Лучший педагог года

Конспект НОД по патриотическому воспитанию «История моего города» для дошкольников 5–7 лет

Татьяна Атюшина
Конспект НОД по патриотическому воспитанию «История моего города» для дошкольников 5–7 лет
▼ Скачать + Заказать документы

Цель: воспитание патриотических чувств и любви к своей малой родины.

Задачи:

1. Формировать знания об истории развития Самары и исторических мест нашего города;

2. Знакомить детей с символами Самары (герб, главная площадь);

3. Обогащать словарный запас, развивать мышление, память, речь, внимание.

4. Воспитывать у ребенка любовь и привязанность к своему городу, улице;

5. Развивать чувства ответственности и гордости за достижения своего города;

Публикация «Конспект НОД по патриотическому воспитанию „История моего города“ для дошкольников 5–7 лет» размещена в разделах

Оборудование: проектор, диск с презентацией, карта России, фотоиллюстрации некоторых достопримечательностей Самары, портрет главы г. Самара, музыкальный CD диск (песенка Буратино, Самара-городок, цветные карандаши, бумага (по кол-ву детей)

Ход занятия:

Ребенок читает стихотворение Прокофьева:

На широком просторе,

Предрассветной порой,

Встали алые зори

Над родимой страной.

С каждым годом все краше,

Дорогие края…

Лучше Родины нашей

Нет на свете друзья. [1]

В. : О чем, ребята говорится в стихотворении? (о Родине)

В. : У каждого на земле человека есть Родина. Как вы думаете, что такое Родина?

(- Родина – это место, где человек родился, вырос, учился, живет

- Его мама, папа, дом родной., речка, березка, солнышко – все это наша Родина.)

В. : Правильно, дети, родной край близок и дорог сердцу каждого из нас. Здесь проходят детские годы, а часто и жизнь. Знать историю родного города – значит любить настоящее, каждый день вносить свой вклад в строительство новой жизни.

В. : Сегодня мы совершим с вами необычную экскурсию по нашему городу, не выходя из группы. А поможет нам в этом наш волшебный экран.

В. : А как называется город, в котором мы живем? (Самара) Предлагаю вам поговорить об истории нашей малой родины – нашей Самары. (показ сл. 1, посмотреть как она изменилась сегодня и какой она будет в будущем.

Звучит музыка Буратино, показывается сл. 2. (появление героя).

В. : Ребята, посмотрите, кто к нам пришел в гости! Вы узнали его? (Буратино) Как называется сказка, в которой главным героем является наш гость? (Золотой ключик или приключения Буратино)

Показ сл. 3.

Б. : На карте России есть много городов : и больших, и маленьких, и провинциальных, и столичных… Но на левом берегу реки Волга стоит город, которым я горжусь и восхищаюсь. Это – моя Самара.

В. : Обратите внимание, так самарская область выглядит на карте России. Мне Самарская область напоминает форму сердца, а вам? (сердце, кусочек души и т. д.) Вот так выглядит главный символ нашего города. На нем изображен серебряный дикий козел, повернутый в левую сторону, с золотыми рогами, темно-красными глазами и языком и черными копытами. Изображение козла расположено на геральдическом щите французской формы голубого цвета. Щит увенчан императорской короной и окружен золотыми дубовыми ветвями, обвитыми Андреевской лентой. [4]

У древних народов козел обозначал вожака, вождя, был воплощением непоколебимой силы. Дубовые листья с желудями — символ полной силы. [4]

Горделивый серебряный козел на лазоревом щите внушает уважение своей уверенностью и спокойной мощью. [4]

В. : Ребята, как вы думаете, почему Буратино решил поговорить с нами о Самаре? Разве он здесь бывал? (ответы детей)

Показ сл. 4.

В. : Оказывается, Буратино решить рассказать нам о Самаре не случайно. Б. : Мой литературный отец Алексей Николаевич Толстой, а также литературный отец других персонажей сказки «Золотой ключик» родился именно в Самарской области, и первые 9 лет жизни прожил в Самарской области и Самаре. Здесь, в доме где жил великий писатель даже основали музей. [5] Кстати, на территории музея стоит памятник Буратино.

В. : Вот дом в котором жил А. Н. Толстой. Посмотрите, и памятник Буратино тоже есть! А кто-нибудь из вас, дети, посещал дом-музей А. Н. Толстого? А памятник Буратино видели (ответы детей)

Показ сл. 5.

В. : Многие великие писатели и поэты рассказывали о Самаре. Но кто скажет о ней краше, чем рожденные и живущие здесь поэты.

