Виктория Балина
Конспект НОД по опытно-экспериментальной деятельности (ОО «Познание») в старшей группе «Путешествие капельки»
Ход занятия
1 Орг. Момент.
Психогимнастика.
Собрались все дети в круг.
Я твой друг, и ты – мой друг.
Крепче за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся.
2 Основная часть.
Воспитатель: - Ребята, отгадайте загадку:
Она и в озере, и в лужице
Она снежинкою над нами кружится,
Она и в чайнике у нас кипит
Она и в реченьке бежит, журчит. (вода)
Воспитатель: - Догадались, о чем мы будем сегодня говорить? Мы с вами продолжим разговор о воде.
Игровая ситуация.
В группу входит девочка в ободке капельки.
Публикация «Конспект НОД по опытно-экспериментальной деятельности (ОО „Познание“) в старшей группе „Путешествие капельки“» размещена в разделах
- Вода. Все материалы по теме воды
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Круговорот воды в природе. Путешествие капельки
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» май 2013
Воспитатель: - Ребята, кто это к нам пришел? Ты кто?
Девочка: - Я капелька прозрачная, я доченька воды. Куда б не посмотрели вы, кругом мои следы. На облачке, в фонтанчике, на водопаде с гор. И утром на травинке из капелек узор.
Воспитатель: - Капелька, а зачем ты к нам пришла?
Капелька : - Я пришла в гости к своим сестричкам-капелькам, которые живут у вас в детском саду.
Воспитатель: - Ребята, давайте поможем капельке найти сестричек, а заодно и поиграем в мяч.
- Я буду кидать вам мяч, а вы ребята, рассказывайте: - Где живут капельки в нашем саду?
Для чего нужна вода нам?
Как мы ее используем?
(Пьем; моем: руки, игрушки, пол;
готовим еду; стираем; поливаем цветы)
- Послушайте, я расскажу вам о воде!
ОНА ВЕЗДЕ!
В луже,
В море,
В океане!
И в водопроводном кране.
Как сосулька, замерзает,
В лес туманом заползает.
На плите у нас кипит.
Паром чайника шипит,
Без неё нам не умыться!
Не наесться! Не напиться!
Смею вам я доложить:
Без ВОДЫ нам не прожить!
- Вот, сколько пользы приносит нам вода!
Давайте её беречь и зря не разливать!
Артикуляционная гимнастика.
- Ребята, а вы помните песенки воды?
(ДА)
- Споем их?
(Да)
- Как поет вода, когда течет из крана?
(СССССССС)
- Как кипит в кастрюльке?
(БУЛЬ_БУЛЬ_БУЛЬ)
- Как капает дождиком?
(КАП_КАП_КАП)
- А сейчас мы с капелькой пойдем в нашу лабораторию и проведем опыты с водой.
Давайте вспомним правила работы с водой:
Коль с водой имеем дело
Рукава засучим смело.
Пролил воду – не беда,
Тряпка под рукой всегда.
Опыты с водой
1 Опыт. Воспитатель: - Сейчас мы с вами будем учеными. А настоящие ученые никому не верят на слово. Они все доказывают, проводя опыты.
-Работаем все вместе. (Работа в группе).
. Дети, что налито в бутылочке? (Дети называют - молоко).
- Выберите полоску бумаги, которая совпадает с цветом молока (дети выбирают).
- Почему ты выбрал эту полоску?
-Саша почему ты выбрала эту полоску?
-Какого цвета молоко? (Белого).
-Разойдитесь по парам. (Работа в парах).
- Теперь выберите полоску, которая совпадает с цветом воды. (Дети прикладывают полоски бумаги. Ни один цвет полосочек не совпадает с цветом воды).
-Таня, ты нашла такую полоску? (Нет)
- Вода осталась БЕЗ ЦВЕТНОЙ полосочки!
- Какого цвета вода? (БЕСЦВЕТНАЯ).
-Итак, господа ученые, мы делаем вывод….
Вывод: Вода бесцветная, а молоко белое.
Открою вам, друзья, секрет
А у воды ведь цвета нет.
Цвет подобрать к ней невозможно
Она бесцветна, это точно.
2 Опыт.
Работа в группе по парам.
У нас есть палочки. Я опущу одну палочку в бутылочку с молоком.
-А вы в свои бутылочки с водой.
- Видно ли палочку в бутылочке с молоком?
- А в бутылочках с водой?
-Значит, что мы можем сказать о воде?
- Какая она? (Прозрачная.)
- Сквозь чистую воду мы видим предметы.
-Господа ученые посмотрите сквозь бутылочки.
-Скажи, Кирилл, какая вода?
