Нина Цеглёвка
Конспект НОД по ознакомлению с окружающим в старшей группе «Путешествие по звёздному небу»
▼ Скачать + Заказать документы
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ С ОКРУЖАЮЩИМ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ «ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ЗВЁЗДНОМУ НЕБУ»
Программное содержание:
дать элементарные представления о строении Солнечной системы, познакомить с фактом обращения планет вокруг Солнца;
развивать внимание, память, логическое мышление, умение сопоставлять и сравнивать, классифицировать и обобщать.
Темочки:
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Звездное небо, созвездия
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Темочки
развивать любознательность, побуждать задавать в ходе игры вопросы познавательного характера.
воспитывать дружеские отношения.
Оборудование: атрибуты игр (карточки с заданиями, звёздное небо, схема строения Солнечной системы, медали.
Ход занятия
Воспитатель: Дети, вы любите путешествовать? Куда бы вам хотелось попасть в ближайшее время больше всего? (Ответы). А я предлагаю вам стать космонавтами и отправиться путешествовать по звездному небу. Вы смотрите иногда на небо вечером? Что вы на нем видите? (Ответы) Да, на небе очень много звезд. А одинаковые они по размеру? Верно, они разные. Так же, как города и села на Земле. Некоторые звезды светят поодиночке, а другие собрались в группы, которые называются созвездиями. Может, вы слышали такие названия, как созвездие Большойи Малой Медведицы, Рака, Скорпиона? Мы сегодня будем пролетать между ними. Но для начала нам нужно разделиться на 2 экипажа. Один будет называться "Земля - 1", другой "Земля - 2" (экипажи поделены раньше). Выберите, пожалуйста, командиров в своих экипажах. (дети советуются, выбирают командира экипажа, воспитатель раздает им эмблемы,команды занимают места).
Воспитатель: Перед отправлением в полет надо познакомиться с маршрутом и картой. Давайте рассмотрим карту Космоса. (Воспитатель показывает схематические изображения Солнечной системы и знакомит детей с новыми знаниями). Космос - иначе Вселенная (в переводе с греческого). В него входят все звезды, планеты, кометы. Их так много, что сосчитать невозможно, но среди них есть 9 крупнейших, которые мы можем с вами увидеть. Вот так они расположены: в центре - самая большая звезда - Солнце. Вокруг нее движутся 9 планет: Меркурий, Венера, Земля (ее спутник Луна, Марс, Юпитер, Сатурн, Плутон. Все эти планеты по форме напоминают шар. А хотите знать их величину? Если Солнце сравнить с надувным мячом (все это демонстрируется, тогда Меркурий по размеру будет с горошину перца, Земля, Венера, Марс, Плутон - обычные горошины; Юпитер - апельсин, Сатурн - мандарин, Уран, Нептун - орехи.
Давайте выберем планету, на которую полетим. Может, на Солнце? Почему нет? (Потому что Солнце - самое горячее, там жизнь невозможна). Меркурий - от солнца планета. Как вы думаете, там нам будет удобно? (Нет, также очень жарко). А вот Марс, полетим? (Нет, он далеко от Солнца, там очень холодно). Тогда предлагаю полететь на Луну. Согласны? Космонавтам предстоит выполнить программу полета, а это много разных задач. За каждое верно выполненное задание на вашей карте звездного неба загорится звездочка. (На доске). Чтобы небо стало красивым, надо зажечь много звезд. На чем же мы с вами полетим? Что летает? (Самолет, вертолет, воздушный шар, ракета)
Дети: На ракете
Воспитатель: Для полета нам нужны ракеты. Возьмите из конверта бумагу (квадрат 88). Разрежьте ножницами по линиям. Обрезков быть не должно. Какие геометрические фигуры получили?
Дети : 1 прямоугольник, 1 квадрат, 3 треугольника.
Воспитатель :Сколько всего фигур?
Дети: 5 Воспитатель : используя все геометрические фигуры, постройте ракету (выполняют по 1 ребёнку от команды). Готово?А сейчас– вперёд! Начинаем отсчёт!
(на доске – цифры „10,9,8,7,6,5,4,3,2,1! Пуск!)
(после каждого задания воспитатель "зажигает" на звездной карте каждой команды звезду)
Воспитатель: А теперь задание для самых внимательных. Чтобы веселее было лететь, возьмём с собой друга. Чтобы узнать, кто это, нужно соединить цифры на листе бумаги (на листе цифрами от 1 до 16 зашифрована картинка, дети соединяют цифры по порядку, получают изображение собаки - по1ребёнку). Воспитатель: Кто получился?
