Екатерина Галеева
Конспект НОД по истокам русской народной культуры младшего дошкольного возраста «Хлеб — всему голова»
▼ Скачать + Заказать документы
Программное содержание:
1. Дать детям знания о выращивании хлеба русскими крестьянами и выпекании хлеба в русской печи.
2. Познакомить с новыми и закрепить знакомые пословицы о хлебе.
3. Познакомить детей с приготовлением теста и выпеканием изделий из него. Продолжать учить отгадывать загадки.
4. Воспитывать бережное отношение к хлебу.
Публикация «Конспект НОД по истокам русской народной культуры младшего дошкольного возраста „Хлеб — всему голова“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Народная культура, фольклор
- Средняя группа
- Хлеб. Все о хлебе для детей
- Хлеб. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
Материал: хлеб белый и черный, рушник, серп, колосья, сито, мука, тесто, иллюстрации: борона, цепы, мельница, снопы, печенье «шарики», хохломская посуда.
Словарная работа: нива, жито, рожь, пшеница, хлеб-батюшка, ржаной, калачи, зерно, колос, серп, именинный сноп, молотьба, жернова, цепы.
Предварительная работа: заучивание закличек, стихов, песенок, пословиц, поговорок о хлебе, дидактическая игра «Что где растет», «Кому что нужно для работы»; рассматривание таблицы «Приготовление хлеба из муки», расматривание репродукций картин русских художников А. Г. Венецианова «На пашне», «Жнецы», А. Платова «Жатва» и др. ; народные игры «Земледелец», «Мельница». Рассказывание народных сказок «Колосок», «Колобок».
Ход занятия
Воспитатель: Осень в каждый дом пришла, урожай принесла. На полях собран самый главный урожай. А что это за урожай попробуйте отгадать. Отгадка лежит у меня на столе под салфеткой.
Он и черный, он и белый,
И всегда он загорелый.
Мы как кушать захотим,
То всегда садимся с ним.
(хлеб)
- Хлеб собирают в ясный, погожий день. В этот день люди солнышко зазывали, закликали. Ребята, а вы заклички знаете?
(Чтение закличек детьми).
1. Солнышко. высвети!
Красное, выблесни!
Мы на нивку идем,
Мы серпочки несем.
Будем жито жать, тебя в гости ждать.
2. Солнце, солнце,
Выблесни в оконце,
Дай овсу рост,
Чтоб до небес дорос,
Матушка – рожь,
Чтобы встала стеной сплошь.
- В старину хлеб почитали и уважали. О хлебе сложено много пословиц и поговорок. Давайте вместе вспомним их:
1. Без соли не вкусно, а без хлеба не сытно.
2. Нет хлеба - нет обеда.
3. Хлеб – батюшка, водица- матушка.
4. Ржаной хлебушко - калачам дедушка.
5. Покуда есть хлеб да вода, все не беда.
В далеком прошлом хлеб не покупали в магазине, а пекли хозяйки в русской печи. Говорили: «Когда ешь хлеб, думай, как он на столе очутился».
Чтобы хлеб взрастить, нужно сначала землю приготовить: вспахать, поборонить, удобрить. Потом посеять зерно (показ зерен пшеницы, овса). А уж как поспеет пшеница, брали люди в руки серпы вострые: колосья срезали, да в снопы вязали (рассматривание пшеничных колосьев, серпа, иллюстраций с изображением снопов).
Давайте, дети, поиграем в русскую народную игру «Земледелец» (Дети становятся в два ряда поровну, лицом друг к другу. Расстояние между рядами около пяти шагов. Начинают петь песню и мимически проделывают все, о чем говорится в тексте. При пении первого куплета делают вид, что сеют рожь, вынимая зерна из лукошка; второго куплета – подражают жнецам, жнут рожь и вяжут снопы; третьего куплета – делают вид, что молотят рожь цепами, поворачивая снопы; четвертого куплета – опускаются на одно колено, а на другое – на руки кладут голову, имитируя сон; пятого куплета – быстро встают и делают руками в воздухе вращательное движение: это мельничное колесо; шестого – подражают пекарю, месящему тесто, и в конце делают вид, что едят вкусные булочки).
