Татьяна Юрьевна Сафонова
Конспект НОД по опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе «Эксперименты Нолика»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД по опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе «Эксперименты Нолика».
Цель:
Способствовать развитию у детей познавательной активности, любознательности.
Задачи:
1. Закрепить знания детей о том, что твердое вещество (сахар) при нагревании переходит в жидкое, и наоборот, в твердое, о применении этого свойства в пищевой промышленности.
2. Упражнять детей в элементарном экспериментировании с сахаром и солью. 3. Развивать активность мышления: умение сравнивать, анализировать, делать выводы.
Публикация «Конспект НОД по опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе „Эксперименты Нолика“» размещена в разделах
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2022
4. Воспитывать любознательность, интерес к познавательной деятельности.
Оборудование: баночки с водой, сахар-песок, соль, чайные ложки, тарелочки, листы черной бумаги на каждого ребенка, видео-окуляр, микроскоп, презентация к занятию
Предварительная работа.
ознакомление с процессом изготовления сахара, соли, рассматривание иллюстраций, опыты с водой, беседы о технике безопасности при работе в лаборатории.
Ход деятельности.
Приветствие:
В круг широкий, вижу я
Встали все мои друзья.
Мы сейчас пойдём направо,
А теперь пойдём налево,
В центре круга соберёмся,
И на место все вернёмся
Улыбнёмся, подмигнём.
Собрались мы снова вместе,
Чтобы было интересней!
Много нового узнаем,
Что ж, ребята, начинаем!
Нолик:
Как я рад, что Вы ко мне пришли в гости. А как известно, гостей всегда угощают чем-то вкусным. (Угощаю детей компотом).
Реакция детей на соленый компот.
Что такое? Вам не понравился мой компот? (пробую сама).
Какой не вкусный компот! Он какой-то странный. Какой не пойму (задумалась).
Ребята, кто мне подскажет, в чем причина?
Ответ детей. (компот не сладкий, а соленый)
Нолик:
Вот это я нахимичил. Как я мог перепутать сахар и соль? И, чтобы разобраться в свойствах сахара и соли, я приглашаю Вас в мою лабораторию для проведения опытов.
А кто из вас знает, что такое лаборатория?
Ответы детей.
Нолик:
В лаборатории есть всё необходимое для опытов.
А кто работает в лабораториях?
Ответы детей (ученые, лаборанты).
Нолик:
Вот и мы сегодня будем лаборантами, которые проводят эти опыты. (Дети надевают халаты)
Ребята, чтобы наша группа превратилась в научную лабораторию, в которой проводят разные опыты, нам нужно произнести волшебные слова:
«Хлоп-хлоп, топ-топ повернись и в волшебной лаборатории очутись».
Нолик подходит к столу, на котором стоят 2 баночки.
Этикетки упали и я эти баночки перепутал. Я точно знаю, что в одном была соль, а в другом сахар. А как отличить сахар от соли я и не знаю.
-Ребята, вы готовы помочь мне?
Ответ детей.
Нолик: Тогда сейчас мы будем ставить опыты которые смогут нам многое рассказать о свойствах некоторых веществ. Они обязательно научат нас отличать соль от сахара.
Прежде, чем начать нам необходимо вспомнить правила, так как мы будем проводить настоящие лабораторные опыты.
1. Пробовать на вкус только с разрешения
2. Работать только на своем рабочем месте
3. Быть осторожным
4. Брать только нужный материал.
5. Соблюдать тишину.
6. Не перебивать друг друга.
Вспомнили правила. Теперь можно приступить к нашему эксперименту.
Я приглашаю занять свои места.
Нолик:
Сегодня мы исследуем некоторые свойства хорошо знакомого вам сахара и соли.
Посмотрите на свои лабораторные столы, они полностью готовы к работе.
Опыт № 1
Нолик: Положите перед собой черный лист бумаги (лист поделен на 2 части: № 1 и № 2). Теперь возьмите ложку и из баночки под № 1 и № 2 и через воронку насыпьте немного вещества на разные стороны листа.
Что вы заметили, когда выполняли это действие?
