людмила колоскова
Конспект НОД по математике для старшей группы «В гости к Смешарикам»
▼ Скачать + Заказать документы
Непосредственно образовательная деятельность по образовательной области «Познание»
В гостях у Смешариков
Тема: Число 10 и цифра 10.
Цель занятия: Закрепить порядковый и количественный счёт в пределах десяти, знание цифр в пределах десяти.
Програмное содержание:
- *Познакомить с порядковым значением чисел 9 и 10, учить правильно
отвечать на вопросы «Сколько?», «Который по счету?», «На котором месте?»
*Закреплять умение считать до 10, различать запись числа и соотносить ее с предметами;
• Закреплять опыт преодоления затруднения, опыт самоконтроля;
Публикация «Конспект НОД по математике для старшей группы „В гости к Смешарикам“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Старшая группа
- Темочки
• Тренировать умение сравнивать количество путем пересчета, соотносить цифры 1-10 с количеством
• Сформировать умение подбирать предметы в соответствии с заданной меркой;
• Тренировать мыслительные операции – анализ, сравнение, обобщение, развивать внимание, память, речь, воображение, логическое мышление, мелкую моторику рук.
Материалы и оборудование :
• Конверт с письмом от Кроша и Ежика;
• Демонстрационный материал : геометрические фигуры: 10 кругов («ватрушки», 10 овалов («пирожки», цифра 10, образец, демонстрирующий образование числа 10 (9+1);
• Раздаточный материал : «условные мерки» — полоски картона длиной 7 см, набор цифр от 1 до 10;
• Раздаточный материал : У каждого ребенка карточка с двумя свободными полосками, наборы пирожков и ватрушек по 10 штук, пирог и ножницы. Полоски бумаги разной длины, мерка из бумаги.
Ход НОД:
1. Введение в ситуацию:
Воспитатель: Ребята, я очень рада всех вас видеть. Давайте встанем в круг и поприветствуем друг друга.
Собрались все дети в круг,
Я — твой друг и ты — мой друг!
Крепко за руки возьмитесь
И друг другу улыбнитесь!
Воспитатель: Я желаю вам дружно и весело провести этот день, увидеть много удивительного в природе и получить самые яркие впечатления от той красоты, что окружает нас.
Дети приветствуют друг друга и говорят слова пожелания.
Воспитатель:
Кто-то бросил к нам в оконце письмецо,
Может, это лучик солнца,
Что щекочет мне лицо?
Может, это воробьишко,
Пролетая, обронил?
Может, это кот, как мышку,
На оконце заманил?
.
На письме написано: «Детям старшей группы №5 от друзей Кроша и Ежика». Хотите узнать, что написано в письме?
«Добрый день, наши друзья! У Копатыча день рожденья и мы решили сделать ему подарок. Забор в огороде сломался. Вот мы и хотели его починить. Только не знаем, какой длинны доски для этого выбрать. Помогите нам, пожалуйста, починить забор».
Воспитатель: Ребята, поможем Крошу и Ежику? Вы сможете это сделать?
Дети: Да!
Игровое упражнение «На улице Васильковой и Радужной».
Ребята, смешарики Ежик и Крош пригласили нас к себе в гости. Крош живет на Васильковой улице и дома там все синие (показывает на верхнюю полоску наборного полотна, где стоит 6 домов синего цвета). А Ежик живет на улице Радужной, где дома разного цвета. (Показывает 6 домов – красный, жёлтый, зеленый, коричневый, оранжевый, фиолетовый)
Воспитатель:.
Воспитатель спрашивает. Сколько домов на Васильковой улице? (6 дома). Какого они цвета? (синего). Сколько домов на улице Радужной? (6 дома). Какого они цвета? (красного, желтого, зеленого, коричневого т. д)
- Сколько всего цветных домиков? (6.)
- Каким по порядку стоит желтый дом? (Третьим.)
- дом, какого цвета стоит четвертым? (Красный.)
- Какой по порядку дом стоит между белым и голубым (Вторым.)
- Какого цвета дом левее желтого? (Красного.)
- Какого цвета дом правее красного? (Желтого.)
Что можно сказать о синих и разноцветных домах?
2Воспитатель: Ребята, Совунья, как радушная хозяика приглашает нас за стол и хочет нас угостить. Посмотрите, сколько пирожков и ватрушек она нам напекла! Давайте их посчитаем. Сколько пирожков? (9). Сколько ватрушек? (тоже 9). Как сказать одним словом, сколько пирожков и ватрушек (одинаково или поровну).
У Совуньи осталось немного теста, и он решил еще испечь пирожок. Чего стало больше? Чего стало меньше? На сколько больше? На сколько меньше? Как же так получилось, что пирожков стало больше на один?