- Вода прозрачная, поэтому сквозь неё видны разные предметы. Молоко непрозрачное, он белое, мутное, поэтому сквозь него предметы не видны.
Вывод: Вода прозрачная, а молоко нет.
3 Опыт.
Работа в группе по парам.
Воспитатель: -В бутылочках чистая вода.
-Миша с Кириллом насыпьте ложку соли.
- Давайте приклеим на стакан этикетку «Соль». Так всегда делают в лабораториях, чтобы ничего не перепутать.
- Миша, найди карточку с надписью «Соль».
-Что произошло с солью в бутылочке?
- Куда она исчезла?
-Да, соль растворилась в воде. Вода стала соленой.
- Хотите попробовать?
-А во вторую бутылочку Влад и Саша В. положат кусочек сахара рафинада и тоже приклеят этикетку.
- Что произошло с сахаром?
- Сахара тоже не видно в бутылочке? Что с ним произошло?
-А какая на вкус будет вода в этой бутылочке? (Сладкая.)
-У нас есть еще одна бутылочка с чистой водой. Что туда можно насыпать? (Растворимый кофе.)
-Саша Л. И Таня сделайте это.
-Приклеиваем этикетку «Кофе».
-Посмотрите внимательно, что происходит? (Кофе сначала остается на поверхности, постепенно начинает растворяться и окрашивать воду.)
Примечание: кофе не следует перемешивать.
В 4 бутылочку я насыплю рис.
-Миша подай этикетку с надписью «Рис». При-клеиваем этикетку.
- А рис растворился? (Вода не может растворить рис.)
Вывод: Вода растворяет: соль, сахар, кофе Вода не может растворить рис.
4 Опыт.
(Работа в группе).
-Обратите внимание, изменился ли цвет воды после добавления соли и сахара? (Они не окрасили воду).
–Кофе? (Кофе окрасил воду)
-Риса? (Рис не окрасил воду.)
Вывод: Некоторые вещества могут окрашивать воду, а некоторые нет.
5 Опыт.
(Работа в группе).
- Дети сядьте на стулья.
- Для этого опыта нам понадобится термос.
- Что такое «Термос»?
-Для чего он нужен?
(Это специальный сосуд, который помогает сохранить продукты разной температуры.)
- Я налила в термос горячую воду.
- Давайте вспомним правило обращения с горячей водой (Ответы детей).
- Как вы думаете, что мы увидим, когда я открою крышку термоса? (Ответы детей)
- Давайте проверим, так ли это?
- Как вы думаете, что мы увидим, когда я поднесу стекло к пару? (Ответы детей)
(Подношу стекло и говорю)
- Когда вода нагревается, маленькие капельки воды становятся легкими и поднимаются вверх, образуется пар. Капелькам некуда деться и они осядут на стекле. Маленькие капельки притягиваются друг к другу и соединяются в большие капли.
(Пронести стекло и показать каждому ребенку).
Что вы видите на стекле? Значит, делаем Вывод: «Пар – это что? Это вода».
- Влад, что такое пар?
-Скажите все вместе.
-…. очень аккуратно работали. У них ни одна капелька мимо стакана не пролилась.
-Вы порадовали меня!
Самомассаж.
- Ребята, встаньте, пожалуйста
Льётся чистая водица,
(Волнообразные движения руками).
Мы умеем сами мыться.
(Дети потирают ладонь о ладонь).
Моем носик, моем ротик,
(растирают крылья носа).
Моем шею, моем уши.
(козелок).
После вытремся посуше.
(поглаживают лоб).
Просмотр анимации.
«Круговорот воды в природе».
Зрительная гимнастика.
Капелька на тучке ночевала
А потом по небу кочевала.
По оврагам, по мостам,
По корягам и кустам.
(Дети следят глазами за передвижением капельки).
Театрализация стихотворения
«Путешествие капельки».
Я переделала стихотворение Г. Люшнина и досочинила окончание стихотворения.
Один ребенок читает стихотворение:
Нависла туча над селом,
(Выходит ребенок в костюме тучи и изображает тучу.)
И разразился в небе гром!
(Выходит ребенок в костюме грома и изображает гром.)
Катился гром, гремел, ворчал,
На всех,
Кого в пути встречал.
На землю шляпкою гвоздя,
Упала капелька дождя.
(Выходит ребенок в костюме капельки с леечкой и пританцовывая поливает цветы, сирень, огород.)
Поила капля целый день,
В лугах цветы,
В садах сирень.
Не обошла и огород,
Где зелень разная растет. Она была совсем ничья,
Но стала капелькой ручья,
(Капелька ставит леечку, подходит к 2 детям держащим низко к полу голубой отрез ткани (они изображают ручей).
И под небесной синевой,
Пропахла солнцем и травой.