Самара нет тебя дороже,

Самара нет тебя родней,

Ты город милый и прекрасный,

Тебя люблю я, город - богатей!

Есть города иные, красивые, большие,

Но где бы я на свете не бывал,

Самары буду помнить я улицы родные,

И Волги берег, и родной причал. [2]

Как вы думаете, как автор стихов относится к Самаре? (с любовью, нежностью) Почему так думаете? (будет помнить, люблю тебя)

А вы знаете стихи о Самаре? (да, читают стихи)

Показ сл. 6.

В. : Посмотрите, к нам присоединился другой персонаж сказки «Золотой ключик». Кто это? (Артемон)

А. : А хотите узнать, как появилась наша Самара? По приказу царя Фёдора Иоанновича в 1586 году на берегу Самары под руководством князя Григория Засекина стала строиться крепость Самарский городок. [6]

В. : Ребята, обратите внимание, Артемон рассказывает, что Самара была построена как крепость, что бы защищать земли от набегов воинствующих племен. Посмотрите, на картинку. Крепость была совсем не большая, размером с современную деревню. И жителей в ней было не много, не то что сейчас. По периметру стоял высокий забор с наблюдательными башнями. Если наблюдатели замечали какую-то опасность, они закрывали ворота и на территорию крепости было невозможно попасть. Дома людей стояли на территории крепости.

Показ сл. 7.

В. : В 1688 Самара получила статус города и стала выполнять функции военной пограничной базы и центра торговли с Востоком. Здесь впоследствии размещался и центр экспедиции по освоению южно-уральских и восточных земель.

С 1851 года Самара стала бурно развиваться; известна была как «русский Чикаго» благодаря гигантским мельницам, многочисленным заводикам, амбарам. В городе насчитывалось 375 торговых лавок, а Самарская губерния была лидером по количеству собираемой пшеницы в Российской империи. [6]

В: : А вы знаете какой символ есть еще у Самары? (площадь им. Куйбышева - главная площадь г. Самара)

Б. : А почему в Самаре главная площадь Куйбышева?

В. : В 1935 Самара переименована в Куйбышев. В 1990 году Куйбышев был снова переименован в Самару.

Б. : Теперь - то я понимаю почему, в Самаре главная площадь - это площадь им. Куйбышева, а не Самары, и улица Куйбышева в нашем городе тоже есть.

Показ сл. 8.

В. : Так выглядела площадь на которой сейчас располагается площадь имени Куйбышева в 1860 г. Так площадь выглядит сейчас! На площади красуется Самарский Академический Театр Оперы и Балета, перед которым стоит памятник В. Куйбышеву – известному революционеру.

Посмотрите, раньше вместо дворца на площади стоял храм, церковь. И по дорогам ездили на лошадях, а не на машинах как сейчас.

В. : Город переименовали, а вот площади и улице оставили название. Но в нашем городе есть и Самарская улица, и Самарская площадь

Показ фотографий.

Показ сл. 9.

Б. : А давайте с помощью моего волшебного ключика совершим путешествие в прошлое и посмотрим, как изменился наш город со временем! Как выглядели в прошлом другие известные места города, и как они выглядят сейчас! Помогайте мне, ребята!

Дети встают (физкультминутка) :

Буратино потянулся,

Раз-нагнулся, два-нагнулся,

Руки в стороны развел

Видно ключик не нашел.

Чтобы ключ ему достать,

Надо на носочки встать.

Крепче Буратино стой,

Вот он – ключик золотой. [3]

В. : Ребята, воспользуемся предложением Буратино и его друзей. Как вы думаете, что это за место? (ответы детей)

Б. : Так выглядела Самара с Волги. Это набережная.

В. : Вот так набережная, одни лодки и корабли!

Показ сл. 10.

В. : Конечно, сейчас и Самара, и самарская набережная выглядят прекрасно. Дети, а какая набережная в наши дни?

Проводится д/и «Опиши набережную» - дети называют прилагательные, описывающие набережную в Самаре.

Показ сл. 11.

Б. : Вы когда-нибудь бывали в Самарском цирке? (ответы детей) Вот так выглядел цирк в 1900 г. [6]

В. : Таким он стал, когда на представления туда ходили твои родители. И сегодня он совсем не изменился! Наш цирк очень просторный и необычный.

Показ сл. 12.

В. : Так в прошлом выглядел Самарский Железнодорожный вокзал. [6] Таким его видели твои мама и папа, когда были в твоем возрасте. А сейчас он вот какой! Вы видели Самарский железнодорожный вокзал? (ответы детей). Говорят, что современный Самарский железнодорожный вокзал самый большой вокзал во всей Европе!

