Приложение МААМ

«Прорезной декор. Как люди изобрели бумагу и украсили окна». Конспект НОД по конструированию из бумаги

Ирина Юрьевна Шепелева
«Прорезной декор. Как люди изобрели бумагу и украсили окна». Конспект НОД по конструированию из бумаги
▼ Скачать + Заказать документы

муниципальное казенное дошкольное образовательное

учреждение «детский сад «Сказка» Курской области Пристенского района.

Конспект НОД по конструированию из бумаги

«Прорезной декор.

Тема: Как люди изобрели бумагу и украсили окна»

(старшая группа)

Воспитатель: И. Ю. Шепелева

2023 года.

Конспект НОД по конструированию из бумаги «Прорезной декор.

Как люди изобрели бумагу и украсили окна»

Образовательные задачи:

Продолжать знакомить детей с величайшими изобретениями человечества. Расширить представление о бумаге как уникальном материале (бытовом и художественном). Вызвать интерес к изготовлению звезд и снежинок как древнейших оконных украшений. Предложить для сравнения два способа конструирования звезды: из квадрата и круга (с опорой на схему). Показать способ превращения звезды в ажурную снежинку с помощью прорезного декора. Дать наглядное представление о лучевой симметрии и солярной символике. Развивать эстетическое восприятие, творческое воображение, пространственное мышление. Воспитывать желание создавать своими руками праздничное пространство (украшать окна).

Материалы, инструменты, оборудование.

Демонстрационный материал: коллекция разных сортов бумаги и бумажных изделий, собранных детьми вместе с родителями; карточка №1 из комплекта «Конструирование в зимний период»; бумажные звезды и снежинки. Раздаточный материал: страница с символом «звездочка» в индивидуальных альбомах. Для практической работы: круги (диаметр 15-20 см) и квадраты (размер 15х15 до 20х20 см, вырезанные из тонкой бумаги; ножницы для детского труда; основа для коллажа «Зимнее окно».

Базовые понятия и способы деятельности.

Представление о бумажных звездах и снежинках как традиционных украшениях праздничного пространства (окна).Умение складывать бумажный круг дважды пополам, квадрат – по диагонали. Уверенное владение ножницами, умение делать вырезы на линии сгиба (элементы прорезного декора).

Осмысление результата.

Дети получают представление о бумаге как величайшем изобретении человечества: осваивают и сравнивают два способа конструирования оконных украшений (из круга и квадрата); «открывают» способ превращения звезды в снежинку.

Ход занятия:

Ребята давайте поздороваемся с нашими гостями.

-В круг весёлый вижу я

Входят все мои друзья!

Мы сейчас пойдём направо, 1-2-3!

А потом пойдём налево, 1-2-3!

В центре круга соберёмся, 1-2-3!

И обратно все вернёмся, 1-2-3!

Улыбнёмся, подмигнём

И занятие начнем!

Ребята представить, какой с бы стала наша жизнь без бумаги? Посмотрите бумажные изделия, которые лежат у меня на столе: (книги, журнал, газета, афиша, альбом, тетрадь, учебник, открытка, блокнот, упаковочные коробочки, салфетки, туалетная бумага, документы, деньги бумажные, билеты и т. д.)

В наше время без бумаги нельзя обойтись, что она нам необходима, ведь бумажными изделиями мы пользуемся каждый день и без них тяжело обходиться.

Ребята давайте совершим путешествие в Китай и узнаем, где и кто изобрел бумагу. А для этого нам предстоит занять свои места, присаживайтесь. (просмотр презентации).

-Знаете, ребята, Китай – это древнейшая культура, она является большим государством в мире. В Китае очень много умных, талантливых, способных людей, в Китае изобрели бумагу.

Бумага- материал из спрессованных растительных волокон. Ее используют для различных целей, в том числе для письма, печатания книг и газет, а так же для упаковки.

Бумагу изобрел в Китае примерно в 105 году Цай Лунь. Он нашел способ делать ее из волокнистой внутренней части коры тутового дерева.

В Китае не только изобрели бумагу, но и шелк, чай, порох, фейеверки, первые бумажные деньги тоже появились в Китае.

Как только появилась бумага, стали появляться и первые украшения из бумаги: цветы, ими женщины украшали волосы, зонты, абажуры, фонари. Украшения из бумаги были очень дорогие и могли их себе позволить люди только очень богатые и знатные.

Но постепенно бумага перестала быть редкостью и стала появляться в домах у многих людей. Люди стали делать из нее себе украшения и украшать ими свои дома, окна. Из бумаги вырезали разные узоры, на них были изображены цветы, птицы. Символом Китая – является дракон. Все узоры, как вы заметили, вырезались из красной бумаги, красный цвет в Китае обозначает – благополучие и процветание. И люди, украшая свои дома, такими красными узорами, желали своему дому процветания, благополучия.

Вырезания из бумаги это особый вид искусства и по китайски называют это искусство – «Цзяньчжи». Состоит это слово из двух слов – «цзянь» и «чжи». «Чжи»- бумага, а «Цзянь» -острый прямой меч. Бумага- понятно, изделия вырезаны из бумаги, а при чем вы скажите острый меч, а вот потому, что все узоры вырезаются с помощью острых маленьких ножниц или острого ножа. А раньше не было ни ножниц, ни ножей, а были острые мечи, и этими мечами вырезали узоры, меч должен быть прямым и очень острым.

Вырезание бумажных узоров очень сложная, кропотливая работа, которая требует большой усидчивости и терпения. Ведь одно неловкое движение и узор может не получиться, может порваться и можно случайно вырезать что- то лишнее.

