
Эксперимент «Цветная соль»
Педагог: Юные исследователи, хотите попробовать, сделать соль цветной? (ответы детей)
Для получения цветной соли обратите внимание на алгоритм окрашивания со-ли. (дети по алгоритму окрашивают соль)
- Молодцы, вы окрасили соль! Окрашенную соль, ребят, можно использовать в декорировании разных ёмкостей. (демонстрация баночек, декорированных цветной солью слоями). Хотите, сделать такие баночки?
Педагог: Исследователи мои, окрашенную соль нужно насыпать слоями: сначала одного цвета, потом другого, третьего, пока банка не наполнится, после чего плотно закрыть крышкой. (дети самостоятельно декорируют баночки)
Посмотрите, как можно украсить цветной солью различные ёмкости (демонстрирую детям ёмкости наполненные цветной солью).
Педагог: Ребята, декорированные баночки свои можете подарить гостям или же Султану. Итак, какой вывод мы можем сделать, юные исследователи? (Если белую соль смешать с пищевым красителем или цветными мелками, то соль станет цветной и можно использовать для украшения различных предметов).
Педагог: Молодцы, ребята! Справились мы сегодня с заданием, помогли султану, нам осталось проведённые опыты зафиксировать в дневниках наблюдений и пора заканчивать рабочий день в лаборатории.
Ребята, давайте расскажем Султану, что нового вы сегодня узнали? Что больше всего Вам запомнилось? Чему новому Вы сегодня научились?
Султан: Это соль. Спасибо вам, ребята, за помощь. Я узнал, что купил у Ивана-купца. Теперь я буду дорожить солью и обязательно расскажу всем в моей стране, чему вы меня научили. До свидания, ребята, пора мне отправляться в путь! (дети прощаются с Султаном)
Педагог: На следующем занятии мы с вами рассмотрим, как соль применяется в здравоохранении. Вы можете расспросить и узнать у ваших родителей о лечебных свойствах соли и рассказать в группе.