Алиева Закират
Конспект опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе «Снежная тайна»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД по опытно - экспериментальной деятельности в старшей группе на тему : "Снежная тайна"
Подготовила воспитатель: Алиева З. Р
Образовательная область: «Познавательное развитие»
Цель: Создание условий для развития познавательной активности детей в процессе экспериментирования со снегом.
Задачи:
Образовательные:
- закрепить знание детей о зимних явлениях;
Публикация «Конспект опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе „Снежная тайна“» размещена в разделах
- Зима
- Зима. Конспекты зимних занятий, НОД
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
- закрепить правила безопасного поведения детей во время проведения экспериментальной деятельности;
Развивающие: - развивать умение анализировать, делать выводы, обобщать полученные знания; - развивать связную речь Воспитательные: - воспитывать интерес к экспериментальной деятельности и желание заниматься ею; - воспитывать, самостоятельность, аккуратность, желание добиваться результата в процессе работы; коллективизм; Предварительная работа: рассматривание иллюстраций по теме «Зима», чтение художественной литературы по теме «Зима», наблюдение за снегом, снегопадом во время прогулки, разучивание пальчиковых игр.
Материалы и оборудование: ноутбук, проектор, магнитная доска, карточки-символы «Свойств снега». Белые халаты и медицинские шапочки, пластиковый контейнер со снегом, полоски из бумаги трех цветов (белый, серый, голубой, пластиковая ложка, два пластиковых блюдца, пластмассовые фишки, микроскоп, письмо, лупа, сухие салфетки по количеству детей.
Ход НОД
I. Вводная часть:
Воспитатель: Ребята, на почту нашего детского сада пришло письмо, давайте его прочитаем?
Дети: Да
Воспитатель: Открывает письмо читает.
«Здравствуйте, ребята, пишут вам дети из ясельной группы, недавно мы вышли на прогулку и увидели, что вся наша площадка и весь двор покрыты снегом. Мы никогда снега не видели и ничего о нем не знаем, помогите нам пожалуйста, расскажите, что такое снег?»
II. Основная часть. Воспитатель: Вот такая проблема у младших ребятишек, дети как мы можем им помочь? Дети:
Воспитатель: Можем мы, как настоящие ученые, подготовить научный доклад о снеге для детей ясельной группы?
Дети: Да
Воспитатель: Хорошо, прежде чем начать я хочу поиграть с вами проходите ко мне и встаньте в круг.
Воспитатель: Ребята, давайте вспомним какое сейчас время года? Посмотрите, что я вам принесла?
Дети: Снежок.
Воспитатель: Будем передавать снежок по кругу, а вы будете называть зимние слова (снег, лыжи, коньки, метель, снегопад, мороз, сосулька, снежинка, сугроб, вьюга).
Воспитатель: Молодцы!
Воспитатель: Ребята, мы решили с вами составить научный доклад, но как же нам это сделать?
Дети:
Воспитатель: Правильно ребята, поговорить о снеге, провести опыты со снегом, как настоящие ученые-исследователи. А где же нам провести наши опыты?
Дети: лаборатории.
Воспитатель: Я приглашаю вас в нашу лабораторию. Но прежде, чем приступить к проведению опытов вспомним правила поведения в лаборатории. Как нужно вести себя в лаборатории?
Дети: соблюдаем тишину, не перебивать и не мешать друг другу, работать тихо, аккуратно, внимательно, не кидаться снегом, не брать в рот снег.
Воспитатель: Проходите в лабораторию.
Опыт 1. «Свойства снега»
Воспитатель: Посмотрите, перед вами контейнер, в котором лежит снег, что мы можем сказать о снеге, какие у него свойства?
Дети:
Воспитатель: А как нам это доказать? Давайте проверим, возьмем полоски бумаги разного цвета, поднесем к снегу и сравним.
Воспитатель: Какой мы можем сделать вывод? Какой снег? А как вы догадались, что он белого цвета?
Дети: «Потому что полоска бумаги и снег одинаковые по цвету!»
Воспитатель: (Прикрепляет к магнитной доске карточку белого цвета). Обратите внимание на доску, сюда мы будем помещать специальные схемы, обозначающие свойства снега. А на столах у вас лежат листочки, там мы будем записывать схемы наших опытов. И конце занятия, у нас с вами получится, целая книжка с опытами.
