Разилова Елена Леонидовна
Конспект НОД по краеведению «Загадки финского залива»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: познакомить детей с разнообразием животного мира финского залива.
Задачи:
Обучающие:
- углубить знания детей об обитателях финского залива;
Развивающие:
- развивать связанную речь у детей;
- развивать речевую активность, коммуникативные навыки, внимание.
Воспитательные:
- формировать у воспитанников внимательное, разумное, бережное отношение к сохранению уникальной природы Финского залива.
Публикация «Конспект НОД по краеведению „Загадки финского залива“» размещена в разделах
Демонстрационный материал: картинки: карась, окунь, язь, лещ, корюшка, морской котик, баклан, чайка, утка, лебедь, запись диска «Шум морского прибоя», проигрыватель, разрезные картинки рыб, картинки: правила поведения на берегу финского залива.
Ход занятия:
Организационный момент
Здравствуй, Солнце!
Здравствуй, Земля!
Здравствуй, планета Земля!
Здравствуй, наша большая семья!
Дети руки поднимают вверх
Руками над головой описать большой круг
Плавно опустить руки на ковер
Описать большой круг над головой, все ребята берутся за руки и поднимают их вверх
Сюрпризный момент
Воспитатель: Ребята, к нам сегодня в гости пришла, кукла Катя. Давайте все вместе с ней поздороваемся.
Воспитатель: Ребята, кукла Катя к нам пришла не просто так. Она не знает в каком городе она живет?
Воспитатель: Ребята, а кто знает, как называется наш город?
Дети: Кронштадт.
Воспитатель: Да молодцы, у нашего города красивое название - Кронштадт. Наш город- омывается водами финского залива. Мы можем гордиться тем, что живем на морском побережье и можем ощущать дыхание свежего морского ветра, врывающегося в наши дома и души, насладиться мерным рокотом волн.
Воспитатель: Ребята, а вы бы хотели узнать, какие обитатели живут в финском заливе? А что бы узнать какие это обитатели, кукла Катя предлагает отправимся в путешествие.
Воспитатель: А как вы думаете, на чем мы туда поедем?
Предлагаю поехать на автобусе.
Мы в автобус дружно сели (приседают на корточки.)
И в окошко посмотрели (делают повороты головой вправо, влево.)
Наш шофёр педаль нажал (одной ногой нажимают на воображаемую педаль.)
И автобус побежал (бегут на носочках, в руках воображаемый руль.)
Воспитатель: Вот мы и оказались на берегу финского залива. Садитесь прямо на ковер.
Воспитатель: Что мы слышим, сидя на берегу финского залива?
Дети: Шум прибоя, крики чаек.
Воспитатель: По берегам финского залива водятся водоплавающие птицы: чайки, утки, бакланы, лебеди.
Бакланы: Оперение у большинства видов чёрное с металлическим блеском; Тонкий клюв на конце загнут в виде крючка, ноздри отсутствуют. В строении глаз этих птиц присутствует, так называемая, мигательная перепонка, которая позволяет им по долгу (до двух минут) находится под водой. Длинные крылья, шея и хвост. К тому же бакланы, добывая пищу, могут глубоко нырять. А вот на суше они выглядят довольно неуклюжими медленно передвигаясь в развалочку. Питаются в основном рыбой.
Чайки: Практически все оперение чаек белое, кроме головы, крыльев, где есть темные пятна. Крылья – длинные и широкие, хвост – короткий. Клюв у чаек прямой, на конце изогнут, чтобы удерживать скользкую рыбу. На лапах чаек есть перепонки, которые очень похожи на ласты, что очень сильно помогает им с большой легкостью передвигаться по воде. Чайки питаются рыбой. Эти птицы очень хорошо приспосабливаются к любой среде обитания, они не боятся людей и могут у них выпрашивать хлеб и рыбу.
Утки: Эта птица средних размеров, у неё большая голова, удлиненное туловище, невысокие ноги, крепкий клюв. Оперение у утки скромное, белое или коричневато-серое. Ребята, а кто знает, чем отличается дикая утка от домашней? Правильно, дикие утки - перелётные птицы, они не только перелетают с одного болота на другое в поисках корма, но и легко преодолевают большие расстояния, когда поздней осенью улетают на юг. Домашние же утки от хозяев ни куда не улетают, ведь летать они давно разучились. А ещё домашние утки значительно больше диких. Их разводят на мясо.
А еще живут замечательные умные животные – морские котики. У морских котиков тело — вытянутой формы, шея — короткая, голова – маленькая, Хвост у этих млекопитающих, так же как и их уши, практически невозможно заметить. Но хоть сами ушки у котиков и слишком малы, зато ушные раковины у них все-таки есть.
