Елена Новикова
Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром «Юные юристы»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром
Цели:
• Обучающие: обобщить знания детей об их гражданских правах и обязанностях; способствовать развитию правового мировоззрения и нравственных представлений.
• Развивающие: развивать умение рассуждать, сопоставлять, делать выводы.
• Воспитывающие: воспитывать чувство самоуважения и уважения к другим людям.
Материал: шляпа, посылка, письмо, символы прав, свидетельство о рождении, ребус «7я», букварь, градусник, шапочка доктора, телефоны, магнитофон, очки, панамка, ромашка, медальки.
Публикация «Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром „Юные юристы“» размещена в разделах
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2014
Предварительная работа: чтение художественной литературы, русских народных сказок, беседы по теме «Права ребёнка» рассматривание иллюстраций к литературным произведениям, разучивание пословиц, сюжетно-ролевые игры «Семья», «Вызов врача», игры «Я помогаю маме», «Назови имя» и другие.
(Дети входят в группу).
В. : Сегодня утром я обнаружила в нашей группе странную посылку, а к ней прилагалось письмо, в котором было написано: «Дорогие дети из группы «Колокольчик»! Нам известно, что вы много знаете о правах и обязанностях детей. В этой посылке предметы, указывающие на разные права. Расшифруйте, что это за права, - и вас ждет сюрприз!» Ребята, а ведь мы на самом деле с вами много говорили о правах ребенка, о его обязанностях. Вспомните, в какой книге о них написано?
(В Конвенции о правах ребенка).
В. : Верно! Вот эта книга (показываю). И сегодня я предлагаю открыть в нашей группе юридическую консультацию. (Ставлю табличку «Юридическая консультация). Я думаю, что мы справимся со всеми заданиями и станем настоящими юристами.
По извилистой дорожке
Шли по миру чьи-то ножки.
Вдаль смотря широкими глазами,
Шёл малыш знакомиться с правами.
Рядом мама крепко за руку держала,
В путь-дорогу умницу сопровождала.
Знать должны и взрослые, и дети
О правах, что защищают их на свете.
Занимайте свои места. (Дети садятся на стульчики и одевают жилетки).
(Воспитатель открывает посылку и достает свидетельство о рождении).
В. : Как вы думаете, что это за документ?
(Этот документ называется свидетельство о рождении).
В. : Видели ли вы свое свидетельство о рождении?
(Ответы детей).
В. : Что написано в этом документе?
(В нем записана дата нашего рождения, наше имя и фамилия и имена наших родителей).
В. : О каком праве нам напоминает свидетельство о рождении?
(О праве на жизнь и имя).
В. : Правильно!
В. : Найдите символ этого права.
(Дети берут нужную картинку и закрепляют на фланелеграфе).
В. : А для чего человеку нужно имя?
(Имя нужно, чтоб нас не перепутали).
Знают, знают все на свете,
Знают взрослые и дети –
Имя каждому дано,
И у каждого одно!
В. : Правильно, ребята. У каждого человека есть имя, и оно выделяет его среди других. Обращаясь к другу, мы называем его по имени. Услышав свое имя, человек поймет, что обращаются к нему. По имени человека можно определить его пол – мужчина он или женщина, мальчик или девочка. Можно определить молодой это человек или пожилой, ведь, обращаясь к взрослому человеку, мы обязательно к имени прибавляем его отчество, тем самым проявляем к нему уважение.
А сейчас я предлагаю вам поиграть.
(Игра «Волшебная шляпа»).
– Я буду каждому из вас примерять эту шляпу, а вы должны назвать свою фамилию, имя, отчество. (Дети по очереди называют Ф. И. О.)
В. : Молодцы! А теперь давайте достанем следующий предмет.
(Ребенок достает ребус «7Я»).
В. : Это ребус. Давайте его отгадаем.
(Ответы детей).
В. : Правильно, здесь зашифровано слово «семья». А о каком праве оно нам напоминает?
(О праве на семью).
В. : Верно. Найдите символ этого права. Что вы знаете об этом праве?
(Каждый ребенок имеет право жить с мамой и папой. У каждого ребенка есть право иметь братика, сестрёнку, бабушку и дедушку).
В. : А как вы понимаете слово СЕМЬЯ?
(Семья – это мама, папа и дети. Бабушки и дедушки. Семья - это люди, которые любят друг друга, заботятся друг о друге, помогают, жалеют, сочувствуют, относятся друг к другу уважительно, говорят друг с другом ласково»).
(Мини – инсценировка, участвуют воспитатель и ребенок).
В. : Семья – словечко странное,
Хотя не иностранное.
Р. : Как слово получилось,
Не ясно нам совсем.
Ну, «Я» – мы понимаем,
А почему их семь?
В. : Не надо думать и гадать,
А надо просто сосчитать:
Два дедушки,
Две бабушки,
Плюс папа, мама, я.
Сложили? Получается семь человек,
Семь «Я»!
Р. : А если есть собака?
Выходит восемь «Я»?
В. : Нет, если есть собака,
Выходит Во! – семья.
В. : Да, ребята, у каждого человека должны быть мама и папа. Семья – это самое дорогое, что есть у человека.
