Давыдова Ирина Васильевна
Конспект НОД по лепке с детьми старшего дошкольного возраста по мотивам дымковской игрушки «Птички»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Формирование у детей интереса к предметам народного декоративно - прикладного искусства через ознакомления с дымковской игрушкой.
Задачи: Образовательные: Продолжать знакомить детей с дымковской игрушкой, как видом народного декоративно-прикладного искусства, имеющим свою специфику и образную выразительность. Закрепление приёмов лепки : раскатывание пластилина, оттягивание, сплющивание, прищипывание при выполнении отдельных элементов. Учить стекой прорисовывать узоры на птице.
Публикация «Конспект НОД по лепке с детьми старшего дошкольного возраста по мотивам дымковской игрушки „Птички“» размещена в разделах
- Бросовый материал. Лепка
- Дымковская игрушка. Знакомство с Дымкой
- Дымковские игрушки. ИЗО, поделки, рисование
- Дымковские игрушки. Конспекты занятий
- Дымковские игрушки. Лепка, занятия с глиной и пластилином
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лепка. ВСЕ материалы
- Лепка. Конспекты
- Народные промыслы. Лепка, занятия с пластилином
- Птицы, пернатые. Все материалы о птицах
- Птицы, птички. Лепка, пластилин
- Старшая группа
- Темочки
Развивающие: Развитие эстетического восприятия детей, творчества, мелкой моторики рук.
Воспитательные: Воспитание уважения к труду народных мастеров
Материал: Фигурки глиняных игрушек – птичек (дымковская, филимоновская, дощечки по количеству детей, салфетки для рук, пластилин, стеки, магнитофон («Осеннее Настроение.» под музыку Шостакович - Классическая музыка. Д. Шостакович).
Ход занятия.
I. Орг. момент: Дети заходят в группу под звучание спокойной классической музыки Д. Д. Шостаковича. Здороваются с гостями, встают полукругом рядом с педагогом.
II. Нов. мат. : 1. Загадка. Послушайте внимательно загадку и попробуйте отгадать её :
Весёлая белая глина,
Кружочки, полоски на ней,
Козлы и барашки смешные,
Табун разноцветных коней.
Кормилицы и водоноски,
И всадники, и ребятня,
Собаки, гусары и рыбки,
А ну, отгадайте, что мы за игрушки? (Дымковские игрушки).
2. Чтение стихотворения про утку и утят:
К речке уточка пошла.
И утяток повела.
Говорит им: кря-кря-кря,
Не шалите детки зря.
Далеко не отходите.
За жучками не бегите.
Прямо головы держите,
Быстро лапками гребите.
А утята: кря-кря-кря-
Мама, научи нырять!
3. Сообщение темы занятия.
- Кто догадался, о ком мы сегодня будем говорить?
Умница! Сегодня мы с вами будем говорить о необычной птичке – о дымковской птичке.
4. Рассматривание дымковской уточки с утятами.
- Скажите, кого вы видите на иллюстрации? (Уточек, которые очень яркие, нарядные)
- Что это за игрушки? (Дымковские и филимоновские птички)
- Почему игрушки, которые вы видите, называются дымковские? (Их делали дымковские мастера)
- Из какого материала они сделаны? (Игрушки сделаны из глины)
- Что любили лепить дымковские мастера? (Лепили животных, птиц, людей)
- Почему они любили лепить животных и людей? (Ответы детей)
- Какое настроение создают такие игрушки? (Прекрасное, весёлое, тёплое)
- Какие краски используют дымковские мастера? (Красный, белый, оранжевый, зелёный, жёлтый)
- Какие элементы дымковской росписи вы знаете?
Элементы и орнаменты
Дымковская барыня, лошадь, петушок – это символ самой жизни, радости каждого дня. Изображенные на изделии орнаменты представляют собой гладкую роспись, которая сочетается с геометрическими узорами.
Элементы росписи дымковской игрушки напрямую связаны с обережным значением, с символикой матери-природы. hello_html_7e774be.jpg
Различные круги — символ солнца, волны — неба
Например, солнечные и лунные знаки – это символ зарождения жизни, ромбы ассоциируются с плодородием, волны являются знаком неба и небесной влаги. Изображать эти знаки на игрушке – значит делать ее не просто потешкой, украшением, а кодировать на ней важную, сакральную информацию.
Каждый цвет передает в работе свой смысл: белый означает чистоту, черный может говорить о лжи, зеленый символизирует природу, красный – здоровье и силу, синий – небо. В старину мастера разводили краски на яичном желтке, а все рецепты были секретны.
- Из каких частей состоит птица? (Голова, туловище, хвост, крылья).
5. Показ педагогом образца лепки птицы.
- Как мы будем делить пластилин, чтобы вылепить птицу?
- Какую форму имеет голова? (Шара).
- Какую форму имеет туловище? (Овала).
- Как мы будем лепить крылья? (Сплющивать).
- Как мы будем лепить клюв, хвост? (Вытягивать из туловища).
- С помощью чего будем соединять голову и туловище? (Соединять с помощью стеки).
Оперение у птицы прорисовываем стекой.
6. Правила работы с пластилином.
Воспитатель напоминает детям правила безопасной работы с пластилином:
Выбери для работы нужный цвет пластилина.
Отрежь стекой нужное количество пластилина.
Согрей кусочек пластилина теплом своих рук, чтобы он стал мягким.
По окончанию работы хорошо вытри руки сухой салфеткой и только потом вымой их с мылом.
7. Пальчиковая гимнастика. Десять птичек стайка.
Пой-ка, подпевай-ка Хлопаем в ладоши
Десять птичек – стайка. Растопыриваем пальцы на обеих руках
Эта птичка – соловей, Поочередно загибаем пальчики на правой руке
начиная с большого
Эта птичка – воробей.
Эта птичка – совушка,
Сонная головушка.
Эта птичка – свиристель,
Эта птичка – коростель,
Эта птичка – скворушка, Поочередно загибаем пальчики на левой руке
начиная с большого
Серенькое перышко.
Эта – зяблик.
Эта – стриж.
Эта – развеселый чиж.
Ну, а эта – злой орлан. Поднимаем обе руки вверх, пальцы в виде когтей
Птички, птички – по домам! Машем ручками, как крылышками, соединяем
руки над головой- крыша
8. Самостоятельна я работа детей.
Под легкое звучание музыки дети выполняют работу самостоятельно. Педагог помогает по необходимости, следит за осанкой.
Уточняет, спрашивая детей, как они будут лепить.
III. Итоги: 9. Выставка детских работ: рассмотреть всех птичек, какие они все красивые и необычные – порадоваться с детьми общему результату.
Релаксация: - Вам понравилось занятие? (Ответы детей)
- Что больше всего понравилось? (Ответы детей)
- Было интересно работать?
-Что давалось с трудом?