Лучший педагог года

Конспект НОД по образовательной области «Познание» в старшей группе на тему: «Вулкан».

Ильмира Винаридовна Самигуллина
Конспект НОД по образовательной области «Познание» в старшей группе на тему: «Вулкан».
▼ Скачать + Заказать документы

Программное содержание:

Задачи:

- познание : сформировать представление о вулканах, познакомить с профессией ученого-вулканолога;

- коммуникация: расширить словарный запас на основе формирующихся у детей представлений о мире, активизировать их в самостоятельных высказываниях;

активизировать словарный запас в речевой практике: лава, вулкан, вулканологи, пепел, спящий вулкан, действующий вулкан, потухший вулкан и т. д.

Публикация «Конспект НОД по образовательной области „Познание“ в старшей группе на тему: „Вулкан“,» размещена в разделах

- социализация: поддерживать стремление ребенка активно вступать во взаимодействия со сверстниками и взрослыми, формировать равноправные, доброжелательные отношения между сверстниками;

- безопасность: сформировать безопасное поведение при проведении опытов;

- художественное творчество: развивать изобразительные навыки и умения, формировать художественно-творческие способности.

Материалы и оборудование:

Проектор, экран, ноутбук, компьютерная презентация, кусочки пемзы, обычные камни, миска с водой, сода, моющая жидкость (любая, красная краска, уксус, макет вулкана, материал для рисования (лепки).

Самигуллина Ильмира Винаридовна

воспитатель подготовительной группы

Ход НОД:

-Сегодня мы поговорим о таком таинственном, загадочном, удивительном и одновременно грозном явлении природы, как вулкан (слайд 1, 2).

Вулканы изучают специальные ученые – вулканологи. С помощью специальных приборов они узнают, когда вулкан «спит», а когда «проснется» (слайд 3, 4).

Итак, приступаем к изучению вулканов (слайд 5)

- А вы знаете, почему вулкан назвали вулканом?

Об этом вы узнаете, если внимательно будете меня слушать.

- Вы знаете, кого называют кузнецом? (слайд 6)

Это люди, которые стоят у наковальни, бьют тяжелым молотом по железу, раздувают огонь в горне (слайд 7).

И вот, Богу по имени Вулкан, очень нравилось кузнечное дело. Он тоже любил стоять у наковальни, бить тяжелым молотом по железу и раздувать огонь в горне. Построил он себе кузнецу внутри высоченной горы. А гора стояла прямо посередине моря. Когда вулкан работал молотом, гора дрожала от верхушки до основания, а грохот и гул разносились далеко вокруг. Из отверстия на вершине горы с оглушительным ревом летели раскаленные камни, огонь и пепел. «Вулкан» работает», - со страхом говорили люди и уходили жить подальше от этого места. С тех пор все огнедышащие горы люди стали называть вулканами.

Как вы поняли из легенды, вулканы – это не простые, а необычные горы. И слово «вулкан» означает «бог огня» (слайд 8).

- Давайте глубже узнаем, что такое вулкан? Предлагаю спросить у компьютера. (слайд 9 - видео).

-Сейчас мы заглянем внутрь вулкана ещё раз (слайд 9, 10) пояснения по слайду: лава из–под земли поднимается по жерлу вулкана и происходит выброс из кратера. Лава растекается по поверхности горы.

Когда вулканы «спят» то мало отличаются от других гор (слайд 11).

Но иногда они «просыпаются» и тогда, (слайд 12 - видео) начинается сильный подземный гул, из их вершин вырывается пламя, пепел, раскаленные камни, вулканические бомбы. Они окутываются дымом, звучат взрывы, а по склонам течет настоящий огненный поток – лава. Лава – это расплавленные, очень горячие камни. Температура очень высокая.

-Ребята, давайте вспомним, какие выбросы бывают из вулкана? ( ответы детей: пепел, лава, вулканические бомбы, камни) (слайд 13, 14).

Опыт №1

Давайте рассмотрим камни вулканического происхождения – пемзу и обычные камни. Когда лава вырывается из вулкана, на воздухе она остывает и затвердевает. Кусочки застывшей лавы – это и есть пемза.

