Хлусова Елена
Конспект НОД по ФЭМП «Путешествие в страну геометрических фигур» в средней группе
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект непрерывной образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений в средней группе
на тему: «Путешествие в страну геометрических фигур»
Тема: Путешествие в страну геометрических фигур.
Публикация «Конспект НОД по ФЭМП „Путешествие в страну геометрических фигур“ в средней группе» размещена в разделах
- Геометрические фигуры и формы
- Геометрические фигуры. Конспекты занятий по математике
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Средняя группа
- Темочки
Цель: Учить различать и называть геометрические фигуры.
Задачи:
Обучающие:
1. Закреплять представления о геометрических фигурах : круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал, о понятии «четырехугольники».
2. Закреплять умение обследовать предмет, выделяя его характерные признаки.
3. Повторить счет до 5, называть числительные по порядку.
4. Закреплять умение детей отвечать на вопрос: «Который по счету?»
5. Закрепить умения определять равенство и неравенство двух групп предметов по количеству, уравнивать неравные группы.
Развивающие:
1. Развивать слуховое восприятие.
2. Обогащать эмоциональную сферу детей через позитивные переживания.
3. Развивать память, речь, логическое мышление, воображение.
4. Развивать внимание, выдержку.
Воспитательные:
1. Воспитывать интерес к занятию, дисциплинированность, отзывчивость, желание помогать другим.
2. Формировать у детей умение работать в коллективе.
Предварительная работа направлена на:
- разучивание физкультминутки;
- конструктивное знакомство с геометрическими фигурами.
Форма организации детей на занятия различна: малыши сидят и стоят за столом, свободно передвигаются по групповой комнате.
Методы обучения:
- Художественное слово.
- Наблюдение.
- Рефлексия.
- Игра.
Демонстрационный материал : геометрические фигуры : круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал, изображение предметов, похожих на геометрические фигуры.
Мягкая игрушка дельфин, конверт с письмом, ксилофон.
Раздаточный материал: Набор геометрических фигур, карточки с двумя свободными полосками, круги и квадраты, смайлики для оценивания детей.
Планируемые результаты занятия: дети свободно считают до 5, называют числительные по порядку; определяют равенство и неравенство двух групп предметов по количеству, уравнивают неравные группы; свободно различают и называют геометрические фигуры; после обследования предмета, выделяют его характерные признаки.
Тема: «Путешествие в страну геометрических фигур»
Ход НОД
1 часть:
Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами отправимся в путешествие, в страну математики, в город геометрических фигур. Путешествовать будем на нашем волшебном корабле.
Воспитатель предлагает детям пройти на корабль и отправится в путешествие. (Музыкальное сопровождение – «Звуки моря»).
На встречу попадается дельфин, у него конверт. Воспитатель читает письмо: Воспитатель: «Дорогие ребята! Вы подплываете к стране Математики, к городу геометрических фигур. В этом городе вас ждут друзья».
Вот мы и приплыли! Бросайте якорь! Выходите на берег (дети занимают свои места за столами).
Воспитатель: Вот и попали мы в город геометрических фигур, а кто здесь живет, вы узнаете из загадок:
Нет углов у меня и похож на блюдце я,
Не медаль, не блинок,
Не осиновый листок
Вы подумайте друзья
И скажите Кто же я? (круг) .
Воспитатель вешает картину с изображением круга. Предлагает детям взять круг и обследовать его, предлагает его покатать.
Вопросы к детям:
Ребята, что вы знаете о круге? Чем он отличается от квадрата? На что похож круг?
Следующая загадка:
Три мои стороны, могут разной быть длины.
Где стороны встречаются - угол получается.
Что же вышло посмотри! Ведь углов тоже три.
Вы подумайте друзья и скажите кто же я? (треугольник)
Воспитатель вешает на доску картинку с изображением треугольника. Предлагает детям обследовать треугольник.
Вопросы к детям:
Расскажите о треугольнике. Сколько у него углов? Сколько сторон? Стороны одинаковые? Можно ли его как круг прокатить?
Молодцы! Слушайте дальше.
Следующая загадка:
Четыре угла и четыре сторонки,
Похожи точно родные сестренки.
Фигура знакома для многих ребят,
Его вы узнали ведь это…. (квадрат)
Воспитатель вешает на доску картинку с изображением квадрата. Далее предлагает детям обследовать квадрат.
Вопросы к детям:
Расскажите о квадрате. Сколько у него углов? Сколько сторон? Квадрат у нас тоже не покатиться ему углы мешают,
Вот такие фигуры жили в стране Математики. Но однажды появились удивительные фигуры. Одна фигура была немного похожа на квадрат.
Все углы мои прямы,
Есть четыре стороны,
Но не все они равны.
Я четырехугольник
Какой?. (прямоугольник).
Воспитатель вешает на доску картинку с изображением прямоугольника. Предлагает его обследовать.
