Наталья Тельцова
Конспект НОД по патриотическому воспитанию «Посиделки в русской избе»
▼ Скачать + Заказать документы
Посиделки в русской избе
Цель: формировать у детей представления о традициях и быте русского народа.
Задачи:
-воспитывать уважение, интерес к русским обычаям, традициям и фольклору;
-познакомить детей с внутренним убранством русской избы;
-развивать интерес к устному - народному творчеству: пословицам, поговоркам, загадкам;
-обобщить знания о народных промыслах;
Публикация «Конспект НОД по патриотическому воспитанию „Посиделки в русской избе“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Конспекты занятий
- Посиделки
- Русская изба
- Русская изба. Конспекты занятий
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2013
-развивать декоративное творчество, умение создавать узоры по мотивам народных росписей.
Предварительная работа: Беседа «О чем рассказывает русский костюм», чтение русских сказок, пословиц, закличек, дразнилок. Организация и проведение с детьми русских народных игр.
Материал: предметы быта: макет печи, горшки, чугунок, ухват, деревянные ложки, самовар, вязаные коврики, лапти, вышитые полотенца, платки, куклы в национальной одежде.
Интеграция образовательных областей: коммуникация, познание, социализация, художественное творчество.
Ход:
НОД проводится в «русской избе» с печкой.
Воспитатель, хозяюшка, одетая в русский сарафан, встречает детей:
- Здравствуйте, гости дорогие! Гости званные и желанные! Хорошим гостям и хозяюшка рада!
Дети отвечают на приветствие знакомыми пословицами:
-Много гостей, много новостей!
- Хозяюшка в дому, что оладушек в меду!
- Что есть в печи – на стол мечи!
Воспитатель :
-Добры молодцы, красны девицы! Добро пожаловать в нашу деревенскую избу на посиделки!
В старину темными, зимними вечерами собирались люди в большой избе. Здесь они пели, водили хороводы, рассказывали сказки, обменивались шутками- прибаутками и работали: пряли, вязали, вышивали, плели лапти и корзины. Такие вечера назывались посиделками.
Русский народ издавна славился трудолюбием. Об этом говорят пословицы. А какие пословицы о труде знаете вы?
Дети:
- Рабочие руки не знают скуки.
-Без труда не выудишь и рыбку из пруда.
- Хочешь, есть калачи – не сиди на печи.
- Скучен день до вечера, коли делать нечего.
-Сделал дело – гуляй смело.
-А сейчас дорогие гости осмотрите нашу избу и найдите предметы, которые могли быть сделаны на посиделках.
Дети:
- Вот полотенце - оно вышито, лапти и корзина – плетеные, коврик вязанный.
Воспитатель :
-А как вы думаете, что самое главное в деревенской избе? Попробуйте отгадать:
Зимой много ест,
Летом много спит,
Тепло теплое, крови нет
Сесть на нее, сядешь,
А не везет.
Внутри огонь горит,
Из трубы дым валит,
Кашу варит, блины жарит.
Дети:(печь)
Воспитатель :
-Конечно – это печь. Возле печки и тепло и уютно. Русская печь отапливала жилье, в ней готовили пищу, выпекали хлеб, варили квас, сушили продукты и одежду, на ней спали.
Дети продолжают осматривать избу.
Воспитатель :
- Я вижу. что некоторые предметы вам не знакомы.
Берет чугунок и спрашивает:
-Книзу узок, верх широк, не кастрюля, (чугунок).
-Кто в избе рогат? (ухват).
-Как же эти предметы использовали в старину? В чугунке варили щи да кашу, а чугунок то ставили в горячую печь. Как же вытащить чугунок руками из горячей печки?
(дети высказывают предположения)
Воспитатель :
- В этом поможет нам ухват. (берет ухват и показывает детям как это делается, затем несколько детей тоже пробуют ухватом поднять чугунок).
Ну, вот с русской избой мы познакомились, пора и песню спеть.
Хоровод «как у наших у ворот собирается народ»
Издавна русские люди надевали на праздники нарядную одежду.
-Дети вы, наверно обратили внимание, как красиво сегодня одета хозяюшка.
На мне красивый сарафан, на голове кокошник, а вот еще посмотрите на этих кукол. На одной льняная рубаха, сарафан, душегрея, а в праздничные дни незамужние девушки надевали на голову почелок. На другой куколке зимний костюм. На голове у нее повязан платок с набивным рисунком, полушубок, юбка по подолу расшитая атласными лентами. А мужчины тоже наряжались в рубахи – косоворотки, подпоясывались кушаком (широким поясом, а в зимнее время надевали зипун или кафтан.
В старину в каждой деревне, в каждом селе устраивали посиделки. На посиделки приходили после трудового дня, приходили, чтобы себя показать, на других посмотреть. Здесь и работали, и песни пели, хороводы водили и весело шутили. А знаете, какие-нибудь шутки-дразнилки.
Дети:
1 .Ты сорока – белобока,
Твоя тетка кривобока,
Обзывайся целый век!
Я - хороший человек.
2. Сергей- воробей
Продавал червей.
На тарелочке носил
Три копейки просил.
3. Плакса, вакса, гуталин,
На носу горячий блин.
Плакать, не годиться,
Можешь простудиться.
4. Ваня, Ваня, простота!
Купил лошадь без хвоста!
Сел задом наперед
И поехал в огород.
5. Упал Фома в кадушку,
Задавил лягушку,
Задавил мышонка
И три поросенка.
-Молодцы. А сейчас мы с вами поиграем в русскую народную игру «Цапки».
(Дети встают в круг. Водящий вытягивает руку ладонью вниз. Каждый играющий ставит свой указательный палец под ладонь водящего. Все говорят слова:
-Под моею крышей
Собрались мыши,
Заяц, белка, жаба. Цап!
При последнем слове все должны быстро убрать пальцы. Чей палец схвачен водящим, тот выбывает из игры.)
- Ну, что ж, «Делу время, а потехе час». Пришло время за работу браться, а нужно нам посуду расписать, чтоб на ярмарке продать.
Расписывать посуду мы будем гжельской росписью.
(Практическая деятельность детей)
-
Дорогие гости, вот и закончились наши посиделки. Хорошо поработали, хорошо повеселились, а теперь пора прощаться. До свидания!