- Посмотрите на пемзу, какая она? (ответы детей)

В пемзе много дырочек.

- А у камней есть дырочки?

- Дырочки в пемзе пустые или в них что-то есть? (ответы)

В дырочках спрятался воздух, поэтому пемза легче, чем обычный камень.

- Как же это можно проверить? (ответы)

- Предлагаю опустить пемзу и обычные камни в воду. (Опыт)

Пемза – это камень, в котором много дырочек, где скапливается воздух. Пемза не тонет.

- Какое открытие мы с вами сделали? (ответы)

Действительно внутри пемзы пузырьки воздуха. Это потому, что лава кипела и бурлила, а потом так и застыла.

- Ребята, а знаете, вулканы бывают действующие, спящие и потухшие. Внимание на экран (слайд 15 - видео).

- Какой вулкан называется действующим? (ответы детей)

Действующий вулкан – когда идет извержение вулкана. Во время извержения вулкан похож на разбушевавшегося зверя.

Слайд 16 - видео

- Какой вулкан называют спящим? (Ответы детей)

Спящий – это вулкан, который имеет вид обычной горы, но может в любой момент взорваться, проснуться.

Слайд 17 - видео

- Какие вулканы называют потухшими? (Ответы детей)

Это те вулканы, которые работали в далеком-далеком прошлом.

- Извержение вулканов (слайд 18 - видео) угрожает жизни людей. Они бывают очень мощные и разрушительные, не оставляя ничего живого на своём пути.

Игра – упражнение «Виды вулкана»

(слайд 19 - видео) Вулканы – несмотря на их грозность очень красивые горы. Туристы приезжают полюбоваться красотой и удивительным миром вулканов.

Опыт№2

- А сейчас мы с вами попробуем сами разбудить вулкан. Пока наш вулкан спящий, но сейчас мы его разбудим. Наблюдаем извержение вулкана (макет вулкана).

Рисование

Чтобы закрепить полученные знания, я предлагаю вам доделать макеты вулканов. Для этого нам понадобится пластилин.

- Как вы думаете, какого цвета пластилин нам нужен? (ответы детей)

Молодцы! Все вы справились со своими заданиями.

- Ребята, вам понравилась наша встреча? Что запомнилось больше всего?

Дети приглашаются в центр группы, где стоит маленький стол, накрытый красивой салфеткой (под салфеткой макет вулкана, внутри сладкий сюрприз).

Использованная литература:

1. Тугушева Г. П., Чистякова А. Е. экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста: Методическое пособие. – СПб. : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2010. – 128с.

2. Развивающие занятия с детьми 6-7 лет /Под ред. Л. А. Парамоновой. – М. :ОЛМА Медиа Групп, 2011. – 944с.

3. Блинова Г. М. Познавательное развитие детей старшего дошкольного возраста: мет. пособие для воспитателей ДОУ/ Г. М. Блинова. – М. : Просвещение, 2004. – 292с.

4. Яковлева Т. Н. Пластилиновая живопись. Методическое пособие. – М. : ТЦ Сфера, 2010. – 128с.

5. Ресурсы Интернет.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Как быстро убрать игрушки или «Разбудим Вулкан?».Как быстро убрать игрушки или «Разбудим Вулкан?». Всем нравится порядок в группе. Книжки расставлены на полках,куклы рассажены на стульчиках,машины ждут своих водителей в гараже,из.

НОД «Извержение вулкана» Цель: Познание: обогащать сознание детей новым содержанием, способствующим накоплению представлений об окружающем мире; расширять представление.

Автор публикации:
Конспект НОД по образовательной области «Познание» в старшей группе на тему: «Вулкан».
Опубликовано: 1 апреля 2013 в 17:41
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект НОД по образовательной области «Познание» в старшей группе на тему: «Вулкан».» (включая файлы) размещена пользователем Ильмира Винаридовна Самигуллина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День первого льда. Папка-передвижка «Осторожно, тонкий лед!»

В конце ноября проводится Единый день безопасности на льду для предупреждения несчастных случаев с детьми на водоемах. 

24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД