Жанна Тренина
Конспект НОД по развитию речи с детьми подготовительной группы «Я и дождик, и река»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД по образовательной области «Коммуникация» с детьми подготовительной группы
«Я и дождик, и река»
Задачи:
- обогащать диалогическое общение детей, внеситуативную речь;
- побуждать задавать вопросы, отвечать на них, инициативно высказываться, рассуждать, выражать новое содержание в форме короткого текста;
- обогащать словарь детей глаголами, образными словами и выражениями;
Публикация «Конспект НОД по развитию речи с детьми подготовительной группы „Я и дождик, и река“» размещена в разделах
- Дождь, дождик, тучи
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Реки и озера
- Темочки
- развивать дикцию, интонационную выразительность речи;
- воспитывать интерес к письменной речи.
Интеграция образовательных областей: «Коммуникация», «Социализация», «Чтение художественной литературы», «Познание».
Материал. Наборное полотно, мяч. Карточки со словами: ВЕСНА, ЯРКО, СВЕТИТ, СОЛНЦЕ, ТЕПЛО, ЖУРЧАТ, РУЧЬИ, ВОДА, МОРЕ, РЕКА, РОСА, СОСУЛЬКА, ТАЕТ, ТУЧА, СНЕГ,. (точка – 4 штуки).
Предварительная работа с детьми :
- беседа «Что мы знаем о воде, говорят, она везде»;
- рассматривание иллюстраций с изображением: моря, реки, пруда, океана, ручья;
- чтение сказки Е. Пермяка «Как Огонь Воду замуж брал».
Содержание организованной деятельности детей.
1. Воспитатель выкладывает на наборном полотне текст: ВЕСНА. ЯРКО СВЕТИТ СОЛНЦЕ. ТЕПЛО. СОСУЛЬКА ТАЕТ. Дети читают текст индивидуально по желанию и хором. Затем отдельные дети читают по одному предложению.
Далее педагог предлагает отгадать весенние загадки.
Я и дождик, и река,
На густой траве – роса,
Быстро льюсь и высыхаю,
А зимою застываю.
(Вода)
Воспитатель: Ребята, расскажите, как вы догадались, что это вода? (После ответов детей, воспитатель читает загадку повторно) Вода – это и океан, и туман, и… что ещё? (Выслушивает ответы детей и загадывает следующую загадку.)
Кругом вода,
А с питьём беда
Кто знает, где это бывает?
(Море)
Не зверь, не птица,
Под снегом таится,
Весна придёт –
Побежит, запоёт.
(Река, ручей)
Посреди поля лежит зеркало:
Стекло голубое,
Рама зелёная.
(Пруд)
Вечером наземь слетает,
Ночь на земле прибывает,
Утром опять улетает.
(Роса)
Белая морковка
Растёт зимой
Вниз головой.
(Сосулька)
По ходу отгадывания загадок, дети рассуждают, аргументируют и приходят к единому мнению, например: при отгадывании загадки про реку, педагог вспоминает вместе с детьми, что реки часто берут своё начало в роднике, вытекают из него узким ручейком, потом в них впадает всё больше ручейков, они становятся широкими, и многие реки вливаются в море.
2. Далее воспитатель организует игру «Подбери слово». В руках у педагога веером карточки со словами чистой стороной к детям. Каждому ребёнку надо наугад выбрать карточку, прочитать слово-название и подобрать к нему слово-действие (которое отвечает на вопрос «Что делает?»). В игре используются слова: ВЕСНА, СОЛНЦЕ, РУЧЬИ, ВОДА, МОРЕ, РЕКА, РОСА, СОСУЛЬКА, ТУЧА, СНЕГ.
3. Далее воспитатель предлагает детям встать в круг и разучить стихотворение-шутку (В. Берестова «Весенняя сказка»). Читают его 3 – 4 раза в умеренном темпе, негромко.
Дружно
Ударились
Рыбы
Об лёд,
И на реке
Начался
Ледоход.
4. Затем организуется игра с мячом. Воспитатель бросает мяч и произносит одно слово с вопросительной интонацией.
Воспитатель: Дружно ударились рыбы об лёд? (Дружно.) Дружно ударились рыбы об лёд? (Ударились.) и т. д. (Ребёнок должен поймать мяч, ответить на вопрос тем словом, которое выделил воспитатель, и перебросить мяч назад. Потом дети сами бросают друг другу мяч, задают вопросы и отвечают на них.)
5. Воспитатель: Животные, растения и люди пьют воду и без неё жить не могут».
Ребята, а вы помните, что недавно мы читали сказку «Как Огонь Воду замуж брал»? (Ответы детей) Как вода превратилась в пар и стала помогать человеку? (Ответы детей)
Воспитатель: Ребята, что ещё вы знаете о «работе» воды? Как она помогает растениям, животным, человеку? (Педагог обобщает и расширяет высказывания детей) «Вода даёт жизнь людям, животным, растениям, питает землю дождями. Моря и реки бороздят пароходы, лодки, баржи – они перевозят грузы, людей. Вода работает в паровых машинах, на гидроэлектростанциях, обогревает жилища людей. Много лет тому назад на реках ставили запруды и заставляли воду вертеть жернова мельницы и молоть муку. В некоторых местах водяные мельницы сохранились до сих пор. Люди изобрели водяные часы, которые действовали так же, как и песочные цветы, только в них не сыпался песок, а капала вода.»
Воспитатель: Молодцы, ребята! Сегодня вы вспомнили много интересного о воде. Расскажите, что вас особенно удивило, что вас заинтересовало, что вам понравилось? (Выслушивает свободные высказывания детей).
Используемая литература:
1. Развивающие занятия с детьми 6-7 лет/Под ред. Л. А. Парамоновой. – М. :ОЛМА Медиа Групп, 2011. (стр. 674.)