Какой вывод можно сделать из этого опыта?
Дети. Сахар и соль сыпучие вещества.
Вывод: Сахар и соль – сыпучие вещества
Опыт №2
Нолик: Посмотрите внимательно и скажите, что мы можем сказать о цвете?
Дети: Вещество под № 1- белое, № 2 – белое.
Вывод: Соль и сахар – могут быть одинаковые по цвету.
Опыт № 3
Нолик: Юные исследователи, как вы думаете, имеют ли сахар и соль запах? -
Но помните, так как это сыпучие вещества и, чтобы, определить запах, их нельзя подносить близко к носу. Почему?
Дети. Частицы могут попасть в нос и привести к раздражению кожи.
Нолик: Попробуйте осторожно их понюхать. Чем, пахнет вещество №1 желтоватого цвета (Сахар)
Дети. Ничем.
Нолик: Чем пахнет белое вещество № 2 (Соль)
Дети. Ничем.
Нолик: Что мы можем сказать?
Ответ детей: Что эти вещества разные по запаху. №1 не имеет запаха, №2 не имеет запаха.
Вывод: Соль и сахар.
Нолик: Делать научные открытия дело не из лёгких, поэтому в лабораториях бывает перерыв для отдыха. Неплохо бы немножечко и нам отдохнуть. Давайте выйдем из своих лабораторных столов.
ВИДЕО ФИЗМИНУТКА ПОМОГАТОР
Нолик: Вот мы немножко отдохнули, но опыты на этом не закончились, продолжим нашу работу и проходим на места.
Опыт № 4
Нолик: Поскольку соль и сахар – очень маленькие частицы, нам будет тяжело их рассмотреть. Что нам в этом поможет?
Дети. Лупа, микроскоп.
Нолик: Почему вы так решили?
[b]Дети[/b]. Лупа, микроскоп увеличивают частицы в несколько раз.
Нолик: Поскорее рассмотрим какой формы частички вещества под № 1 и №2.
Вывод. Сахар и соль – разные по форме.
Ребята, а как вы думаете, что быстрее растворится в воде, соль или сахар? (ответы детей).
А чтобы, не было сомнений давайте с вами проведем опыт.
ОПЫТ№5
Нолик: -Ребята, подвиньте к себе 2 стаканчика с водой. Ложечкой возьмите сначала вещество под № 1 насыпьте в один стакан. А в другой стакан вещество под №2 насыпьте. И перемешайте ложечками. А что быстрее растворилось соль или сахар? (ответы детей).
Вывод: С помощью опыта мы с вами увидели, что соль быстрее растворяется в воде, чем сахар.
Нолик: Интересно, а вода изменила свой цвет?
Дети. Нет.
Нолик: Какой она стала?
Изменили сахар и соль вкус воды?
Дети. Вода стала в одном стакане сладкой в другом соленой, но осталась прозрачной.
Вывод. Сахар и соль растворяется в воде, изменяя ее вкус.
Нолик: Ребята, Вы мне еще раз доказали, что соль от сахара отличается.
И что соль с сахаром перепутать невозможно.
А теперь повторим все наши выводы, которые мы сделали?
Что мы можем сказать про вещество под № 1, оно какое? Что это за вещество?
Ответ детей.
Что мы можем сказать про вещество под № 2, оно какое? Что это за вещество?
Ответ детей.
Дети прикрепляют этикетки к баночкам.
Спасибо, вам большое, что помогли разобраться с этими веществами.
Рисуют солью.
Рефлексия:
Мои любознательные помощники, что мы с вами делали в нашей лаборатории? Что вам больше всего запомнилось?
Ответ детей. (Сегодня мы сахар пересыпали, растворяли, рассматривали.)
Нолик: Понравилось ли Вам в нашей лаборатории исследовать свойства сахара и соли?
На этом наша лаборатория сегодня заканчивает свою работу. Выходите из-за столов. Спасибо вам мои лаборанты за вашу работу.
Хлоп-хлоп, топ-топ повернись и в детском саду очутись.
Теперь вы стали снова ребята детского сада!