1. Сей-ка, сей, мужичок – 2 раза
Сей да песню пой пойдет работа впрок – 2 раза
2. Стала рожь созревать – 2 раза
Ну-ка, со серпом мы жать ее пойдем – 2 раза
3. Уж пора молотить – 2 раза
Будем дружно бить цепами по снопам! – 2 раза
4. Мужичок наш устал; – 2 раза
Крепко спит родной, работал день – деньской – 2 раза
5. Мальчик стал работать; - 2 раза
Намолол муки он полные мешки! – 2 раза
6. Будем тесто месить! – 2 раза
Эй, пекарь, скорей нам булок, сухорей – 2 раза
- Не легко давался хлебушек. Не зря в народе говорили : «Хочешь есть калачи – не сиди на печи», «Перед хлебом попляшешь, прежде чем на стол его положишь». А работа быстрее спорилась с песнями, попевками. Послушайте маленькую песенку, которую пели, обращаясь к хлебному полю – ниве.
«Нива золотая»
Принеси нам хлеба,
Стебелек – до неба!
- Загадаю–ка я вам загадки. Слушайте внимательно и отгадывайте.
1. Золотист он и усат
В ста карманах – сто ребят (колос)
2. Вырос в поле дом
Полон дом зерном (колос)
3. Тысяча братьев одним поясом подпоясаны (сноп)
4. Стоит Петруха – соломенное брюхо (сноп)
- Последний сноп считался именинным (вносится именинный сноп). Именинный сноп в старину имел много чудесного: с него начинали молотьбу, соломой кормили больную скотину. Зерна из этого снопа считались целебными против болезней птиц и людей. Без именинного снопа не бывало и посева. Мсесто такому снопу – в красном углу, с солонкой с солью, с зажженой свечой.
Собрали урожай, а как же из колосьев хлеб получить? Брали крестьяне цепы (показ) и молотили ими колосья, зернышки из колосьев и вылетали. Пословица говорит: «Зернышко к зернышку – будет мешок». Сжатое и обмолоченное зерно везли на мельницу (показ). И про нее люди придумали загадки:
1. Стоит баба на юру, руками машет.
А что ест, тем и люди сыты.
2. Крыльями машет, а улететь не может
Давайте поиграем в игру «Мельница» ( Дети встают в круг: каждый участник, не сходя с места, кружится вокруг себя. При этом поют
Мели, мели, мельница!
Жерновочки вертятся
Мели, мели, засыпай,
И в мешочки набивай!
На последнем слове необходимо остановиться и стоять, не шевелясь. Тот, кто не сумел остановиться вовремя, выбывает из игры)
Вот на мельнице пшеница,
Здесь такое с ней твориться!
В оборот ее берут,
В порошок ее сотрут!
А как называется этот порошок? (мука показ). Вот зерно в муку смололи, пришло время для следующей загадки.
Из – под липова куста
Бьет метелица густа (муку сеют)
Чтобы хлеб или пирог получились пышными, муку нужно просеять (привлекают детей к просеиванию муки). Отгадайте ещё одну загадку
Пузырюсь я и пыхчу,
Жить в квашне я не хочу
Надоела мне квашня,
Посадите в печь меня! (тесто)
Дети рассматривают готовое тесто, нюхают его.
- Ребята, какие еще изделия пекут из муки? (блины, пироги, печенье, баранки и т. д.) А в одной русской народной сказке дед просил бабу тоже что-то испечь. Что? (колобок). Вот примите от них угощение (раздача печенья «шарики»)
Вот видите, ребята, какой большой путь проходит хлеб, прежде чем попасть на стол. Давайте же и мы, как наши далекие предки, любить, уважать и бережно обращаться с хлебом.
У народа есть слова
«Хлеб – всей жизни голова!»
Славится он первым на земле,
Славится он первым на столе.