В. : Я приглашаю следующего консультанта. (Ребенок достает листок с загадкой).
В. : А здесь у нас загадка, послушайте.
Где семье комфортно нашей?
Где поутру пахнет кашей?
Там ступают кошки лапки,
А у входа стоят тапки. (Дом, жилище)
В. : О каком праве пойдет речь?
(О праве на жилище).
В. : Найдите символ этого права.
В. : Ребята, а зачем человеку нужен дом?
(Дом – это убежище от непогоды, место, необходимое для жизни человека – для приготовления и приема пищи, отдыха и сна).
В. : Правильно.
Дом каждого из вас находится по определенном адресу. Знаете ли вы свой домашний адрес? Кто хотел бы назвать свой домашний адрес? (Ответы 2 – 3 детей). Как вы думаете, зачем нужно знать свой домашний адрес?
(Чтобы назвать его, если потеряешься).
В. : Кто еще хочет заглянуть в посылку?
(Ребенок достает Букварь)
В. : Вы узнали эту книгу?
(Ответы детей).
В. : Да, это Букварь. Самый первый ваш учебник. Как вы думаете, о каком праве он напоминает?
(О праве на образование).
В. : Почему это право необходимо?
(Чтобы быть умным, образованным человеком, получить профессию).
В. : Молодцы! Найдите символ этого права.
В. : Ребята, где можно получить образование?
(В детском саду, школе, институте, колледже).
В. : Это так. Сейчас свои первые знания вы получаете в детском саду, но уже совсем скоро вы пойдете в 1 класс.
А сейчас вспомните, какие пословицы об учёбе вы знаете?
1. Век живи - век учись.
2. Учиться - всегда пригодиться.
3. Ученье – свет, а неученье – тьма.
4. Тяжело в ученье – легко в бою.
В. : Что у нас еще осталось в посылке? (вызывает кого-то из детей).
(Ребенок берет из сундучка очки, шляпу. Звучит музыка, ребенок изображает пантомиму «На отдыхе»).
В. : О каком праве нам напомнил этот сюжет?
(О праве на отдых).
В. : Правильно. А как можно отдохнуть детям?
(Погулять, поспать, поиграть, потанцевать).
В. : Ну что ж, я не могу нарушить ваше право на отдых. Выходите на ковер, немного отдохнем.
(Музыкальная физминутка).
В. : Отдохнули, а теперь возвращаемся в консультацию.
В. : Заглянем в посылку.
(Ребенок достает градусник).
В. : О каком праве вам напоминает этот предмет?
(О праве на медицинское обслуживание).
В. : Что вы можете рассказать об этом праве?
(Если ребенок заболел, нужно обратиться к врачу и его обязательно вылечат).
В. : Верно! Найдите символ этого права. А сейчас мы с вами проверим, умеете ли вы правильно вызывать скорую помощь. По какому номеру вызываем скорую помощь? (03)
Сюжет «Вызов скорой помощи».
– Для сценки нам нужно двое ребят. (Воспитатель вызывает желающих) .
– Кто будет вызывать скорую помощь?
– А ты будешь диспетчером скорой помощи.
( Дети занимают свои места и вызывают скорую помощь: сообщаем, что случилось, называем чётко адрес).
– Молодцы. (Можно вызвать ещё пару ребят).
В. : В посылке остался последний предмет. А это вопрос: «У каждого человека есть определённые права, а что у него ещё есть?»
(Обязанности) .
В. : Правильно, ведь права и обязанности живут рядом.
Игра «Собери ромашку»
В. : Возьмите по лепестку, вспомните, какие у вас есть обязанности, связанные с правами, и прикрепите лепесток к серединке.
( Дети называют свои обязанности: называть друг друга по имени, взрослых по имени и отчеству; помогать маме и папе; заботиться о младших братьях и сестренках, если родители заняты; заботиться о своем здоровье; хорошо учиться; беречь свое жилище и т. д.)
В. : Посмотрите, что случилась с ромашкой? Она расцвела, улыбается вам, радуется тому, какие вы помощники, знаете не только свои права, но и обязанности.
В. : Ну что ж, подведем итог работы нашей консультации.
(Дети читают стихотворение).
1. Лишь появится ребенок,
И дышать начнет едва,
У него уже с пеленок
Появляются права!
2. Он имеет право жить,
Развиваться и дружить;
3. Иметь просторный, добрый дом,
Видеть мирный тихий сон.
4. Врачей помощь получать,
Обучаться, отдыхать.
5. Быть веселым и здоровым,
Восхищаться чем-то новым,
6. И любить, и быть любимым,
Вместе: Ведь на свете не один он!
В. : (Заглядывает в посылку). Ой, ребята, а здесь, кажется, есть еще что – то. (Достает медальки. С одной стороны это медаль с надписью «Юный юрист», а с другой – шоколадная медаль). А вот и сюрприз, который был обещан в начале. Я награждаю каждого из вас медалью, потому что вы очень хорошо работали, показали, что вы много знаете о правах и обязанностях детей. Спасибо вам. Наше занятие окончено.