Воспитатель: Как вы думаете снег имеет запах?
Дети:
Воспитатель: Предлагаю проверить, возьмите ложкой немного снега из контейнера и понюхаем снег.
Дети: Снег не имеет запаха.
Ребенок вывешивает на магнитную доску карточку с изображением перечеркнутого носа.
Опыт 2. «Из чего состоит снег»
Воспитатель: Ребята, как вы думаете из чего состоит снег? И как мы это с вами докажем
Дети: Из воды?
Воспитатель: Предлагаю в этом убедиться, возьмите ложкой немного снега из контейнера и положите его на ладонь, а теперь сожмите руку в кулак и подержите над тарелкой. Что происходит?
Дети: Появляется вода
Воспитатель: Как вы считаете, почему появилась вода?
Дети: потому, что растаял снег.
Воспитатель: Верно, а почему растаял снег?
Дети: потому, что руки теплые, а снег холодный, температура наших рук выше, чем температура снега, то есть наши руки теплее, чем снег, поэтому снег тает.
Ребенок вывешивает на доску карточку с изображением каплей воды.
Воспитатель: Молодцы. Вы хорошо поработали, а теперь немного отдохнем. Проходите ко мне и встаньте в круг.
Физминутка:
За окном у нас зима. (Разводят руки в стороны.)
Стали белыми дома. (Складывают руки над головой в виде крыши.)
Снег на улице идёт, (Поднимают и опускают медленно руки.)
Дворник улицы метёт. (Покачивают опущенными прямыми руками влево-вправо.)
Мы катаемся на санках, (Приседают, руки вытягивают перед собой.)
Пишем на катке круги, (Убирают руки за спину, поворачиваются кругом.)
Ловко бегаем на лыжах, (Выполняют движения руками, как при ходьбе на лыжах.)
И играем мы в снежки. (Имитируют метание.)
Воспитатель: Молодцы! Проходите за стол. Продолжается работа в лаборатории
Опыт 3 «Определение прозрачности снега»
Воспитатель: Ребята, а как вы думаете можем ли мы увидеть предметы под снегом?
Дети:
Воспитатель: Возьмем фишку и положим на тарелку, возьмите ложкой немного снега из контейнера и положите на фишку. Теперь посмотрите на фишку. Видно её? Какой вывод мы можем сделать?
Дети: Сквозь снег предмет увидеть нельзя, значит снег не прозрачный.
Воспитатель: Верно. Молодцы!
Ребенок вывешивает на доску карточку с изображением цветной картинки под снегом.
Опыт 4 «Почему снег грязный?»
Воспитатель: Ребята, вас всегда говорят, что снег есть нельзя. Почему?
Дети:
Воспитатель: Предлагаю проверить. Давайте с вами возьмем лупу и посмотрим на снег. Какой снег?
Дети:
Воспитатель: Посмотрите, какой вывод можно сделать?
Дети:
Воспитатель: Да, снег хоть и белый по цвету, но в нем могут содержаться частички песка и пыли. Мы с вами убедились снег грязный и есть его нельзя.
Ребенок вывешивает карточку с изображением перечеркнутого рта.
Воспитатель: А что можно делать со снегом?
Дети: Со снегом можно играть, лепить снеговика, когда снег сырой; строить ледяную горку и крепости, играть в снежки.
Ребенок вывешивает карточку с изображением зимних забав.
Воспитатель: Ребята, мы с вами составили научный доклад о снеге по схемам. Сколько мы нашли фактов о снеге? О каждом факте расскажет 1 ребенок, а я запишу на видео. Позже мы отправим видео, нашим малышам.
Рассказ о свойствах снега по схемам. «Снег белого цвета, у снега нет запаха, он состоит из воды, при повышении температуры снег тает, снег не прозрачный, сквозь него невозможно увидеть предмет, снег нельзя есть, потому что он грязный, в нем содержатся маленькие частички пыли и песка, со снегом можно играть.
Воспитатель: Очень хорошо,
III. Заключительная часть (рефлексия) «Снежный ком»
Воспитатель: Подойдите все ко мне, давайте сделаем круг. Посмотрите, у меня в руке снежок, я ему хочу сказать: сегодня мы с ребятами составили научный доклад для мылышей о свойствах снега. Расскажите, и вы, что вам больше всего понравилось. С какими трудностями вы столкнулись.