Марина Анатольевна Обабкова
Конспект НОД «Как звери зимой в лесу живут» в старшей группе
МДОУ – детский сад общеразвивающего вида №17
Конспект НОД
По образовательной области «Познание»
в старшей группе
Тема: «Как звери зимой в лесу живут»
Исполнитель:
Воспитатель 1 кв. категории
Обабкова М. А.
Г. О. Жуковский 2017 год
Конспект НОД по образовательной области «Познание» в старшей группе
«Как звери зимой в лесу живут»
Программные задачи:
- способствовать формированию представлений детей о жизни диких животных в зимних условиях ;
Публикация «Конспект НОД „Как звери зимой в лесу живут“ в старшей группе» размещена в разделах
- Дикие животные зимой. Зимовье зверей
- Дикие животные, лесные звери
- Дикие животные. Конспекты занятий, НОД
- Зима
- Зима. Конспекты зимних занятий, НОД
- Зимний лес. Прогулки, путешествия по зимнему лесу
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Темочки
-упражнять детей в умении определять приспособленческие признаки животных к зиме;
- развивать любознательность, умение употреблять разные типы предложений ;
-воспитывать бережное отношение ко всему живому.
Словарная работа: обогащение словаря : «мышкует», «вожак».
Материалы: мультимедийная установка, мультимедийная презентация «Как звери зимой в лесу живут», репродукция картин «Зимние пейзажи», магнитофон, музыкальный диск.
Ход НОД
Воспитатель: Сегодня к нам пришли гости. Это ваши родители. Поприветствуйте их.
Дети :Здравствуйте.
Воспитатель: Отгадайте загадку:
«Запорошила дорожки,
Разукрасила окошки,
Радость детям подарила
И на санках прокатила»
Что это?
Дети : Это зима
Воспитатель: За что вы любите зиму?
Ответы детей
Воспитатель: Ребята, я предлагаю вам отправиться сейчас в зимний лес.
(Звучит музыка. Дети в месте с воспитателем идут к выставке репродукции «зимние пейзажи»)
Воспитатель: Посмотрите, как красив зимний лес! Как тихо, спокойно в лесу. Может все звери и птицы исчезли из лесу с приходом зимы. А вот это мы сейчас узнаем.
Присаживайтесь на стульчики.
(Дети садятся на стульчики перед экраном)
Воспитатель:
1 слайд Чародейкою зимою
Околдован лес стоит
И под снежной бахромою,
Неподвижною, немою,
Чудной жизнью он блестит.
Воспитатель:
2 слайд : Смотрите, вот чьи-то следы на снегу. Как вы думаете, кто здесь побывал?
Дети : Это следы зайца.
Воспитатель: Ребята, на что похожи заячьи следы?
Дети : Они похожи на капельки
Воспитатель: «Зимой беленький,
Лето серенький,
Никого не обижает,
Сам всех боится»
Ребята, кто это?
Дети : Это заяц
Слайд 3
Воспитатель: Вот он и сам. Как вы думаете, от кого заяц прячется?
Дети: Он прячется от волка, лисы, совы.
Воспитатель : Как заяц спасается от врагов?
Дети: Заяц быстро бегает, петляет, запутывает следы.
Воспитатель: Почему зимой заяц белый?
Дети: На снегу его не видно в белой шубке.
Воспитатель : Чем заяц питается зимой?
Дети: Он питается корой деревьев.
Воспитатель : Трудно зайчику зимой.
Слайд 4
Воспитатель: Ребята, смотрите падает снег с пушистой ветки. Кто же здесь хозяйничает?
Дети : Это белка.
Воспитатель: Чем питается белка зимой?
Дети: Она питается ягодами, грибами, плодами деревьев и кустарников.
Воспитатель : Как нужно вести себя в лесу, чтобы не испугать белочку?
Дети : Нельзя в лесу кричать и шуметь.
Воспитатель: Какого цвета шубка у белки зимой?
Дети: Шубка серая зимой у белки.
Воспитатель: Почему белка меняет шубку?
Дети: Серый цвет шубки делает белку неприметной среди веток деревьев.
Воспитатель: Где устраивает своё жилище белка?
Дети: Белка живет в дупле дерева.
Слайд 5
Воспитатель: Ребята, когда очень холодно белка не выходит из дупла. Она питается запасами, которые сделала на зиму.
Воспитатель: Как белка от врагов спасается?
Дети : Быстро прыгает с ветки на ветку.
Воспитатель: А теперь представьте, что вы белочки : повторяйте движения за мной.
Физкульминутка.
«Физзарядкой белочке не лень
Заниматься целый день.
С одной ветки прыгнув влево,
На сучке она присела.
Вправо прыгнула потом,
Покружилась над дуплом.
