Лилия Васильевна Доронина
Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе.
▼ Скачать + Заказать документы
Программное содержание:
Образовательные: продолжать обучать звуковому анализу и синтезу слов, продолжать соотносить звук и букву; закреплять знания детей о звуке, слоге, слове, предложении, гласных и согласных звуках; закрепить умение работать со звуковыми схемами, совершенствовать умение образовывать слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами оценки, подбирать определения к существительному.
Темочки:
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Развитие речи. Конспекты занятий
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2015
Развивающие : развивать фонематический слух, грамматический строй речи, развивать зрительное внимание, память, мелкую моторику. Продолжать развивать организационные умения: понимать озвученную воспитателем цель задания, работать по плану, оценивать результат работы с помощью педагога, исправлять допущенные ошибки. Развивать коммуникативные умения при выполнении заданий.
Воспитательные: воспитывать интерес к занятиям, желание работать в коллективе, стремление к доброжелательной, спокойной обстановке на занятии.
Методические приё мы:
- моделирование (использование схем);
-практический (работа за столами);
Новые технологии: игровизор.
Ход занятия.
Воспитатель: Ребята, я пришла в детский сад рано утром. Как всегда, было очень тихо. Ни звука, ни стука,ни шороха. Но что это? В спальне кто-то закашлял, потом охнул. Страницы книги А. С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке» приоткрылись, из неё выглянул старичок с бородой и усами и озабочено приговаривал – как же мне исполнить все желания моей капризной жены, совсем она бранится. Только ваши ребята могут справиться с непосильными для меня задачами. Я же безграмотный совсем. А пока я пойду в другую сказку, «По щучьему велению», там всё исполняется. Задания я оставлю в книге сказок. Как только вы их выполните, старуха станет доброй и я вернусь в сказку.
Воспитатель: ребята, старичок попросил нас исполнить задания его жены, давайте постараемся. Чтобы вернуть его в свою сказку. А для этого мы должны продемонстрировать все свои знания, которые получили в детском саду.
Задание 1. «Отгадай пословицу»
Ребята, нам с вами предстоит с помощью мнемо-таблицы разгадать пословицы. Для этого мы вспомним названия весенних месяцев (дети прговаривают март, апрель, май).
1) Апрель с водою, май с травою (отгадывают ребята с помощью подсказки-мнемо-таблицы);
2) Из берёзы течет много сока – к дождливому лету (аналогично).
Молодцы, ребята, вы были очень внимательными, справились с этим заданием.
Задание 2. «Подбери определения».
- Ребята, необходимо подобрать определения к слову «черёмуха». Что такое черёмуха? Когда она распускается. Какой у неё аромат? Черёмуха какая? (белая, душистая, красивая, пушистая.). Ребята, а какие еще цветы распускаются весной. Как они называются? Скажите, а если собрать цветы вместе, что получится? (получится красивый букет). Ребята, букет цветов можно сравнить с нашей речью. Наша речь должна быть яркой, выразительной, доходчивой. Скажите,пожалуйста, из чего состоит речь? (из предложений)
Что такое предложение?
Какие бывают предложения? (повествовательные, вопросительные, восклицательные).
Из чего состоят предложения?
Воспитатель: правильно, ребята. Слова в предложении должны быть в определённой последовательности, иначе потеряется смысл.
Задание 3. «Исправьте ошибку».
По берёзы стволу бежать сок.
Журавли лететь на родину.
Ящерица норе в зимовать.
В холоде цвести черёмуха.
Что мы делали? (Мы старались грамотно выстроить предложение, чтобы оно имело смысл). Молодцы, ребята, приступим к следующему заданию.
Задание 4. «Составь схему предложения».
1. На улице тёплая погода.
2. Лена, Галя, Даша красиво рисуют.
3. Аня Карасёва и Маша Цыбакова занимаются гимнастикой.
Молодцы ребята. И с этим заданием вы легко справились. Перед тем, как приступить к следующему заданию, нужно ответить на вопрос:
На что делятся слова? (на слоги).
Задание 5. «Построй пирамиду из слов»
1. Первое колечко - односложное слово
2. Второе колечко-двусложное слово.
3. Третье колечко-трёхсложное слово и т. д.
ЖУК
ЛАН-ДЫШ
ПЕР-ВО- ЦВЕТ
ЧЕ - РЁ - МУ - ХА
Молодцы, ребята! Вы заслуживаете большой похвалы. Ведь доброе слово окрыляет. А как вы понимаете выражение «Доброе слово окрыляет?» (ответы детей).
Физкультминутка (повторим чистоговорки)
Гроза.
Гром гремит, грозой грозит!
Грач грачонку говорит:
Видишь груды грозных туч?
Громкий грохот их могуч!
Мастерица.
Сшила Маша Саше свитер,
Как красиво, посмотрите:
Светло-серый, шерстяной,
С шёлковою бахромой!
Задание 6. «Подбери букву и прочти слово».
Воспитатель: ребята, перед вами лежат игровизоры. Некоторые буквы в словах потерялись. Подберите подходящие буквы.
Сол (о)вей, т (у)ча, (к)нига, с (к)азка, школ (а).
- Какие вы умнички! Скажите, а для чего мы пойдем в школу? Как нызываются занятия в школе? (уроки). А что бывает между уроками? (перемена). Ребята, начало и конец перемен сопровождается громким звуком, называемым звонком.
Ребята, а что такое звонок? (это звук).
Какие звуки в алфавите мы знаем?
Что такое гласный звук?
Что такое согласный звук?
Назовите гласные звуки, есть ли у них пара?
Какими бывают согласные? (твёрдые, мягкие).
- Правильно. А вот и следующее задание:
Задание 7. «Звуковой анализ слова» (комар, болото, лес - твёрдые согласные звуки обозначают синим кружком, мягкие согласные звуки - зеленым кружком, гласные -красным).
А теперь мы с вами поиграем. Я вам кидаю мячик и называю слово «книжка», а вы мне обратно - «книжечка»
Задание 8. Игра «Скажи ласково»
Книжка-книжечка
Окно-окошечко
Дорога-дороженька
Стол-….
Кукла-…
Ведро-…
Утка- ….
Шапка-….
Белка-….
Петух-…
Белка-…
Карандаш-…
Глаза- …. и т. д.
Задание 9. «Найди зашифрованное слово»
Ребята, послушайте внимательно загадку:
Шевелились у цветка
Все четыре лепестка,
Я сорвать её хотел-
Он вспорхнул и улетел. (Бабочка)
Хлопните в ладоши столько раз, сколько слогов этом слове.
Какое слово спряталось здесь?
- Бочка.
Следующая загадка:
Над лесами, над рекой
Семицветный мост дугой,
Если б мог я встать на мост-
Я б рукой достал до звёзд. (Радуга)
Какие цвета у радуги?
Какое слово спрятано здесь?
- Дуга.
Воспитатель: Ой, ребята, кто-то мне звонит по телефону…Да это ж старуха из сказки, благодарит за все выполненные желания. Говорит, что старичок очень рад, он вернулся в свою сказку. Да голос у неё такой добрый и ласковый, прямо не узнать. А злилась она потому, что не ходила в школу и не могла справиться с заданиями. А мы с вами будем грубо разговаривать с близкими и знакомыми людьми? (нет). Правильно, долг каждого человека состоит в том, чтобы изъясняться доброжелательным тоном, грамотно, спокойно, уверенно, не коверкать свой язык. А для этого мы пойдем скоро в школу, где узнаем еще много новых сказок…