Дети: Мы к 9 пирожкам прибавили еще 1, получилось 10.
Воспитатель: Ребята, а какой знак покажет Совунье, что пирожков больше? Что нужно сделать чтобы их стали поровну?Что можно сказать о количестве пирожков и ватрушек.
Дети: Их поровну.
Выкладывают знаки «больше» и «меньше», «равно».
3. Затруднение в игровой ситуации:
Воспитатель: Как же Совунье не забыть, сколько стало пирожков, а сколько осталось ватрушек? Что нам поможет?
Дети: Нам помогут цифры!
Воспитатель: Ребята, как написать Совунье сколько стало ватрушек?
Дети: Нужно записать количество с помощью цифр.
Пальчиковая гимнастика «Пальчики здороваются».
Кулачки мы вместе сложим –
Нашим пальчикам поможем,
Разогнуться и подняться.
И друг с другом повстречаться
Снова кулачки прижмем
Разгибаем, загибаем
Снова в кулачки сжимаем.
Заниматься продолжаем.
4. Воспитатель: Ребята Нюша тоже потрудилась, испекла для вас пирог и она просит разделить его на 4 равные части.
Что для этого нужно сделать? Нужно разделить его в начале на 2 чати получиться 1\2, а затем еще раз пополам получиться 1\4.
Что больше 1\2 или 1\4.
Воспитатель: Вы славно потрудились, пора и отдохнуть. Крош предлагает
вам немного поиграть.
Дети выходят в круг.
Игра с мячом «Назови последующие число». Я бросаю вам мяч и называю какое-нибудь число. Вы должны поймать мяч и бросить мне его назад, сказав число следующие за названным. Будьте внимательны.
4-5; 6-7; 3-4; 7-8; 2-3, 5-6.
5. Затруднение в игровой ситуации:
Воспитатель: Нам надо помочь Крошу и Ежику. Они хотят построить новый забор для Копатыча. Как мы можем помочь? Что для этого нужно?
Дети: Да. Нужны доски.
Воспитатель: Правильно, надо выбрать новые доски для забора. Посмотрите, сколько их. (восемь). Чтобы наш забор был ровный и красивый, нам нужно выбрать только такие доски, которые одинаковы по высоте. Как можно узнать, какие доски подойдут к забору?
Предложения детей.
Воспитатель: Правильно, нам поможет мерка. Давайте проверим высоту мерки и забора. Она одинаковая?
Дети проверяют и приходят к выводу, что высота мерки и забора одинаковая.
Воспитатель: Теперь давайте найдем с помощью мерки нужные нам доски. Сколько вы нашли таких досок? А остальные доски?
(Дети отвечают, что они выше или ниже нашего забора и не подходят).
Воспитатель: Молодцы! Что мы сравнивали с помощью нашей мерки?
Дети: Высоту досок.
Воспитатель: Молоды. А теперь постройте забор для огорода.
Динамическая пауза «Бараш».
Дети, посмотрите, Бараш пришел к нам поиграть
Я Бараш - бе-бе-бе (идут по кругу)
Я гуляю на лужке
Острые рожки, (показывают «рожки»,
Тоненькие ножки. прыгают на носочках)
На самой макушке - (ладошками показывают ушки)
Бархатные ушки.
Язык полотняный, (показывают язык «лопатой»)
Хвостик конопляный. (рукой показывают «хвостик»)
Как прыгну- сразу забодаю. (прыгают, бодаются)
Воспитатель: Дети, как весело нам с Барашем, но у нас еще одно дело осталось
К вам обратился Лосяш- он ученый и хочет узнать. Сколько дней в неделе? Сколько времен года? Какое время года? Какой сейчас месяц?
Воспитатель: Бараш приготовил для вас загадки в стихах:
- Сколько спинок у трех свинок? (3)
- Сколько хвостов у двух котов? (2)
- Сколько животиков у пяти бегемотиков? (5)
- Сколько рогов у двух быков? (4)
- Сколько у коня копыт, когда конь в траве лежит? (4)
- Сколько задних лап у двух зайчат? (4)
- Сколько домишек у ста муравьишек? (1)
Воспитатель: Молодцы!
6. Подведение итогов. Осмысление.
Воспитатель: Вы смогли помочь Крошу и Ежику? справились с заданиями (Ответы детей) Давайте вспомним, что помогло Совунье определить количество ватрушек и пирожков? (Научились пользоваться меркой, считать до 10, познакомились с цифрой 10. Какое задание показалось трудным? Какими вы были? (Дружными, умными, помогали друг другу и т. д.)