Екатерина Негатина
Конспект НОД по пластилинографии «Мишка косолапый»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: Мишка косолапый.
Цели:
Дать детям представление об образе жизни бурых медведей, о том, как они приспособлены к жизни в природных условиях.
Помочь детям изобразить фигуру медведя способом пластилинографии, передавая строение тела животного, пропорции и характерные детали.
Показать способ использования стеки для придания шерсти необходимой структуры (мохнатости).
Закрепить умение аккуратного соединения частей в единое целое путем примазывания, сглаживания.
Материал для занятия:
Публикация «Конспект НОД по пластилинографии „Мишка косолапый“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Медведь, медвежата
- Медведь, медвежонок. Лепка, пластилин
- Медведь. Конспекты занятий
- Пластилин. Поделки из пластилина по темам
- Пластилинография, пластилин
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2014
Плотный картон голубого цвета
Набор пластилина
Салфетка для рук
Доска для лепки
Стека
Картина «Бурые медведи из серии «Дикие животные» или репродукция картины И. Шишкина «Утро в сосновом лесу»
Шапочка-маска медведя для подвижной игры.
Предварительная работа: беседа с детьми о диких животных, чтение рассказов В. Бианки «Купание медвежат», Е. Чарушина «Медведица и медвежата».
Ход занятия.
1. Организационная часть.
Педагог сообщает детям о том, что в детский сад пришло приглашение:
Вы стесняться бросьте,
Приходите в гости!
Путь совсем не длинный –
Лесом прямиком.
Угощу малиной,
Угощу медком.
А зимой ко мне, ребята,
Не советую ходить.
А зимой меня, ребята,
Не советую будить. (А. Шлыгин)
Педагог: Дети, как вы думаете, от кого это послание?
Дети: От медведя.
Педагог: Прежде чем отправиться к нему в гости, давайте вспомним все, что мы о нем знаем. Где он живет? Как выглядит? Чем питается? (ответы детей).
Педагог показывает детям картину «Бурые медведи», уточняет и дополняет ответы детей.
Педагог: Медведь – очень крупное лесное животное с мохнатой и теплой шубой бурого цвета. У него большая голова на короткой шее, которую практически незаметно под густой шерстью, глазки маленькие, как бусинки. Видит мишка очень плохо, зато обоняние и слух у него прекрасные. А почему медведя иногда называют косолапым?
Предположения детей.
Педагог: Все очень просто: при ходьбе медведь ставит лапы пальцами внутрь, а пятками наружу, поэтому его прозвали косолапым.
Педагог предлагает детям встать и изобразить косолапого мишку.
Педагог: Хоть и кажется медведь громадным и неповоротливым, ходит он тихо, так, что ни одна веточка у него под ногами не хрустнет.
«…Хоть мы, медведи, косолапы, а ловкачи. Мы так бегать умеем – лошадь догоним. На деревья лазим, в воду ныряем. Тяжелые пни выворачиваем, жирных жуков ищем. Мы мед и траву едим, корешки и ягоды. А дичинка попадет – и ей рады».
Педагог: Летом мишке раздолье: он собирает разные ягоды – чернику, малину, бруснику. Любит грибы, орехи, желуди. Медведь еще и рыболов. Очень терпеливо и долго может сидеть у лесной речушки и ждать, когда к берегу приплывет большая рыба, тогда он метко бьет по ней лапой и достает из воды. Как вы думаете, а что ест лесной богатырь зимой?
Дети: Зимой он спит в берлоге.
Педагог: А вы знаете, почему медведь зимой спит?
Почему медведь зимой спит.
Раз морозною зимой
Вдоль опушки лесной
Шел медведь к себе домой
В теплой шубе меховой.
Шел он, шел к своей берлоге
По проселочной дороге.
И, шагая через мост,
Наступил лисе на хвост.
Подняла лисица крик,
Зашумел темный лес,
И медведь с испугу вмиг
На сосну большую влез.
На сосне веселый дятел
Белке домик конопатил
И промолвил: «Ты, медведь,
Должен под ноги смотреть!»
С той поры медведь решил,
Что зимою нужно спать,
По тропинкам не гулять,
На хвосты не наступать.
Он в берлоге безмятежно
Спит зимой под крышей снежной.
И доволен неспроста,
Что родился без хвоста. (А. Коваленков)
Педагог: Зимой медведь ложится в свою берлогу, снег прикрывает его жилище сверху, и там становится тепло. Мишка спит и сосет свою лапу. Будить его зимой нельзя, потому что разбуженный медведь очень опасен, такого мишку зовут медведь-шатун.
Физкультурная разминка: «Ты медведя не буди!»
И. п. – стоя у стола.