В Китай приезжало очень много купцов за различными товарами. Люди в Китае покупали: шелк, чай, порох и др. товаров. Они стали замечать на окнах домов, красивые узоры, им тоже захотелось этому искусству научиться. Они разузнали секреты изготовления бумаги и этих бумажных узоров, и привезли в свои страны.

В Китае и в наше время очень популярно «Цзяньчжи» - вырезание из бумаги, люди из поколения в поколение предают свое мастерство.

И у нас в России тоже научились делать бумагу, а с появлением бумаги стали тоже появляться бумажные узоры. Они немного отличаются от Китайских. Ребята, может кто- то из вас видел такие узоры? Так как мы живем севернее, то узоры больше зимние, встречаются новогодние, можно встретить и такие ажурные, но чаще всего это разные звезды и снежинки.

Посмотрите, какие у меня получились зведы и снежинки. А вам хотелось бы научиться делать такие звездочки и снежинки?

Но сначала мы с вами немного разомнемся:

Физкультминутка

В наших тепленьких сапожках

Мы потопаем немножко.

Руки тоже мы согреем и

Похлопаем скорее.

Рукавицы мы надели,

Не боимся мы метели.

Мы с Морозом подружились,

Как снежинки закружились.

Посмотрите, что у вас лежит на столах. (квадраты, круги из бумаги, простой карандаш, ножницы, схема конструирования звезды, а у меня есть окошечко которое мы с вами украсим нашими снежинками.

Давайте вспомним правила пользования ножницами. Все готовы стать волшебниками и обычный бумажный квадрат превратить в сияющую звезду? Тогда начнем. Но сначала нам нужно размять наши пальчики.

Пальчиковая гимнастика «Снежок»

Раз, два, три, четыре, (загибать пальчики)

Мы с тобой снежок слепили. (лепить, меняя положение ладоней)

Круглый, крепкий, очень гладкий. (показывают круг, гладят ладони друг о друга)

И совсем, совсем не сладкий. (грозим пальчиком).

Воспитатель показывает два способа конструирования звезды – из квадрата и круга, комментирует:

1. Берем квадрат и складываем его по диагонали, чтобы получился треугольник (платок превращаем в косынку); затем треугольник складываем пополам – один или два раза (количество зависит от толщины бумаги); держим за вершину и на основании треугольника вырезаем зубчики; раскрываем и видим лучистую звезду.

2. Берем круг и дважды складываем пополам ; держим за вершину и на дуге вырезаем зубчики; раскрываем и видим красивую звезду.

Дети конструируют звезды двумя способами: из квадрата с опорой на схему и самостоятельно – из круга.

-А как нам нашу звезду превратить в ажурную снежинку.

Дети догадываются о том, нужно вырезать узоры. Рассматривают элементы прорезного декора в своих альбомах и превращают звезды в снежинки.

-Ребята, я для вас специально сделала вот такой коллаж окна, но здесь чего- то не хватает, наверно ваших снежинок, без них оно не такое красивое, а ваши снежинки его украсят.

Дети украшают окно своими снежинками. Воспитатель читает стихотворение про кошечку, которая спит на окошечке.

Маленькая кошечка,

Села на окошечко,

Снежинки посчитала,

А потом устала,

Лапки все сложила,

Хвостик опустила,

Лишь мурлычет кошка,

Задремав немножко.

Рефлексия.

-Ребята, я вот услышала необычное слово «чжи». Что значит это слово, кто из вас запомнил?

Дети: «Чжи» - бумага по- китайски.

-Так где же появилась первая бумага?

Как звали человека, который изобрел бумагу?

Дети: В Китае, Цай Лунь.

-Ребята, что мы с вами сегодня конструировали?

Дети: звезды и снежинки.

Наше занятие подошло к концу, я вами очень довольна и мне очень хочется узнать, что вас сегодня удивило? А что вам сегодня особенно понравилось.

Публикации по теме:

«Как мы делали бумагу». Фотоотчет«Как мы делали бумагу». Фотоотчет Уважаемые коллеги! Здравствуйте! Предлагаю Вашему вниманию фотоотчет в рамках опытно-экспериментальной деятельности детей старшего дошкольного.

Фотоотчет о совместной опытно-экспериментальной деятельности «Можно ли склеить бумагу водой? Куда исчезает вода?»Фотоотчет о совместной опытно-экспериментальной деятельности «Можно ли склеить бумагу водой? Куда исчезает вода?» Проводить опыты с дошкольниками всегда интересно и познавательно, они ощущают себя маленькими волшебниками. Ребята всегда ждут с нетерпением.

Фотоотчет о занятии по конструированию в старшей группе «Как люди вырастили хлеб»Фотоотчет о занятии по конструированию в старшей группе «Как люди вырастили хлеб» Конструирование в старшей группе "Почемучки" из бумажных полосок на тему "Как люди вырастили хлеб". Цель занятия: продолжить знакомить.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
«Прорезной декор. Как люди изобрели бумагу и украсили окна». Конспект НОД по конструированию из бумаги
Опубликовано: 23 декабря 2024 в 19:30
+11Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация ««Прорезной декор. Как люди изобрели бумагу и украсили окна». Конспект НОД по конструированию из бумаги» (включая файлы) размещена пользователем Ирина Юрьевна Шепелева (УИ 933693) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Календарь
24 декабря 2024 вторник
25 декабря 2024 среда
Праздник флага, герба и гимна России!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД