Ирина Юрьевна Шепелева
«Прорезной декор. Как люди изобрели бумагу и украсили окна». Конспект НОД по конструированию из бумаги
▼ Скачать + Заказать документы
муниципальное казенное дошкольное образовательное
учреждение «детский сад «Сказка» Курской области Пристенского района.
Конспект НОД по конструированию из бумаги
«Прорезной декор.
Тема: Как люди изобрели бумагу и украсили окна»
(старшая группа)
Воспитатель: И. Ю. Шепелева
2023 года.
Конспект НОД по конструированию из бумаги «Прорезной декор.
Как люди изобрели бумагу и украсили окна»
Образовательные задачи:
Продолжать знакомить детей с величайшими изобретениями человечества. Расширить представление о бумаге как уникальном материале (бытовом и художественном). Вызвать интерес к изготовлению звезд и снежинок как древнейших оконных украшений. Предложить для сравнения два способа конструирования звезды: из квадрата и круга (с опорой на схему). Показать способ превращения звезды в ажурную снежинку с помощью прорезного декора. Дать наглядное представление о лучевой симметрии и солярной символике. Развивать эстетическое восприятие, творческое воображение, пространственное мышление. Воспитывать желание создавать своими руками праздничное пространство (украшать окна).
Материалы, инструменты, оборудование.
Демонстрационный материал: коллекция разных сортов бумаги и бумажных изделий, собранных детьми вместе с родителями; карточка №1 из комплекта «Конструирование в зимний период»; бумажные звезды и снежинки. Раздаточный материал: страница с символом «звездочка» в индивидуальных альбомах. Для практической работы: круги (диаметр 15-20 см) и квадраты (размер 15х15 до 20х20 см, вырезанные из тонкой бумаги; ножницы для детского труда; основа для коллажа «Зимнее окно».
Базовые понятия и способы деятельности.
Представление о бумажных звездах и снежинках как традиционных украшениях праздничного пространства (окна).Умение складывать бумажный круг дважды пополам, квадрат – по диагонали. Уверенное владение ножницами, умение делать вырезы на линии сгиба (элементы прорезного декора).
Осмысление результата.
Дети получают представление о бумаге как величайшем изобретении человечества: осваивают и сравнивают два способа конструирования оконных украшений (из круга и квадрата); «открывают» способ превращения звезды в снежинку.
Ход занятия:
Ребята давайте поздороваемся с нашими гостями.
-В круг весёлый вижу я
Входят все мои друзья!
Мы сейчас пойдём направо, 1-2-3!
А потом пойдём налево, 1-2-3!
В центре круга соберёмся, 1-2-3!
И обратно все вернёмся, 1-2-3!
Улыбнёмся, подмигнём
И занятие начнем!
Ребята представить, какой с бы стала наша жизнь без бумаги? Посмотрите бумажные изделия, которые лежат у меня на столе: (книги, журнал, газета, афиша, альбом, тетрадь, учебник, открытка, блокнот, упаковочные коробочки, салфетки, туалетная бумага, документы, деньги бумажные, билеты и т. д.)
В наше время без бумаги нельзя обойтись, что она нам необходима, ведь бумажными изделиями мы пользуемся каждый день и без них тяжело обходиться.
Ребята давайте совершим путешествие в Китай и узнаем, где и кто изобрел бумагу. А для этого нам предстоит занять свои места, присаживайтесь. (просмотр презентации).
-Знаете, ребята, Китай – это древнейшая культура, она является большим государством в мире. В Китае очень много умных, талантливых, способных людей, в Китае изобрели бумагу.
Бумага- материал из спрессованных растительных волокон. Ее используют для различных целей, в том числе для письма, печатания книг и газет, а так же для упаковки.
Бумагу изобрел в Китае примерно в 105 году Цай Лунь. Он нашел способ делать ее из волокнистой внутренней части коры тутового дерева.
В Китае не только изобрели бумагу, но и шелк, чай, порох, фейеверки, первые бумажные деньги тоже появились в Китае.
Как только появилась бумага, стали появляться и первые украшения из бумаги: цветы, ими женщины украшали волосы, зонты, абажуры, фонари. Украшения из бумаги были очень дорогие и могли их себе позволить люди только очень богатые и знатные.
Но постепенно бумага перестала быть редкостью и стала появляться в домах у многих людей. Люди стали делать из нее себе украшения и украшать ими свои дома, окна. Из бумаги вырезали разные узоры, на них были изображены цветы, птицы. Символом Китая – является дракон. Все узоры, как вы заметили, вырезались из красной бумаги, красный цвет в Китае обозначает – благополучие и процветание. И люди, украшая свои дома, такими красными узорами, желали своему дому процветания, благополучия.
Вырезания из бумаги это особый вид искусства и по китайски называют это искусство – «Цзяньчжи». Состоит это слово из двух слов – «цзянь» и «чжи». «Чжи»- бумага, а «Цзянь» -острый прямой меч. Бумага- понятно, изделия вырезаны из бумаги, а при чем вы скажите острый меч, а вот потому, что все узоры вырезаются с помощью острых маленьких ножниц или острого ножа. А раньше не было ни ножниц, ни ножей, а были острые мечи, и этими мечами вырезали узоры, меч должен быть прямым и очень острым.
Вырезание бумажных узоров очень сложная, кропотливая работа, которая требует большой усидчивости и терпения. Ведь одно неловкое движение и узор может не получиться, может порваться и можно случайно вырезать что- то лишнее.
В Китай приезжало очень много купцов за различными товарами. Люди в Китае покупали: шелк, чай, порох и др. товаров. Они стали замечать на окнах домов, красивые узоры, им тоже захотелось этому искусству научиться. Они разузнали секреты изготовления бумаги и этих бумажных узоров, и привезли в свои страны.
В Китае и в наше время очень популярно «Цзяньчжи» - вырезание из бумаги, люди из поколения в поколение предают свое мастерство.
И у нас в России тоже научились делать бумагу, а с появлением бумаги стали тоже появляться бумажные узоры. Они немного отличаются от Китайских. Ребята, может кто- то из вас видел такие узоры? Так как мы живем севернее, то узоры больше зимние, встречаются новогодние, можно встретить и такие ажурные, но чаще всего это разные звезды и снежинки.
Посмотрите, какие у меня получились зведы и снежинки. А вам хотелось бы научиться делать такие звездочки и снежинки?
Но сначала мы с вами немного разомнемся:
Физкультминутка
В наших тепленьких сапожках
Мы потопаем немножко.
Руки тоже мы согреем и
Похлопаем скорее.
Рукавицы мы надели,
Не боимся мы метели.
Мы с Морозом подружились,
Как снежинки закружились.
Посмотрите, что у вас лежит на столах. (квадраты, круги из бумаги, простой карандаш, ножницы, схема конструирования звезды, а у меня есть окошечко которое мы с вами украсим нашими снежинками.
Давайте вспомним правила пользования ножницами. Все готовы стать волшебниками и обычный бумажный квадрат превратить в сияющую звезду? Тогда начнем. Но сначала нам нужно размять наши пальчики.
Пальчиковая гимнастика «Снежок»
Раз, два, три, четыре, (загибать пальчики)
Мы с тобой снежок слепили. (лепить, меняя положение ладоней)
Круглый, крепкий, очень гладкий. (показывают круг, гладят ладони друг о друга)
И совсем, совсем не сладкий. (грозим пальчиком).
Воспитатель показывает два способа конструирования звезды – из квадрата и круга, комментирует:
1. Берем квадрат и складываем его по диагонали, чтобы получился треугольник (платок превращаем в косынку); затем треугольник складываем пополам – один или два раза (количество зависит от толщины бумаги); держим за вершину и на основании треугольника вырезаем зубчики; раскрываем и видим лучистую звезду.
2. Берем круг и дважды складываем пополам ; держим за вершину и на дуге вырезаем зубчики; раскрываем и видим красивую звезду.
Дети конструируют звезды двумя способами: из квадрата с опорой на схему и самостоятельно – из круга.
-А как нам нашу звезду превратить в ажурную снежинку.
Дети догадываются о том, нужно вырезать узоры. Рассматривают элементы прорезного декора в своих альбомах и превращают звезды в снежинки.
-Ребята, я для вас специально сделала вот такой коллаж окна, но здесь чего- то не хватает, наверно ваших снежинок, без них оно не такое красивое, а ваши снежинки его украсят.
Дети украшают окно своими снежинками. Воспитатель читает стихотворение про кошечку, которая спит на окошечке.
Маленькая кошечка,
Села на окошечко,
Снежинки посчитала,
А потом устала,
Лапки все сложила,
Хвостик опустила,
Лишь мурлычет кошка,
Задремав немножко.
Рефлексия.
-Ребята, я вот услышала необычное слово «чжи». Что значит это слово, кто из вас запомнил?
Дети: «Чжи» - бумага по- китайски.
-Так где же появилась первая бумага?
Как звали человека, который изобрел бумагу?
Дети: В Китае, Цай Лунь.
-Ребята, что мы с вами сегодня конструировали?
Дети: звезды и снежинки.
Наше занятие подошло к концу, я вами очень довольна и мне очень хочется узнать, что вас сегодня удивило? А что вам сегодня особенно понравилось.