Большую часть времени проводят в воде, быстро в ней передвигаются и ловко ныряют. Передние ласты у них действуют, как весла, а задние - как руль. В воде котики издают неслышные сигналы, при помощи которых они обнаруживают добычу. Тело котика покрыто шерстью состоящей из коротких жестких волос и толстым слоем жира. Морские котики питаются водными организмами, рыбами.
Задание от морского котика: загадки на морскую тему.
Загадки на морскую тему.
Плаваю на корабле,
Иногда лежу на дне,
На цепи корабль держу,
судно в море сторожу,
Чтобы ветер не угнал,
На волнах лишь покачал.
(Якорь)
Я от ветра надуваюсь,
Но ничуть не обижаюсь,
Пусть меня он надувает,
Яхте скорость прибавляет.
(Парус)
Взял мальчишка хворостинку,
Прицепил к ней паутинку,
Маленький крючочек,
Красный поплавочек,
И свинцовое грузило
К хворостинке прицепил он -
Вот и весь набор снастей.
Чем он ловит карасей?
(Удочка)
Воспитатель: Верно. А теперь вставайте. Давайте наденем костюмы для подводного плавания и опустимся под воду.
Дети и воспитатель показывают, как надевают костюмы.
Воспитатель: Вот мы и оказались в морских глубинах.
Наша первая остановка.
Одни из самых многочисленных и интересных жителей воды – это рыбы. В финском заливе водятся ценные породы рыб: окунь, язь, лещ, корюшка, карась.
Воспитатель: Какие они - рыбы? Что вы о них знаете? (ответы детей)
Рыбы - это водные животные. Они дышат при помощи жаберных щелей. Рыбы распространены как в солёных, так и в пресных водах, от глубоких океанических впадин до горных ручьев. Рыбы имеют большое значение для человека из-за употребления их в пищу. У них есть плавники, хвост, который служит им рулем. Все тело рыбы покрыто чешуей.
Воспитатель: ребята, рыбы похожи на других животных?
Воспитатель: нет.
Воспитатель: а в чем же их отличие, кто может мне сказать?
Воспитатель: у рыб есть жабры, они ими дыша, плавники, чешуя.
(ответы детей)
Воспитатель: Правильно, рыб отличают от других животных общие признаки. А какой формы тело рыб? Кто может описать?
Дети: у рыб овальное тело, у некоторых бывает круглое.
Воспитатель: а как двигаются рыбы, что им помогает легко и плавно передвигаться в воде?
Дети: рыбы плавают вот так (показывают извилистые движения руками). Им помогает хвост и плавники.
Воспитатель: правильно, молодцы. Скажите, а кто ни будь из вас трогал рыбу, пытался взять в руки? Какая она на ощупь?
Дети: мокрая, она выскальзывает из рук и на ней бывает слизь.
Воспитатель: совершенно-верно, рыба очень подвижная и скользкая и легко передвигается в воде.
Воспитатель: А чем покрыто тело рыбы?
Дети: Чешуёй.
Воспитатель: Правильно, чешуёй. У разных рыб бывает разная чешуя. Например у сазана - крупная, а у щуки - очень мелкая. (показ наглядного материала – картинок). Рыба живёт в воде и там она находит себе пищу.
Воспитатель: Кто скажет, чем питается рыба?
Дети: водорослями, мальками, рачками, червячками.
Воспитатель: А как появляется рыбка?
Дети: Из икринок, мальков.
Воспитатель: правильно, ребята, сначала рыба мечет икру, откладывает её, затем икринки превращаются в мальков, а из мальков постепенно вырастает большая рыба.
Задание от рыб: дидактическая игра «Собери картинку»
Воспитатель: Нам пора возвращаться на сушу. Выходите на берег, снимайте костюмы.
Дети изображают, как выходят на берег и снимают костюмы.
Воспитатель:
Вы должны не только восхищаться красотой природы родного края, но и беречь её. В настоящее время природа в опасности. Финский залив нуждается в охране. Только чистое море будет и в дальнейшем приносить радость людям, населяющим его берега. Многие обитатели и животные финского залива занесены в Красную книгу, а значить они на грани исчезновение. Поэтому, вы должны стать защитниками природы, защитниками своёй малой Родины. Сейчас посмотрим и запомним правила поведения на берегу финского залива.
Воспитатель: Пора возвращаться в д. с.
Рефлексия:
- Что интересного вы узнали на занятии?
- Что запомнили?
- Что понравилось?