Ольга Баршева
Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию «Украсим сарафан Загорской матрёшки» для детей средней группы
▼ Скачать + Заказать документы
Цель : формирование у детей представлений о народной игрушке – матрёшке.
Программные задачи :
Образовательные:
- познакомить детей с историей создания русской матрёшки.
- учить располагать узор из готовых и резаных форм в пределах неправильной формы (силуэт матрешки);
- закрепить названия геометрических фигур (круг, полукруг);
- Продолжать закреплять пространственные направления (сверху, снизу,
слева, справа, в середине).
Публикация «Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию „Украсим сарафан Загорской матрёшки“ для детей средней группы» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Матрешка, матрёшки
- Матрёшка. ИЗО занятия
- Матрёшки. Конспекты занятий, НОД
- Средняя группа
- Темочки
- Продолжать формировать умение правильно держать ножницы и пользоваться ими;
- Закрепить навыки аккуратного наклеивания предметов, состоящих из нескольких частей.
Развивающие :
- развивать у детей познавательный интерес к матрёшке, как к сувениру, символу страны;
- продолжать развивать речь, мышление, воображение;
- развивать творческую фантазию, самостоятельность при выполнении аппликации – сарафан для матрёшки;
- развивать умение украшать силуэт матрёшки разнообразными узорами, творческие способности детей, развивать потребность и способность самостоятельно осваивать окружающий мир путём изучения культурного наследия русского народа.
Воспитательные:
- воспитывать любовь к народному искусству;
- воспитывать интерес к народной игрушке, её красоте.
Предварительная работа:
- рассматривание иллюстраций и фотографий с изображением матрёшек;
- чтение стихотворений о матрёшках; загадывание загадок об игрушках;
- знакомство с народными игрушками;
- лепка (пластилинография) на тему: «Хороша наша матрёшка»
- беседы о народных игрушках;
- игры в сенсорном уголке с матрёшками;
- прослушивание русских народных песен и мелодий.
Словарная работа: матрёшка, расписная, деревянная, народная игрушка.
Оборудование:
- музыкальный центр;
- презентация на тему: «Русская матрёшка»
- фонограмма песни «Русские матрёшечки» муз. В. Темнов, сл. А. Осьмушкин;
- фонограмма русской народной песни «Как у наших у ворот»;
- плоскостные изображения матрёшек по количеству детей;
- готовые формы – круги, диаметром 2 см разного цвета для создания аппликации по количеству детей;
- кисти для клея, клей, клеёнки, тряпочки, ножницы, подставки для кисточек.
Ход занятия
Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Сегодня к нам в гости придёт очень интересная игрушка. Что бы узнать, кто же это, надо отгадать загадку:
Алый шелковый платочек,
Яркий сарафан в цветочек,
Упирается рука в деревянные бока.
А внутри секреты есть:
Может три, а может шесть.
Кукла первая толста,
А внутри она пуста,
Разнимается она на две половинке,
В ней живет еще одна
Кукла в серединке.
Разрумянилась немножко
Наша русская…
Дети: Матрешка.
Воспитатель: Правильно, матрешка. Встречайте гостью дорогую!
(под русскую народную музыку входит матрёшка)
Матрёшка : Здравствуйте, дорогие ребята! Я весёлая матрёшка, пришла к вам в гости.
Воспитатель: Здравствуй, Матрёшка!
Воспитатель: Дети, посмотрите на мой стол. Сколько здесь разнообразных матрёшек.
- Как вы думаете, для чего сделали этих матрёшек (ответы детей : что бы дети могли играть, развлекаться и т. д.)
- Как вы думаете, из чего делали эти игрушки-куколки? Конечно из дерева.
- А кто помнит, из какого дерева делают матрёшек? (из березы, липы)
- Но ведь дерево светлое, а матрёшки все цветные, яркие. Как это получилось? (ответы детей)
- У каждого мастера была своя манера росписи, поэтому матрёшки все разные. Кажется, что матрёшка пришла к нам из мира сказок, легенд. А вы хотите узнать, откуда взялась матрёшка, как она появилась в нашей стране? Тогда давайте расскажу, как родилась матрёшка.
Однажды из Японии привезли игрушку – большеголового деревянного японца. Раскроешь его, а там еще такая же игрушка, раскроешь вторую, а там третья. Очень понравилась такая игрушка русским мастерам. Выточили мастера фигурку из деревянного бруска. Сделали мастера заготовки и художникам отдали. Расписали русские художники матрешку на славу : губки бантиком, румянец на щечки яблочками лег, прикрыл голову веселый платочек, свесилась из - под него толстая коса. И так захотелось этой деревянной куколке русское имя дать. Только какое? Дуняша? Маняша? Матреша! И стали новые игрушки матрешками.
Физкультминутка
Стихи поются на мотив русской народной песни «Как у наших у ворот».
Вот матрешечки гуляли, «Гуляют» по комнате врассыпную.
В лесу ягоды искали.
Так, так и вот так,
В лесу ягоды искали. «Собирают ягоды».
Под кусточком посидели,
Вкусны ягоды поели.
Так, так и вот так,
Вкусны ягоды поели. Садятся на пол и «едят ягоды» с ладошки
Как матрёшечки устали,
Под кусточком задремали. Закрывают глаза и кладут ладошки под щечку
Так, так и вот так,
Под кусточком задремали.
А потом они плясали,
Свои ножки показали.
Так, так и вот так, Выставляют ножки на пятку.
Свои ножки показали. Кружатся, топая ногами.
Только слышат вдруг подружки:
Прямо у лесной опушки Прикладывают поочередно
Побежали по дорожке руки то к одному, то к другому уху
Чьи – то серенькие ножки. («прислушиваются»)
Эй, Матрешка, берегись!
Оказалось, это – мышь!
Сейчас мы внимательно рассмотрим сарафан матрешки.
Вопросы к детям.
1. Какого цвета сарафан у матрешки? (На матрешке красный сарафан).
2. Какой узор на сарафане? (На сарафане голубой цветок).
3. Из каких геометрических фигур он состоит? (Цветок состоит из кругов).
Воспитатель: Правильно, ребята, цветок на сарафане состоит из кругов, желтого и синих. Желтый круг, маленький, - это середина цветка, а синие большие круги - это лепестки цветка. Лепестки расположены сверху, снизу, слева и справа. Наш цветок расположен в середине сарафана матрешки.
1. Чем еще украшен сарафан матрешки? (Сарафан украшен листьями).
2. Какого они цвета? (зеленые)
Воспитатель: Листья расположены два сверху между лепестками и два снизу между лепестками.
Сейчас я покажу, как можно сделать листья. Возьму круг зеленого цвета, складываю его на столе, равняя стороны, пальцами проглаживаю линию сгиба от середины. Раскрываю деталь, беру в правую руку ножницы и разрезаю. У нас получилось две детали, два полукруга, два листка. Берем следующий круг и разрезаем его. Сложили детали на поднос.
Не забывайте о том, что ножницы, когда мы режем, смотрят у нас только вперед, а не наверх и в сторону, иначе ими можно пораниться. Вырезали деталь, положили ножницы.
-А вы, ребята, хотите тоже превратиться в мастеров и попробовать сами украсить сарафан матрёшке?
(дети выполняют аппликацию под русскую народную музыку)
Воспитатель: Матрёшка, ты такая весёлая, озорная, так нам понравилась! Наши дети хотят тебя поблагодарить и прочитать тебе стихи. (Дети читают стихи)
Матрёшка : Ой, какие молодцы!
Я не просто так пришла
Вам угощенье принесла.
Любят маленькие детки
Всевозможные конфетки.
Кто грызёт, а кто глотает
Кто за щёчкою катает. (В. Берестова)
Матрёшка прощается с детьми и уходит.
Воспитатель: Ребята, наше занятие подошло к концу. Давайте вспомним, что нового мы сегодня с вами узнали?
- О какой народной игрушке мы с вами сегодня говорили?
- Из какого материала она сделана?
- Как она появилась в России?
Матрёшка – уникальная народная игрушка, потому, что наряду с русской берёзкой и русским самоваром, она стала символом страны, России. Она – добрая посланница дружбы и любви, счастья и благополучия.