Марина Владимировна Костылева
Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром и развитие речи для детей старшей группы с ЗПР с использованием ИКТ
▼ Скачать
Конспект НОД
по ознакомлению с окружающим миром
и развитие речи
для детей старшей группы с ЗПР
с использованием ИКТ
Лексическая тема «Зимующие птицы
Образовательная область: Познание
Выполнила:
учитель-дефектолог
высшей квалификационной категории
МКДОУ «Детский сад№56»
компенсирующего вида
Костылева Марина Владимировна
Дзержинск, 2015г
Тема занятия «Зимующие птицы»
Тип занятия: подгрупповое
Публикация «Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром и развитие речи для детей старшей группы с ЗПР с использованием ИКТ» размещена в разделах
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- ЗПР. Задержка психического развития
- ЗПР. Конспекты занятий, НОД с детьми с задержкой психического развития
- ИКТ. Информационно-коммуникационные технологии в ДОУ
- Конспекты занятий. Все конспекты
- ОВЗ. Конспекты занятий, НОД
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2015
Цель: развитие познавательно – речевой активности детей.
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
- познакомить детей с названиями зимующих птиц, рассказать об их строении; питании, особенностях жизни в зимних условиях;
- уточнять и расширять знания детей о рационе питания птиц;
- формировать понятие – зимующие птицы;
- расширять и активизировать речевой запас;
- развивать коммуникативные умения;
- закреплять умение раскрашивать в пределах контура, нанося штрихи в одном направлении.
Коррекционно-развивающие :
- развивать умение различать зимующих птиц, называть их;
- развивать зрительное внимание и восприятие, фонематическое восприятие, память, мелкую и крупную моторики;
- формировать умение анализировать и обобщать.
- развивать умение переносить полученные знания на практическую деятельность.
Коррекционно-воспитательные:
- воспитывать заботливое отношение к птицам, формировать навыки культуры поведения в природе;
- воспитывать усидчивость, умение внимательно выслушивать педагога;
- воспитывать умение общаться в малых группах, координировать свои действия с действиями партнеров.
Мотивация: познавательный интерес.
Способы: детское экспериментирование, организация поисковой и исследовательской детской деятельности, моделирование, решение проблемных ситуаций, использование ИКТ.
Индивидуальная работа: помочь детям с низким уровнем развития.
Дифференцированный подход: выбор материала.
Рефлексия: включение в итоговую деятельность метод анализа успешности выполнения работы.
Предварительная работа: Наблюдение за птицами на прогулке. Просмотр иллюстраций, чтение рассказов о птицах.
Оборудование:
1. Компьютер, презентация «Зимующие птицы», дидактическая игра «Кто здесь лишний?»
2. Поднос с зернами и семенами.
3. Кормушка.
4. Материал для крестовин «Зимующие птицы».
5. «Волшебный мешочек».
7. Аудиозапись «Голоса птиц».
Раздаточный материал:
1. Разрезные картинки: синичка (4 части, снегирь (6 частей, имеющие разный фон.
2. «Угощения» для птиц (сухарики, зернышки, семечки, конфеты, камни, счетные палочки и комочки ваты).
3. Мешочек.
4. Штриховки с изображениями перелетных и зимующих птиц.
5. Простые карандаши.
6. Цветные карандаши.
Ход НОД:
I. Вводная часть.
Дефектолог:
- Сегодня к нам в гости прилетели птички, они хотели с вами подружиться, но какой-то вредный мальчишка распугал их, и они улетели. Осталась только цепочка следов. Как же нам их найти? (выслушиваются предложения детей). - Хотите узнать какие, именно зимующие птицы к нам прилетали? Тогда вам тоже нужно превратиться в птиц (подошли к зеркалу, расправили крылышки, распушили хвостики, пощелкали клювами, защебетали и полетели к большой кормушке - психогимнастика). Дети занимают места вокруг стола на котором стоит поднос с зернами и семечками.
- Предлагаю вам найти и собрать разрезные картинки с изображением пернатых гостей (дети ищут в содержимом подносе изображения снегиря и синицы, собирают изображения).
II. Основная часть.
1. Отгадывание загадок.
Дефектолог:
- Давай узнаем, как же зовут наших гостей. А чтобы это узнать, вам нужно отгадать загадки!
За синие крылья она так зовется.
И в холод и в зной ей так звонко поется!
В рубашечке желтой, и впрямь невеличка.
Так как же ее назовешь ты? (Синичка)
- Ты откуда, ты откуда
Прилетел к нам, красногрудый?
Облетел я всю Сибирь.
Как зовут тебя (Снегирь)
2. Введение в тему НОД.
Дефектолог:
- Верно, к нам прилетели снегирь и синичка. Эти птицы с нами зимуют, они – ЗИМУЮЩИЕ. Повторите вместе со мной.
- Они прилетели к нам не одни, а привели с собой друзей. Послушайте какой раздается птичий гам (запись птичьих голосов). Найдите еще зимующих птиц, которые прилетели к нам (элементы зрительной гимнастики по методике Базарного).
3. Просмотр презентации «Зимующие птицы»
Дефектолог:
- Наши гости хотят рассказать о себе сказку (синичка и снегирь).
Я маленькая птичка. А зовут меня синичка. На голове черная шапочка, щеки белые, коричневый клюв, на горлышке и брюшке черная полоска-галстучек. Спинка желто-зеленная, брюшко желтое, крылья и хвост серые. Мое тело покрыто перьями. Люблю петь. У меня сильные лапки, они помогают мне проворно лазить по деревьям в поисках насекомых и их личинок. Свои гнезда устраиваю в дуплах деревьев, которые выдолбили дятлы.
Чернокрылый, красногрудый не боюсь я простуды. С первым снегом тут как тут. Зовут меня снегирь. У меня черная головка. Клюв тоже черный, толстый и широкий. Он помогает мне расклевывать ягоды рябины и клевать зернышки. Живу в лесу, а зимой, когда становится голодно, прилетаю в город в поисках хлебных крошек. Летом питаюсь насекомыми и растениями.
- О каких птицах говорилось в сказке? В какое время года можно увидеть их.
- Как называются все эти птицы одним словом? (Зимующие)
- Предлагаю вам найти зимующих птиц среди жителей «Птичьего царства» (дидактическая игра «Найди зимующих птиц)
4. Физминутка. «Птичья стайка»
5. Покормим птиц.
Дефектолог:
- Наши гости захотели кушать. В волшебный мешочек я кладу сухарики, зернышки, семечки, конфеты, камни, счетные палочки и комочки ваты, а вы по очереди будете доставать и класть в маленькую кормушку то, чем можно накормить птиц.
6. Дифференциация птиц. Пальчиковая гимнастика.
(На столе лежат заготовки штриховки зимующих и перелетных птиц)
- Посмотри, сколько птиц прилетело на пир, давайте найдем только зимующих.
- Какие птицы у вас в руках? (Зимующие)
- Остальные птицы называются перелетными, мы будем говорить о них в следующий раз.
- Заштрихуйте свои заготовки зимующих птиц, так как показано на образце.
III. Заключительная часть.
Рефлексия
- Давайте наполним нашу кормушку для зимующих птиц. Выбирайте угощение, кладите в кормушку и рассказывайте что вы узнали нового, что вам запомнилось больше всего (дети рассказывают о полученных знаниях и новом опыте).