Штацкая Татьяна Николаевна
Конспект НОД по краеведению «Знаменитые люди земли кубанской» при непосредственном участии родителей
▼ Скачать + Заказать документы
Цели:
- Воспитание любви к родному краю; к своей малой родине, умения гордиться выдающимися людьми края; развитие таких нравственных качеств учащихся, как доброта, любовь к ближнему;
- Знакомство с биографией и творчеством известного кубанского композитора, народного артиста России и Украины, профессора, руководителя Кубанского казачьего хора В. Г. Захарченко.
- Развитие интереса к кубанскому народному творчеству; умения видеть прекрасное рядом с собой;
- познакомить детей с кубанскими народными играми, воспитывать любовь к родному краю, развивать двигательную активность детей.
Публикация «Конспект НОД по краеведению „Знаменитые люди земли кубанской“ при непосредственном участии родителей» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Кубань
- Мой край, мой город. Краеведение
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» июнь 2014
Оборудование: Мультимедийная установка, подборка фотографий, аудиозаписи кубанских песен.
1 часть:
Звучит фонограмма: «Ой, да краснодарский край», дети входят в зал и рассаживаются по местам.
Воспитатель:
Кто огонь в гулком сердце погасит,
Кто в нем ветры уймет и громы?
Кто Кубань мою песней украсит,
Если это не сделаем мы? (Иван Варавва)
Столетиями летят над краем, над кубанскими хуторами и станицами прекрасные народные песни. Народные песни – это река времени. Река полноводная, могучая, своей духовностью питающая наши души, нашу добрую память.
В России трудно найти более песенный край чем Кубань. Почему? Потому что здесь, на южных рубежах великой державы, рядом с адыгейскими и татарскими народами, обрели свою новую Родины два славянских народа: русский и украинский, для которых песня всегда значила в жизни очень многое.
Необъятны просторы нашей великой Родины – России! Какие щедрые красоты дарит взору ее Природа! В ее наряде есть жемчужина, которая зовется Кубанью. Это целое государство с пятимиллионным населением. Два теплых моря омываю его границы: Черное и Азовское. Здесь плодороднейшие поля и уникальные леса, отроги гор Северного Кавказа, богатые рыбой реки, озера и лиманы. И, конечно же, Кубань – хлебное поле России, воспетое в стихах нашими замечательными поэтами:
Дети читают стихи:
1 ребёнок:
Ты цвети, моя Кубань,
Становись всё краше.
Не уронит честь казачью
Поколенье наше!
2 ребёнок:
Мы растём стране на славу
Под Кубанским небом.
Будем славить край родной,
Богатырским хлебом.
3 ребёнок:
Лучше нет сторонки нашей,
Нет, богаче края
И всегда любимой будешь
Ты, Кубань родная.
Воспитатель:
Мне хочется познакомить вас с этим замечательным человеком.
Лицо этого человека излучает свет и добро. Это известный композитор и руководитель Кубанского казачьего хора Виктор Гаврилович Захарченко.
Виктор Захарченко родился 22 марта 1938 г. в станице Дядьковской Кореновского района в казачьей семье. Отец его погиб в первый же год войны. По рассказам матери, которая замечательно пела, отец мечтал, чтобы хоть один из 4-х его детей стал музыкантом.
С младенчества он впитывал народное песенное искусство. А пели в станице много — песня лилась, когда люди шли на работу, когда миром строили дома, когда горевали и веселились. Казачья песня вошла в жизнь маленького Вити и осталась с ним навсегда. Талантливый подросток сам научился играть на гармошке и к 17 годам стал первым гармонистом в станице, играл на всех праздниках и свадьбах и даже мечтал стать композитором, не зная нотной грамоты. После окончания школы Виктор поехал в Краснодар поступать в музыкальное училище, после окончания училища поехал работать в Сибирь.
В настоящее время выдающийся артист руководит Кубанским казачьим хором. В этом году исполняется ровно 40 лет как художественным руководителем Кубанского казачьего хора является Виктор Гаврилович Захарченко.