Влево – вправо целый день
Прыгать белочке не лень»
Воспитатель: Отдохнули? Продолжаем экскурсию по зимнему лесу
Слайд 6
Воспитатель: Ребята, а вот чья- то нора. Отгадайте загадку и мы узнаем чья она.
«Рыжая хозяюшка из лесу пришла,
Всех кур пересчитала и с собой унесла.»
Дети: Это лиса.
Воспитатель: Верно, нора это лисья. В глубокой норе лиса прячется днём.
Слайд 7
Воспитатель: Как вы думаете зачем лисе такой длинный и пушистый хвост?
Дети: Хвост лису согревает, следы заметает. Кончик хвоста белый, чтобы лисята не потеряли мать темноте, когда бегут за ней.
Воспитатель: Зимой главным кормом лисы становятся мыши.
Слайд 8
Воспитатель: Лисица мышкует – это значит охотится на мышей. Бродит она по полю и прислушивается, где пищат мыши в своих норках под снегом.
Слайд 9
Воспитатель: «Кто зимой холодной
Ходит злой, голодный?»
Дети: Это волки.
Воспитатель: Волки живут стаей. В стае есть вожак. Волки охотятся на крупных животных, лосей, оленей.
Что согревает волка зимой?
Дети: Его согревает густая тёплая шерсть.
Слайд 10
Воспитатель: Чьи это следы на полянке?
Дети: Это следы лося
Воспитатель : «Чуть копытами касаясь,
Ходит по лесу красавец,
Ходит смело и легко,
Рога раскинув широко»
Слайд 11
Воспитатель: Лось- большое животное, высокое, имеет длинные ноги, сильные копыта, рога. Лоси умеют легко бегать по глубокому снегу. Защищаются сильными копытами и рогами.
Чем питаются лоси?
Дети: Лоси питаются ветками деревьев.
Воспитатель: Но после сильного снегопада трудно кормиться животным. Кустарники и низкие деревца оказываются под снегом. Ни лось, ни заяц их достать.
На помощь животным приходят люди- лесники.
Слайд 12
Воспитатель: Как лесники помогают животным?
Дети: Лесники раскладывают веники берёзовые о осиновые, сено. Для птиц делают кормушки.
Долго мы с вами по лесу бродили, а почему – то не встретили следов медведя?
Дети: Медведь зимой спит в берлоге.
Слайд 13
Воспитатель : Почему медведь спит зимой?
Дети: Зимой медведю трудно найти пропитание.
Воспитатель: Как же он всю зиму спит и ничего не ест?
Дети: Медведь осенью наедается хорошенько, у него под кожей накапливается жир.
Воспитатель: Все звери оставляю на снегу следы, кроме тех, которые зимой спят
Слайд 14
Постарайтесь запомнить, как выглядят следы разных зверей.
(Дети внимательно рассматривают следы, запоминают)
Воспитатель: А сейчас я вас приглашаю на лесную полянку. Следов там великое множество.
Проводится игра «Чьи следы»
(Детям раздаются картинки с изображением следов какого либо животного, например : зайца, лисы, мыши, белки, волка, лося. Дети должны соотнести следы с изображением животного, которому они принадлежат.)
Воспитатель: Молодцы. А теперь все в круг вставайте.
Проводится игра «Загадки о диких животных «
(Воспитатель бросает мяч, тот у кого оказался мяч загадывает загадку, дети отгадывают и т. д.)
Воспитатель : Пришла пора нам возвращаться в детский сад. Ноги поднимаем высоко, в коленях сгибаем, идём по снежным сугробам. (Дети идут за воспитателем)
Вот и вышли на чистую дорожку
Воспитатель: Ребята, понравилась вам прогулка в зимний лес. (Ответы детей)
Воспитатель: Кого сегодня встретили в лесу? (Ответы детей)
Воспитатель: Скажите, как называют животных, которые живут в лесу (Ответы детей)
Как вы думаете, как звери зимой в лесу живут?
Дети: Зимой многие звери почти весь день проводят в поисках корма. Другие пользуются своими запасами. Некоторые на зиму засыпают. Лесных зверей, как и птиц зимой нужно подкармливать.
Воспитатель: У всех зверей есть свой дом, для чего он нужен?
Дети : Дом нужен для того, чтобы жить, прятаться от непогоды, отдыхать.
Воспитатель: Лес для зверей – это родной и любимый дом, а мы пришли в гости, поэтому должны соблюдать определенные правила. Какие правила поведения в лесу вы знаете?
Дети: Нельзя шуметь, чтобы не спугнуть зверей, птиц. В лесу не надо убегать далеко, иначе можно заблудиться.
Воспитатель: Спасибо вам,ребята, вы порадовали меня своими знаниями. Понравилась вам прогулка в зимний лес? Что особенно вам запомнилось?
(Ответы детей)
Воспитатель : Следующую прогулку мы с вами совершим в весенний лес. Посмотрим, какие изменения произойдут в жизни зверей с приходом весны.