Ольга Рязанова
Конспект НОД по мотивам городецкой росписи в старшей группе
▼ Скачать +Заказ
Конспект НОД ПО МОТИВАМ ГОРОДЕЦКОЙ РОСПИСИ в старшей группе
Автор: Рязанова Ольга Юрьевна, воспитатель МКОУ Становская начальная школа. Предлагаю конспект НОД для детей старшей группы, декоративное рисование по мотивам Городецкой росписи. Данный материал будет полезен воспитателям старших групп, при ознакомлении детей с историей возникновения Городецкой росписи.
Публикация «Конспект НОД по мотивам городецкой росписи в старшей группе» размещена в разделах
Тема: «Веселый Городец»
Цель: Познакомить детей с Городецким промыслом.
Программное содержание:
Образовательные: Формировать у детей представление, что произведения декоративно-прикладного искусства создаются на основе сложившихся традиций, передающихся от поколения к поколению.
Познакомить с характерными особенностями Городецкой росписи.
Изобразительные: содействовать умению изображать Городецкие листья.
Технические: учить проводят кистью плавную дугу.
Развивающие: Развивать художественный вкус и умение выделять особенности росписи.
Воспитательная: Воспитывать любовь к народному творчеству.
Материал: Для воспитателя городецкие изделия или их изображения; элементы городецкой росписи :
- иллюстрации учебно-наглядного пособия А. А. Грибовской "Детям о народном искусстве";
- образцы поэтапного рисования «листьев»;
- схема положение руки при выполнении Городецкой росписи
Для детей: кисточки № 4, №1, гуашь, альбомный лист, непроливайка, салфетки.
Предварительная работа: Создание мини – музея «Веселый Городец».
Индивидуальная работа: Добиваться правильному положению руки при рисовании листиков у Алины И.
Ход занятия
1 Этап. Вводно-организационный.
Посмотрите, жар-птица прилетела к нам в группу.
Хотите послушать сказку?
Дети играют. Дети подходят. (Дети не расположенные в данный момент, к совместной деятельности занимаются своими делами. Не комментируем факт присоединения или не присоединения детей).
2. Информационно-аналитический
Послушайте сказку. «Жила-была в одном селе девушка по имени Марья. И такая эта Марьюшка была мастерица: и шить, и вышивать, и игрушки лепить, а посуду узорами разными расписывать умела – залюбуешься. И прозвали ее за это Марья-Искусница.
Прослышал о Марье Кощей Бессмертный и решил ее заполучить в свое Кощеево царство. Налетел, схватил ее и понес. А Марья-искусница превратилась в красивую жар-птицу и стала ронять на землю разноцветные перышки на память о себе. Куда падало красивое перышко, там и появлялись новые мастера и мастерицы, умелые руки которых делали замечательные изделия, прославившиеся на весь мир.
Одно перышко упало в село Дымково. А вы, ребята, знаете, что делали дымковские мастера? (игрушки из глины) (Дети отвечают)
Другое перышко упало в Тульской деревне Филимоново. Очень весело и интересно стало жителям. Отчего стало интересно и весело в Филимонове? (стали делать игрушки из глины, свистульки).
Воспитатель: А еще одно перышко упало в древний город Городец.
Там зародилась Городецкая роспись по дереву.
Сейчас приглашаю вас посетить мини-музей «Веселый Городец» полюбоваться экспонатами и познакомиться с историей возникновения Городецкой росписи.
Жар птица: Жил был город Городец
Русских мастеров отец
Мастерили в нем коней
Красных черных для людей
Этот конь помчит как птица
Ты случайно не боишься?
Если, ты такой храбрец
Приезжай к нам в Городец.
«Городецкая роспись по дереву - знаменитый народный промысел Нижегородского края. В России много лесов, поэтому у мастеров по дереву (резчиков, плотников, столяров) был большой простор для деятельности. В народе даже говорили, что «лес волжанина кормит». Леса давали дешёвый и разнообразный материал, из которого можно было сделать всё : посуду, орудия труда, мебель и даже игрушки. Городецкие деревянные изделия, сделанные из липы.
Несмотря на плохую землю в Заволжье хорошо родился лен. Поэтому нужны были прялки. Он представлял собой большую расческу с частыми зубьями (на которую надевали кудель) и длинной рукоятью, которая вставлялась в донце. Украшать его было практически невозможно. А вот донце, на котором сидела пряха, делалось из широкой доски, плавно сужавшейся к головке-подставке с отверстием, куда вставлялся гребень. Поверхность донца давала художнику возможность развернуть целые живописные полотна. (Показываем прялку).
Продавали свои изделия на ярмарке. Их с удовольствием покупали во многом благодаря забавным расписным картинкам. И эти традиции Городецкой росписи передавались из поколения в поколение.
Воспитатель знакомит детей с характерными особенностями Городецкой росписи : «Посмотрите на узоры, которыми украшены эти вещи. Кто заметил в них одинаковые элементы?».
Подтверждает, что во всех узорах есть бутоны, листья, розаны, купавки, цветы с узкими лепестками. «Эти цветы, хоть и называются купавкой, розаном, придуманы художниками и только немного похожи на настоящие цветы. Такие цветы называются декоративными, а дети часто называют сказочными. Физкультминутка «Цветок»
Заходит помощник в костюме «Кисточки».
Кисточка: Здравствуйте ребятки.
Я пришла что – бы научить вас рисовать Городецкие листики.
Городецкие листья – очень разнообразны по форме, размеру и расцветке. Они почти всегда расположены группами из пяти, трех или двух листьев. Простой городецкий лист изображают в виде тыквенного семечка. Более сложный пишут так: проводят кистью плавную дугу и соединяют кривой линией, следя за тем, чтобы лист с одного конца оставался широким. Листья всегда широки, округлы и растопырены. (Показываем)
Листья изображаются в два приема: с подмалевкой и оживкой.
Подмалевка выполняется городецкой зеленой краской, а оживку выполняют черной краской.
Обращаем внимание детей на то, что величина листьев в узоре разная.
Ребята у крупных листьев рисуется контур и закрашивается. А маленькие листочки можно изобразить боковым мазким кисти. (Показываем этапы рисования листиков)
- Ну что хотите потренироваться?
Дети упражняются в рисовании листиков.
Заключительный: Кисточка: Вы все молодцы, все сделали правильно. С вами очень приятно было работать, но мне пора к другим ребятам. До свидания.
Жар-птица: Давайте скажем кисточке спасибо по русскому обычаю. (Все кланяются).
Беседа по активизации знаний, задаем вопросы:
- С каким народным промыслом знакомились?
- Что учились рисовать?
Вывод: Изделия городецких мастеров деревянные, красивые, легкие, нарядные, украшенные яркими узорами.
Мотивационно-побудительный этап последующей деятельности: Жар птица: Хочу вам подарить кисточки, в ваш ИЗО уголок. Что бы вы в свободное время могли рисовать.
Дети берут кисточки идут в группу.