Лишь запоёт кубанский хор
В лихих кубанках и черкесках,
Я вижу дедов дом и двор,
За ними даль в пшеничных всплесках.
Лишь запоёт кубанский хор
Или блеснёт казачий танец,
Как будто солнце из-за гор
Всё сразу над Кубанью встанет.
Лишь запоёт кубанский хор
Понятно всем его наречье,
И шире степи, выше гор
душа бывает человечья. (Вадим Неподоба)
2 часть:
Сегодня у нас в гостях мама Дианы-Марина Сергеевна Гольченко.
(аплодисменты).
Марина Сергеевна является солисткой Кубанского казачьего хора.
1. Рассказ Марины Сергеевны «Как началась моя творческая карьера в кубанском казачьем хоре»
2. Показ видео записи выступлений Кубанского хора
- Нарезка выступлений танцевальной группы хора
- Отрывки выступлений хора и солистов хора
- Выступление детей школы Кубанского хора
3. Выступление солистки Кубанского хора Марины Гольченко.
4. Итоговая часть мероприятия –беседа с детьми о том, что узнали новое, что понравилось, договорились встретиться через год.
5. Воспитатель благодарит Марины Сергеевну и дети дарят цветы.
3 часть:
После выхода на прогулку воспитатель ведет беседу о мероприятии и в продолжении знакомство с историей и обычаями малой Родины, с детьми разучиваются игры в которые играли и играют казаки…
Подвижная речевая игра: «Сон Казака»
Из играющих выбирают «казака», который становится в середине круга. «Казаку» завязывают глаза, или он закрывает их сам. Дети двигаются по кругу со словами:
Кто с утра чертей гоняет,
Песни звонкие спивает,
Спать мешает казаку
И кричит «Ку-ка-ре-ку»?
Один из стоящих в кругу кричит по- петушиному, стараясь изменить голос. Казак, открыв глаза, старается угадать, кто кричал. Если ему это удаётся, - забирает кричащего в середину круга. Игра продолжается:
Дети:
Все коровы во дворе
Размычались на заре.
Не понятно никому,
Почему «Му-му, му-му».
Стоящий в кругу мычит, изображая корову. Казак угадывает его и забирает к себе в круг. Игра продолжается:
Дети:
Вот казак заснул опять,
Но не долго ему спать.
Утка уточек не зря
Учит крякать «кря-кря-кря».
Действие повторяется – казак забирает «утку».
Дети:
Надоело казаку
«Кря-кря-кря» с «Ку-ка-ре-ку».
Казак:
- Я не лягу больше спать,
Вас я буду догонять!
По окончании слов дети, образующие хоровод, поднимают руки – «воротики», а казак догоняет тех детей, которых он забирал в круг. Из пойманных детей выбирается новый казак.
Примечание: Если в игре принимает участие большое количество детей 25-30 человек, то на каждом этапе игры может «кричать» по 2-3 ребенка и далее проговаривается следующий текст игры…
Музыкальная подвижная игра: «Плетень»
Играющие стоят шеренгами у четырёх стен зала, взявшись за руки крест-накрест. Под музыку дети первой шеренги подходят к стоящим напротив и кланяются. Отходят спиной на место. Движение повторяют дети второй, третьей и четвёртой шеренги.
По сигналу играющие расходятся по всему залу или площадке, выполняя произвольные движения (поскоки, лёгкий бег, галоп и т. д.). По окончании музыки все бегут на свои места и строятся шеренгами, соответственно взявшись за руки крест-накрест. Выигрывает та шеренга, которая первая построится в плетень.
Ребята получили новые знания и огромные яркие впечатления. Руки детей сами потянулись к карандашам и вот их работы.
Источники: http://hoperskaya-school11.narod.ru/zaharchenko.htm
Картотека народных игр «Игры в которые играли наши прадеды»
Стихи кубанских поэтов: В. Неподоба, И. Варавва…