Юлия Мусиенко
Конспект НОД по ознакомлению с окружающим и развитию речи в подготовительной группе «Как делают книгу»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД
по ознакомлению с окружающим и развитию речи в подготовительной группе на тему «Как делают книгу».
Образовательные области: Познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие.
Программные задачи:
Публикация «Конспект НОД по ознакомлению с окружающим и развитию речи в подготовительной группе „Как делают книгу“» размещена в разделах
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Книга. Все материалы по теме книг
- Книга. Конспекты занятий на тему книг
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2016
1. Познакомить детей с процессом создания книги. Расширять представления о том, что книги знакомят с миром, который нас окружает, рассказывают о том, как живут и трудятся люди, как они защищают от врагов нашу землю, рассказывают о прошлом и настоящем и пр. Закрепить названия известных детям книг и их авторов.
2. Развивать внимание, память, мышление, умение анализировать, находить противоречия и делать выводы. Совершенствовать речеслуховой анализатор.
3. Активизировать словарь за счет слов: рукопись, писатель, редакция, редактор, издательство, печатник, наборщик, дизайнер, художник.
4. Воспитывать интерес и любовь к книгам и профессиям работников типографии.
Современные образовательные технологии: игровые, ТРИЗ, педагогика сотрудничества, здоровьесберегающие технологии.
ХОД:
В группе оформлена выставка детских книг, энциклопедий, азбук, словарей и др. Дети самостоятельно рассматривают книги, к ним подходит воспитатель и начинает свой рассказ:
В какой бы дом ты не пришел, в какой бы семье не побывал, везде обязательно увидишь книги – в шкафах, на полках, на столе, в школьной сумке… Вы только начинали ходить, говорить, но уже рассматривали картинки в книжках, вам мамы и папы читали книжки. Из книг мы узнаем о мире, который нас окружает, о том, как живут и трудятся люди, как они любят друг друга, как защищают свою Родину от врагов, узнаем о нашем прошлом и о жизни других народов. Скоро вы станете школьниками, и к книгам, которые вам читали взрослые, прибавится еще одна, которую вы прочтете сами. Это азбука – ваш первый учебник. Вот такой. (Воспитатель показывает). А потом появятся книги по математике, истории, географии, толстые энциклопедии, из которых можно узнать обо всем. (Воспитатель показывает детям энциклопедии, которые находятся на выставке).
-Посмотрите на эту полочку. Здесь стоят книги. Посчитайте, сколько книг стоит на полочке. (Дети считают, книг 7). Какая из этих книг здесь лишняя?
-На полке стоят 6 детских книг и одна книга для взрослых.
-Чем отличается эта книга от других?
-Книга для взрослых намного толще книги для детей, в ней нет картинок, она написана мелким шрифтом…
- Правильно, ребята, книги бывают детские и книги для взрослых.
-Назовите свои любимые детские книги, которые есть у вас дома?
-Сказки, «Сказка о глупом мышонке» С. Маршака, «Рассказы о животных» Е. Чарушина, «Волшебник изумрудного города», «Приключения Чиполлино», «Золотой ключик, или Приключения Буратино», Сказки Чуковского.
(Дети называют книгу и по возможности автора).
- Но прежде чем книга придет в дом, ее должен кто-то сделать. Вы хотите узнать, как делается книга? Давайте присядем на коврик. (На коврике стоит пишущая машинка и ноутбук, дети их рассматривают). Сказки, веселые приключения или рассказы о животных пишут люди. Вы знаете, как их называют? (Писатели).
- Сначала это не книга, а просто рукопись. Как вы понимаете это слово?
- Рукопись, значит писатель пишет то, что придумал, своей рукой. А что это за машинка, как вы думаете?
- Это пишущая машинка. На ней можно печатать рукопись. (Воспитатель предлагает детям попробовать, как печатают на машинке).
- А этот предмет вы знаете? (Дети называют ноутбук или компьютер, на котором тоже можно печатать).
- Давайте вместе подумаем, что лучше для писателя машинка или компьютер? (Технология ТРИЗ, дети рассуждают, что на машинке печатать долго, на компьютере быстрее, но если нет света, компьютер не работает, тогда нужнее машинка. Чтобы работать с компьютером, нужно быть внимательным, вовремя сохранять напечатанное, иначе ничего не сохрнитсяч и надо все начинать сначала, а на машинке все сохраняется без света. Делается вывод о том, что в разное время удобной для работы является и машинка, и компьютер).