Показ сл. 13.

Б. : А это твой любимый парк им. Гагарина в 1978 г. Представляете, сколько разной техники в нем было? Даже самолет настоящий стоял

В. : На месте парка сначала был дубовый лес – дубрава. Мало кому из горожан известно, что в этом красивом парке - девять безымянных братских могил, в которых лежат жертвы политических репрессий 30-х - 40-х годов.

Раньше парк Гагарина был на окраине города, теперь это географический центр. Парк был открыт в конце 70-х годов. И стал самым массовым по посещаемости.

Парк решили назвать в честь первого космонавта планеты – Юрия Гагарина. Раньше в парке стояли пушки, артилеристские орудия, вертолеты, здесь можно было полюбоваться военной техникой времен Великой отечественной войны. [7] А в самолете располагался кинотеатр, который ласково назвали «Антошка».

В. : В наши дни парк преобразился, в нем появилось много новых развлекательных аттракционов, детских площадок и даже озеро с лебедями.

Показ фотоиллюстраций современного парка им. Гагарина

Б. :А что вам больше всего нравится в парке им. Гагарина? (ответы детей)

Показ сл. 14.

В. : Это улица Победы. Раньше по ней ходили трамваи, а теперь под ней ездит метро. Дома стоят все те же! А как изменилась дорога? (прогулочная зона исчезла, исчезли рельсы для трамваев, проезжая часть стала шире)

Показ сл. 15.

Б. : Самарский драматический театр мало чем, но изменился. Давайте вместе найдем, чем здание современного театра отличается от прежнего?

Проводится д/и «Найди отличия»

Показ сл. 16.

В. : Видите, как сильно изменился наш город. Сколько новых зданий построили. Действительно. Сколько новых зданий появилось в нашем городе! А какими здания бывают? (высокие и низкие; многоэтажные и одноэтажные; светлые и темные и т. д.)

Показ сл. 17.

А. : А сколько новых памятников появилось! Давайте назовем те памятники, которые изображены на слайде. (Памятник В. Высоцкому; Буратино; шоферам ВОВ; В. Куйбышеву; ракета «Прогресс», монумент Славы, фонтан в Струковском парке и др.)

Показ сл. 18.

Б. : Конечно, наш родной город в будущем ждет еще много перемен. Возможно, ты станешь архитектором или строителем, изменишь свой город, и он станет вот таким.

Показ сл. 19

В. : Но несмотря ни на что, этот город так и останется нашим любимым, нашей малой родиной – нашей Самарой. А за что ты любишь Самару? (ответы детей)

Показ сл. 20

В. : Ребята, а ведь в Самаре родились, жили, да и просто побывало много известных людей.

Историю имеет город :

Здесь были Разин, Пугачёв.

Он и по возрасту не молод

Ему почти что пять веков.

Скажу ещё - Эльдар Рязанов

Гордится тем, что он жил здесь.

А он из тех, кто постоянно

Болеет за Самары честь. [2]

Да, нашему городу около 500 лет. Но он не стареет, а с каждым годом становится все моложе и краше.

Показ сл. 21.

Б. : Наше путешествие по Самаре подошло к концу.

В. : Ребята, давайте поблагодарим Буратино за интересное путешествие в прошлое нашего города, и отпустим наших гостей обратно в сказку.

Дети прощаются с Буратино, Артемоном, Мальвиной.

В. : Сколько нового мы узнали о Самаре! Что вам особенно запомнилось из сегодняшнего путешествия? (ответы детей) А сейчас постарайтесь нарисовать то место, которое вам особенно запомнилось из нашей виртуальной экскурсии по Самаре.

Проводится занятие по изобразительной деятельности, по окончании устраивается выставка работ.

Впоследствии можно провести д/и по типу «Где я нахожусь», «Угадай место по описанию», «Покажи, где был» с целью закрепления полученных знаний.

Публикации по теме:

Электронное пособие для детей старшей группы «Наша область — Еврейская Автономия» Нравственно-патриотическое воспитание невозможно без формирования знаний традиций своей малой Родине. Особую актуальность приобретает.

Проект «Промышленность Самары» Проект «Промышленность Самары». Составила воспитатель МБДОУ №177г. Самары Беспалова Ирина Вячеславовна Творческое название: «Без труда.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект НОД по патриотическому воспитанию «История моего города» для дошкольников 5–7 лет
Опубликовано: 22 ноября 2014 в 12:29
+4Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект НОД по патриотическому воспитанию «История моего города» для дошкольников 5–7 лет» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Атюшина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД