Лариса Щербенкова
Конспект НОД по ознакомлению с окружающим «Мы — первопечатники» в подготовительной группе
Конспект
НОД по ознакомлению с окружающим
«Мы – первопечатники»
(в рамках проекта «Подружись с книгой»)
Щербенкова Л. А. (воспитатель I кв. категории)
( Интеграция образовательных областей: познание, художественная литература, коммуникация)
Цель: Развивать активность, познавательный интерес, любознательность.
Публикация «Конспект НОД по ознакомлению с окружающим „Мы — первопечатники“ в подготовительной группе» размещена в разделах
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Темочки
Задачи:
1. Познакомить с историей возникновения книги.
2. Познакомить детей с историей создания книги.
3. Показать значимость книги в жизни человека и его семьи.
4. Дать понятия: клише, литера, шрифт, набор, оттиск.
5. Учить делать свои клише.
6. Воспитывать бережное отношение к книгам.
Материалы: старинные книги; слайды; образцы шрифтов; дощечки, намазанные пластилином, палочки; пластины бересты; кусочки кожи; верёвочки с узелками; на каждого лист бумаги, краски, губки, кисточки; разрезанные пополам картофелины, стеки на каждого.
Ход:
Педагог - Книга – окно в мир. Откроешь страницу – и окунешься в океан интересных событий, удивительных открытий разных героев. Откроешь страницу – и книга заговорит, она радуется и печалится вместе с тобой, она – надежный друг, верный товарищ.
Ребята, может кто-нибудь из вас уже знает, откуда взялось печатное творение? Кто его придумал? (Ответы детей). А как вы думаете, какие были первые книги, из чего они были сделаны? Пофантазируйте.
Сегодня мы с вами попадем в мир истории, а точнее познакомимся с историей создания книг и письменности.
В разные времена люди по-разному передавали друг другу опыт и знания. Первая в истории человечества книга – книга наскальных изображений.
Самые древние люди жили в пещерах, готовили на кострах пищу, охотились на зверей, одевались в шкуры, а вот во время отдыха люди наносили на стены рисунки из своей жизни. Это была, можно сказать, первая письменность! (показ слайда) Рисунками-символами пользовались и Древнем Египте – это были первые буквы – иероглифы.
Первым шагом к современному письму было использование предметов, которые не передавали мысль, а напоминали о ней, например, узелки на память. В зависимости от окраски и порядка, в котором они были завязаны, люди определяли, о чём идет речь. Так, жёлтая краска означала солнце, золото; белая – мир, здоровье, серебро; красная – войну, кровь; зелёная – урожай, хлеб; синяя – море, воду. Бечёвки, на которых завязывали узелки, тоже были не одинаковыми: одни потолще, другие потоньше, одни длиннее, другие короче. Такое письмо называется… узелковым (обыграть с детьми верёвочки с узелками – прочти, о чём здесь сказано).
Первые книги были совсем не похожи на те, которые мы с вами сегодня знаем.
Первые книги в разные времена и в разных странах писали на различных материалах. Давайте перенёсёмся с вами, ребята, в прекрасную древнюю страну “Месопотамию”. Книги там были сделаны из глины. На мягких табличках деревянной палочкой писали текст. Первая письменность была в виде рисунков, картинок. (написать на дощечках с пластилином по желанию).
Писались книги и на папирусах. Папирус - травянистое растение, тростник. На нём писали в старину и сворачивали в трубочки «свиток» для хранения (игра «Кто свернёт быстрее свиток)
Позже люди нашли новый материал. Они стали писать на пергаменте – это тонкая, как плёнка, специально обработанная кожа. Изготовляли его недалеко от Пергам, вот откуда это название. Пергамент, в отличие от папируса, не трескался, он был очень прочен, его можно сгибать, использовать обе его стороны. (дать детям кусочки кожи для манипуляций)
А в древней Руси, ребята, люди писали на бересте-коре берез. На ней царапали заостренной палочкой (упражнение «попробуйте написать своё имя на бересте палочкой»).
Ну, а первую бумагу придумали в Китае. Много веков рецепт изготовления китайских книг держался под строгим секретом, прежде чем он стал известен всем – рисунки и тексты вырезали на деревянных или каменных табличках, которые покрывали краской и прижимали к ним листы бумаги.
В старину, много лет назад, книги писались от руки. Работа продвигалась медленно. На изготовление одной книги уходило 5-7 лет. Первая буква рисовалась растворенным золотом или серебром, а каждая новая строка начиналась с красной буквы. Отсюда и пошло выражение – начать с красной строки.
Писали писцы гусиными перьями, а готовые листы одевали в переплеты из деревянных досок, обтянутых кожей. Обложку украшали драгоценными камнями, золотыми и серебряными застежками. Вот такая дорогая была книга!
Действительно, книга стоила больших денег, ее можно было обменять на табун лошадей или стадо коров, но люди ценили книги больше дорогих украшений и в случае опасности, прятали их в подземельях монастырей.
Шло время. И первый печатный станок появился в Германии – 1455 год. Иоганн Гуттенберг сконструировал мощный пресс, прижимавший бумагу к металлическому шрифту, покрытому специальной краской. (слайд)
Дошли до Ивана Грозного слухи, что есть заморские страны, где диво дивное – книги печатные. Буквы там льют из металла. Набирают из этих букв строчки и с помощью пресса делают оттиск на бумаге. Зовут того мастера Иоганн Гуттенберг.
Тогда издал Царь-Государь Российский Указ. И разослал гонцов во все стороны земли Русской. И повелел царь завести в Москве Белокаменной Печатную избу.
И поручили это дело Ивану Федорову. Первая книга, набранная в 1564 г. на Печатном дворе, называлась «Апостол», на ее создание ушел целый год. Этот год и считается началом всего русского книгопечатания. (слайд)
Книга сохраняет свое значение до сегодняшних дней. Как вы думаете, почему? (Ответы детей). Книга навсегда останется для нас ценным источником знаний.
Для печатания книг использовались клише – рисунок, чертёж на металле, камне, дереве; литеры – металлический брусочек с выпуклым изображением знака; шрифты и наборы – знаки и буквы составляют шрифт, а их установку в рамке называют набором.
(Дети рассматривают клише, литеры, шрифты)
Педагог – Предлагаю вам сейчас сделать: 1. Вырезать из половины картофеля своё клише, 2. нарисовать свои оттиски для будущих своих книг (отпечатки ладоней, пальцев; рисунки; печатки, печати, где вы будете и авторами и художниками и издателями. Эти книги мы поместим на выставку в группе.
Теперь вы знаете, какая долгая история возникновения у тех книг, которые находится у вас дома, в группе, в магазинах, библиотеках и как надо их беречь.