(Капелька «плавает»)
В селе закончила дела,
И быстро в реку утекла,
(2 ребенка держащих низко к полу голубой отрез ткани (они изображали ручей) поднимают ткань чуть выше, теперь они изображают реку.)
И там с мальчишками она
Ныряла весело до дна.
(Капелька в одной руке держит «мальчишек» сделанных в технике аппликация и «ныряет»).
В реке закончила дела,
И в море капля уплыла.
(2 ребенка держащих ткан (они изображали реку) поднимают ткань еще выше, теперь они изображают море.)
От берегов родных вдали,
Качала капля корабли.
(Капелька в одной руке держит «корабли» сделанные в технике аппликация «покачивается и ныряет»).
Капля ныряла до дна океана. Потом поднялась клубами тумана.
(Капелька встает танцуя кружится и заходит за детей изображающих тучку и гром).
Ветер холодный унес ее вдаль, А на дворе и зима и февраль.
(Из-за «тучки и грома» выходит кружась девочка одетая в костюм снежинки. Она танцует.).
Капелька с ветром по небу летала, И белой снежинкой на землю упала.
(Дети кланяются и садятся на стульчики).
Воспитатель: – В природе путешествует вода,
Она не исчезает никогда,
То в снег превратится, то в лед,
Растает и снова в поход.
Вдруг в небо взовьется,
Дождем обернется.
Вокруг оглянитесь,
В природу вглядитесь.
Вас окружает везде и всегда
Эта волшебница – вода.
3 Итог занятия.
Воспитатель. – Наше занятие заканчивается. Дети, что вам запомнилось? Понравилось? Что нового узнали?
Психотерапия.
- Капелька сейчас подарит вам на память своих подружек – «капелек».
-Дружите с ними и берегите их!
-А я напою вас чистой родниковой водой!
Подношу поднос. В кружечках чистая кипяченая вода. (Так называемый эффект плацебо).
- Она очень полезна для нашего организма!
-Занятие закончено. Поднимайтесь в группу.
Программное содержание:
Задачи:
1. Образовательные:
Формировать представление о том, что вода бесцветная, а молоко белое.
Формировать представление о том, что вода прозрачная, а молоко нет.
Формировать представление о том, что вода растворяет: соль, сахар, кофе. Вода не может растворить рис.
Формировать представление о том, что некоторые вещества могут окрашивать воду, а некоторые нет.
Формировать представление о том, что пар – это вода.
Побуждать находить примеры в явлениях окружающей среды.
2. Развивающие: Развивать умение обобщать результат работы и делать выводы.
Развивать память, мышление, внимание, интерес.
3. Воспитательная: Воспитывать умение слушать ответы товарищей, не перебивать друг друга.
Словарная работа: Обогащение словаря и активизация словаря (бесцветная, растворяет, прозрачная, окрашивать, жидкая).
Материалы и оборудование: Ободок и костюм капельки. Мяч. Тряпочки. Бутылочки с водой. Цветные полоски бумаги. Бутылочка с молоком. Палочки. Этикетки «Соль», «Сахар», «Рис», «Кофе». Ложка соли. Кусочек сахара рафинада. Ложечка кофе. Ложечка риса. Термос. Стекло. Диск. Указка с капелькой. Ободки. Костюмы. Полотно ткани голубого цвета. Маленькие капельки (аппликации). Кружечки с чистой кипяченой родниковой водой.
Предварительная работа:
1. Беседа «Для чего нужна вода?»;
2. Занятие по познавательному развитию «Купаться любят все».
3. Занятие по речевому развитию «Водичка, водичка…»
4. Занятия по изобразительной деятельности «Дождик по земле босиком прошёл…» (рисование, «Бережливым будь с водой, хорошенько кран закрой!» (аппликация, сотворчество «Превращение Капельки».
5. Ежедневные наблюдения за природными явлениями.
6. Посильная помощь в уходе за цветами и миниогородом.
7. Оснащение Центра воды и песка.
8. Серия игр - экспериментов по ознакомлению со свойствами воды.
9. Чтение художественной литературы (К. И. Чуковский «Мойдодыр», «Федорино горе», С. Прокофьев «Про серую тучку», «Волшебная корзинка», А. Барто «Девочка –чумазая», Словацкая народная сказка «В гостях у солнышка»).
10. Заучивание наизусть стихов, потешек, песенок о воде.
11. Игра–инсценировка «Два часа мочалкой мыли», «Наблюдаем и играем».
12. Сюжетные игры «Купание куклы», «Приготовим обед для куклы», «Постираем бельё для куклы».
НОД (познание)
«Путешествие капельки».
Подготовила и провела воспитатель:
Балина Виктория Викторовна
С. Новоселище 2012г.