Дети : Собака.
Воспитатель. : Вы знаете, кто первым полетел в Космос? (Гагарин) А как звали собак, которые летали в космос? (Белка, Стрелка, Лайка)
Воспитатель: Дети, в космосе могут произойти различные неожиданности. Представьте себе, что наша ракета столкнулась с каким-то небесным телом. Ее так сильно толкнуло, что все вещи разлетелись в разные стороны. От удара погас свет. Пусть вещи - это деревянные и пластмассовые палочки. Сейчас я их перемешаю, а вам завяжу глаза. Темно? Теперь, в темноте, на ощупь разложите палочки на 2 группы : деревянные - в 1 сторону, пластмассовые - в другую. (по 1 ребенку)
Воспитатель: Справились? Молодцы! На небе загорелись еще звезды. Все вещи на своих местах. Ракету починили. Появился свет. Космонавту можно немного отдохнуть и вспомнить дом. Давайте все сейчас построим дом из 6 палочек (для всех детей задание)
Какие использовали геометрические фигуры?
Дети : квадрат, треугольник
Воспитатель: А теперь из домика сделайте флажок. Воспитатель: Космонавт должен не только много знать и уметь, но и быть сильным и здоровым. Поэтому даже в космосе он делает зарядку. В программе нашего полета – физкультминутка.
(Физкультминутка)
Воспитатель: Работаем дальше. Известно, что у любого космонавта должна быть хорошая память и воображение. Сейчас я предлагаю вам задачу для тренинга. (воспитатель складывает лист пополам, вырезает фигуру, дети должны найти карточку, где изображено то, что получится)
(Дидактическая игра "Найди нужную фигуру")
Воспитатель: Вы знаете, что в космосе работать нелегко. Чтобы в ракете не было перегрузок, на борт нельзя брать ничего лишнего. Сейчас мы попробуем определить, что у нас лишнее.
(Дидактическая игра "Найди лишнее")
Воспитатель: космонавтам во время полета нужно хорошо, полноценно питаться. Еда космонавта должна быть богатой витаминами. Это полезно для здоровья. А где больше всего витаминов?
Дети: В овощах и фруктах.
Воспитатель:Сейчас проверим, знаете ли вы их? Поиграем в игру "Собираем урожай" – 1 экипаж называет только овощи, 2 - только фрукты (условие - 1 ребенок называет овощ, второй - этот овощ + свой 3 - два овоща + свой)
Воспитатель:Дети, а вы знаете, что такое невесомость? Как к ней приспосабливаются космонавты? Представьте себе, что из-за невесомости по всей ракете разлетелись все ваши вещи - и одежда, и обувь, и посуда. Надо поскорее навести порядок и разложить одежду, обувь, посуду.
(Дидактическая игра на классификацию)
Воспитатель: В программу полёта входит такое задание, как выход в открытый космос. Сейчас мы с вами на Луне, а тут так темно, что даже своей руки не видно. Посмотрим, как вы можете слушать и выполнять команды. (Стать в центре круга. Завязать глаза. 5 шагов вперёд, 5 -вправо, поворот на 90°; т. д. ; пока не вернется на место). Кто вернулся в круг – летит домой, кто нет – остаётся на Луне.
Воспитатель: Наше космическое путешествие подходит к концу. Поздравляем всех с возвращением. Все вместе мы выполнили программу полета. Посмотрите, какое красивое небо у нас! Сколько звездочек загорелось на нашем пути!
(Если останется время, перед возвращением домой блиц - опрос:)
1. Сколько планет в Солнечной системе? (9)
2. Какую форму имеет Земля? (Шар)
3. Как называется спутник Земли? (Луна)
4. Ближайший к Солнцу - Меркурий. Можно на нем жить? (Нет, очень горячо)
5. Куда скрывается солнце на ночь? (Никуда)
6. Как называется путь, по которому движутся планеты вокруг солнца? (Орбита)
7. Почему бывает день и ночь? (Земля вращается вокруг себя, поворачивает к Солнцу то 1, то 2 сторону, где светит С - день, нет - ночь)
8. Почему бывает лето, осень, зима, весна? (Движется по орбите вокруг Солнца)