Вопросы к детям:
Как называется эта фигура? Чем она похожа и чем отличается от квадрата? Почему прямоугольник называет себя четырехугольником? А какая фигура еще может себя так назвать, посмотрите (квадрат).
И еще одна фигура, очень не обычная.
«Мальчик круг нарисовал – убежал,
Тут слоненок проходил – наступил,
И из круга получился овал!»
Воспитатель вешает на доску картинку с изображением овала. Предлагает его обследовать.
Вопросы к детям:
Какой формы овал? (округлой).
Молодцы ребята вы хорошо знаете геометрические фигуры, поэтому они с вами хотят поиграть в игру, которая называется «Угадай, на какую геометрическую фигуру похож предмет?». (Воспитатель показывает изображение предмета, дети отгадывают на какую геометрическую фигуру похож предмет).
Каждое утро фигуры делают зарядку.
Физкультминутка:
Гномик по лесу гулял, (Ходьба на месте.)
Колпачок свой потерял. (Наклоны вперед — «ищем пропажу».)
Колпачок был непростым
Со звоночком золотым. (Хлопки в ладоши.)
Гному кто точней подскажет, (Прыжки на месте.)
Где искать ему пропажу? (Ходьба на месте.)
2 часть:
Воспитатель: Ой, ребятки, а после зарядки фигуры наши совсем запутались, им нужно помочь. Давайте ответим им на вопрос, «который по счету» и подскажем геометрическим фигурам их места.
Круг – первый, треугольник – второй, квадрат – третий, прямоугольник – четвертый, овал пятый. Ну вот теперь порядок.
Воспитатель: А сейчас мы с вами поиграем в игру, которая называется «Слушай внимательно». Воспитатель предлагает детям положить перед собой карточки и набор геометрических фигур.
Воспитатель: Нужно положить на верхнюю полочку столько кругов сколько ударит молоточек по ксилофону. После выполнения задание, воспитатель проверяет и дает следующею установку - Положить на нижнюю полочку столько квадратов сколько раз ударит молоточек.
Вопросы к детям:
Сколько кружочков на верхней полоске? (4)
Сколько квадратов на нижней полоске? (5)
Чего больше, кругов или квадратов? А что надо сделать, чтобы кругов и квадратов стало поровну?
Воспитатель: Молодцы ребята, вы очень внимательные.
3 часть:
Воспитатель: Ребята, а теперь наши геометрические фигуры поиграют с вами в игру, которая называется «Угадай, какая фигура спряталась?».
Воспитатель располагает фигуры по всей доске, затем просит детей закрыть глаза, и прячет одну фигуру, дети открывают глаза и отгадывают, какая фигура спряталась (игра повторяется 2-3 раза).
Воспитатель: Ребята, нам очень хорошо и весело с нашими друзьями, но нам пора возвращаться в садик.
Воспитатель предлагает детям попрощаться с городом геометрических фигур и вернуться на волшебном корабле в детский садик. По пути в садик дети снова встречают дельфина с письмом. Воспитатель читает письмо:
Воспитатель: «Дорогие дети! Город геометрических фигур из страны Математики дарит Вам волшебные стихи с картинками о геометрических фигурах, чтобы вы их всегда помнили и еще приплыли в гости за новыми интересными знаниями».
Далее воспитатель дает детям оценку. Все дети получают смайлики в зависимости от активности на занятии с надписями «отлично», «хорошо», «старайся».
Приложение 1.
Треугольник
Треугольный треугольник
Угловатый своевольник.
Он похож на крышу дома
И на шапочку у гнома.
И на острый кончик стрелки,
И на ушки рыжей белки.
Угловатый очень с виду
Он похож на пирамиду!
Круг
Круглый круг похож на мячик,
Он по небу солнцем скачет.
Круглый словно диск луны,
Как бабулины блины,
Как тарелка, как венок,
Как веселый колобок,
Как колеса, как колечки,
Как пирог из теплой печки!
Полукруг
Если круг разломишь вдруг,
То получишь полукруг.
Это месяц в облаках
И пол-яблока в руках.
Это шляпка у грибочка,
На болоте мокром кочка.
Разноцветным полукругом
Встала радуга над лугом.
Квадрат
Словно стол стоит квадрат.
Он гостям обычно рад.
Он квадратное печенье
Положил для угощенья.
Он - квадратная корзина
И квадратная картина.
Все четыре стороны
У квадратика равны.
Прямоугольник
Как окно прямоугольник,
Аккуратный, словно школьник.
Он похож дверь, на книжки,
И на ранец у мальчишки.
На автобус, на тетрадку,
На большую шоколадку.
На корыто поросенка
И на фантик у ребенка.
Ромб
Слон квадратик повернул,
Присмотрелся и вздохнул.
Сверху сел, чуть-чуть примял,
И квадратик ромбом стал!
Овал
С высоты кружок упал.
Он теперь не круг – овал!
Он овальный, как жучок,
Он похож на кабачок,
На глаза и на картошку,
А еще похож на ложку,
На орех и на яйцо,
На овальное лицо!