- Итак, писатель сделал рукопись. Это может быть сказка, рассказ из жизни или какая-нибудь интересная история. Он может прочитать это своим детям, но тогда они будут единственными слушателями. Что делать дальше?
Дети предполагают, что рукопись нужно нести в редакцию или в издательство.
- Да, рукопись нужно показать редактору. Редактор- это советчик писателя, который может вносить какие-то изменения или предложения писателю, говорит, что плохо, что хорошо, что нужно оставить и что убрать, а может быть дописать. А вот что происходит дальше. Мы узнаем из- нашего небольшого фильма.
Презентация «В типографии» (Смотри приложение 1).
Воспитатель: Вот какое удивительное место – типография. Здесь печатаются книги, журналы, газеты.
- Ребята, а кто еще участвует в издании книги, кроме редактора, наборщиков, печатников?
(Художники, корректоры, дизайнеры).
- Художник иллюстрирует, корректор корректирует текст, дизайнер продумывает дизайн книги.
- Представьте себе, что вы – работники типографии, и у нас получится веселая физминутка:.
Открывай скорее книжку! (размахивают двумя руками)
В книжке мошка, мышка, мишка, (показывают мошку, махая руками, мышку-приседая, мишку-кружась вокруг себя).
В книжке мячик круглый бок:
вверх-вниз, прыг-скок (прыжки на двух ногах на месте)
В книжке зонт, открой и пой, (скрепленные руки над головой, поднимаются на носочках)
Лупит дождь, а ты сухой!
Киска в книжке близко-близко.
На цветной картинке киску
Долго глажу я рукой- (поглаживают друг друга, элемент тактильных ощущений)
Ведь у киски мех такой!
Ребята, а теперь давайте поразмышляем. Работать в типографии хорошо или плохо? Что хорошего в работе типографии (технология ТРИЗ).
-В типографии печатают сразу много книг -это хорошо. Эти книги могут прочитать много людей. В типографии работают люди разных профессий, они получают зарплату и обеспечивают свои семьи. В типографии делают книгу красивой, красочной. В типографии много станков, которые облегчают работу людей.
-А что вы заметили плохое в работе типографии?
-Работать в типографии опасно, нужно быть очень внимательным, чтобы не допустить несчастного случая при работе на станке. В типографии могут быть запахи краски, бумаги, которые приносят вред здоровью. Работник типографии не может сам выключить станок и пойти отдыхать, потому что от работы одного станка зависит работа других станков.
-Правильно, ребята, работа в типографии очень нужная, важная, но очень ответственная, требующая внимания, соблюдения всех правил техники безопасности.
Предлагается игра «Добавь словечко».
Добавляйте слова в рифму и по смыслу
Есть у книжицы одёжка,
Называется - …. (обложка) .
Книги есть в саду и дома
Из бумаги и … (картона) .
Наши книги – не просты,
По порядку в них …. (листы,
Чтоб при чтении не сбиться,
Нумерованы…. (страницы) .
Страницы все наперечёт,
Их скрепляет…. (переплёт) .
-Ребята, давайте рассмотрим одну из книжек нашей выставки. На обложке книги пишут ее название. Как называется эта книжка?
- «Вот какой рассеянный».
- Кто автор этой книги? (Самуил Яковлевич Маршак).
-А эта книжка как называется?
- «Тараканище».
- Кто автор этой книжки?
-Корней Чуковский.
-А какие книги Корнея Чуковского вы знаете еще?
-«Краденное солнце», «Мойдодыр», «Муха-Цокотуха», «Федорино горе», «Путаница»…
- Иногда на книге пишут фамилию художника. А в конце книги (показать) обязательно указывается типография, в которой напечатана эта книга и фамилии некоторых людей, кто помогал напечатать эту книгу. Вот книга «Кто сказал мяу». Назовите имя художника этой книги.
-Иллюстрации к книге «Кто сказал мяу» сделал Владимир Сутеев.