Как на горке снег, снег, Руки поднять вверх – потянуться
И под горкой снег, снег, Присесть, руки вперед
И на елке снег, снег, Руки развести в стороны, книзу
И под елкой снег, снег. Присесть, руки в стороны, книзу
А под елкой спит медведь Палец к губам
Тише, тише! Не будите, Встать и тихонько сесть на место
Сядьте на место, не шумите!
Педагог: Поздней зимой в берлоге у медведицы появляются медвежата – точная копия своей матери, только маленькие. Медвежата сосут молоко и греются около мохнатой мамы.
Был сынок у маменьки –
Медвежонок маленький.
В маму был фигурою –
В медведицу бурую. (А. Барто)
Педагог: Скажите, а когда просыпается медведь?
Дети: Весной.
Педагог: правильно, мишка просыпается очень голодный и сразу отправляется на поиски пищи для себя и своих медвежат. Наверное, мишка потому и прислал нам с вами приглашение, что проснулся. Ну что ж, давайте сходим к нему в гости.
Физкультурная пауза.
Мишка вылез из берлоги, Повороты вправо-влево.
Огляделся на пороге,
Потянулся он со сна: Потягивание – руки вверх.
К нам опять пришла весна.
Чтоб скорей набраться сил, Вращения головой
Головой медведь крутил.
Наклонился взад – вперед, Наклоны вперед – назад.
Вот он по лесу идет.
Ищет мишка корешки Наклоны: правой рукой касаются левой
И трухлявые пеньки. ступни, Затем наоборот.
В них съедобные личинки –
Для медведя витаминки.
Наконец медведь наелся Садятся на свои места
И на бревнышке уселся.
Педагог: Вот мы с вами и побывали в гостях у хозяина леса, узнали о нем много интересного и нового. Давайте в память о нашем знакомстве изобразим портрет мишки косолапого.
2. Практическая часть. Этапы выполнения работы.
1. Туловище. Из коричневого пластилина скатать шар, прямыми движениями преобразовать его в овал. Расположить в центре основы расплющить на поверхности, сохраняя овальную форму. С любой стороны пальчиками вытянуть хвостик – короткую колбаску.
2. Голова. Далее скатать шарик поменьше, пальчиками вытянуть мордочку и расположить голову с противоположной от хвоста стороны туловища удлиненной частью вниз. Из маленького кусочка пластилина скатать шарик, расплющить его, стекой разрезать на два полукруга, прикрепить ушки в верхней части головы медведя, на затылке.
3. Лапы. Скатать длинную колбаску, стекой разделить ее на четыре части (пополам, и каждую половинку – еще раз пополам). Закрепить лапы в нижней части туловища (две спереди, две сзади, слегка загибая внизу каждую лапу-стопу и приминая концы лап сверху двумя пальцами. Стекой сделать неглубокие надрезы в тех местах, где у медведя будут когти.
4. Оформление медведя. Из черного пластилина скатать горошины и сделать на мордочки медведя глаза и нос. По всему туловищу медведя нанести при помощи стеки штрихи, изобразить «мохнатость» шкуры.
5. Дополнения в общую композицию:
Трава – расплющенная в нижней части основы колбаска из зеленого пластилина с нарисованными стекой короткими полосками-травинками.
Елочки – колбаска из пластилина коричневого цвета – ствол, зеленые колбаски, согнутые углом, - веточки с распушенной нижней частью при помощи стеки.
Солнце – шарик из пластилина желтого цвета с нанесенными стекой штрихами-лучиками по краю окружности.
Облака – кусочки белого пластилина произвольной формы.
Грибы – ножки-колбаски с полукруглыми шляпками разного цвета.
Разминка для пальчиков во время работы.
Бурый мишенька зимой
Крепко спал в берлоге.
Весною он проснулся,
Зевнул и потянулся:
- Здравствуй, рыжая лисичка!
- Здравствуй, белочка-сестричка!
- Здравствуй, серенький волчонок!
- Здравствуй, беленький зайчонок!
(Кончиком большого пальца правой руки поочередно касаться кончиков указательного, среднего, безымянного пальцев и мизинца. Проделать тоже самое левой рукой.)
3. Заключительная часть.
В конце деятельности поиграть с детьми в игру «У медведя во бору».
Выбирается ребенок на роль медведя, ему надевается шапочка-маска, медведь стоит в стороне. Дети, наклоняясь, имитируют сбор грибов и ягод и приближаются к «Лесу», где живет медведь, произнося текст игры:
У медведя во бору
Грибы, ягоды беру.
А медведь не спит
И на нас рычит.
(«Медведь» рычит «р-р-р» и бросается догонять убегающих детей.)