(Воспитатель показывает книги Е. Чарушина)
-У художника Евгения Чарушина получались невозможно пушистые котята, мохнатые медвежата и взъерошенные воробьишки.
- К сожалению, нельзя в книгу написать фамилии всех работников типографии, кто участвовал в создании этой книги. Как вы думаете, почему? (ответы детей)
— Правильно, очень много людей трудится над созданием одной маленькой книги. Если печатать все фамилии, книга получится очень толстая и тяжёлая, и дети не смогут её поднять.
— Мы с вами вспомним тех, кто создал наши книги.
Игра «Кто что делает».
Писатель (пишет, сочиняет)
Иллюстратор (иллюстрирует, рисует)
Редактор (редактирует)
Корректор (корректирует)
Наборщик (набирает текст)
Печатник (печатает книгу).
Воспитатель: Когда все дети уходят домой, в группе становится тихо-тихо. Однажды я услышала, о чём шептали книги. Хотите узнать, о чём шептали книги?
«Не берите меня, пожалуйста, грязными руками, мне будет стыдно, если я буду грязная или в пятнах!» — шептала одна книга
«Не перегибайте мой переплёт. Я могу потерять самые интересные страницы!» — говорила другая книга.
«Пользуйтесь, пожалуйста, закладкой и не загибайте мои страницы, они порвутся!»
«Я люблю чистоту, но боюсь воды. Защитите меня от дождя и снега!»
«Не рисуй, пожалуйста, на моих страницах ни ручкой, ни карандашом. Другим детям будет трудно меня читать»!
-Подумайте и скажите, о чем еще могли шептаться книги?
-Берите меня чистыми руками; не рвите меня; не читайте меня во время еды; чтобы книга дольше служила тебе, оберни меня в обложку.
Воспитатель: А еще книга могла сказать стихами:
Я – книга. Я – товарищ твой!
Будь, ласков, бережным со мной…
Мой чистый вид всегда приятен,
Оберегай меня от пятен!
Вы запомнили просьбы книг? Постарайтесь их выполнять!
Воспитатель: Давайте вспомним пословицы о книгах.
Дети: Книга — лучший друг.
Книгу читаешь, как на крыльях летаешь.
Кто читает, тот приобретает.
Книги читать — не в ладошки играть.
С книгой поведешься — ума наберешься.
Кто много читает, тот много знает.
Воспитатель: Вот, что говорят еще в народе о книгах.
Золото добывают из земли, а знания из книги.
Книгу читаешь, на крыльях мечты летаешь.
Неграмотный, как слепой, а книга глаза открывает.
Книга поможет в труде, выручит и в беде.
Ребята, мы с вами вчера сочиняли веселые сказки про животных. Я их все напечатала на компьютере и пронумеровала листы. Получается книжка из 10 листов. Я предлагаю каждому из вас собрать свою книжку. Будьте внимательны, листы должны быть собраны по порядку от 1-й до 10-й страницы. Не забудьте, что у книжки должна быть обложка, поэтому перед первой страницей возьмите чистый листок. (Каждый ребенок собирает свою книжку, воспитатель стиплером ее скрепляет и предлагает детям нарисовать обложку книги).
После рисования дети придумывают название своей книжке: «Веселые сказки», «Сочинялки», «Удивительные истории о животных», «Приключения в лесу» и др.
Подводится итог НОД:
— Что нового, интересного вы сегодня узнали? (ответы детей)
— Что бы вам хотелось ещё узнать? (ответы детей)
— Кто поможет нам найти новые знания? (ответы детей)
- Я сегодня показала
Вам, мои детишки,
Самых преданных друзей.
Это – ваши книжки.
Всем вопросы задавать
Очень любят дети,
И на них вам отвечать
Будут книжки эти.
Они могут рассказать
Обо всем на свете!
О морях, о разных странах
И о всей планете.
Не придется вам скучать,
С ними интересно!
А на книжной полке им
Постоять не тесно.
Но с друзьями надо вам
Почаще встречаться,
А иначе будут книжки
Очень огорчаться
- Спасибо, мне была приятно беседовать с вами.
Аутотренинг.
А теперь мы улыбнемся,
Дружно за руки возьмемся.
И друг другу на прощание
Мы подарим пожелание –
Говорят все дети:
Знания ищи всегда
Умным станешь ты тогда!