Наталья Катаева
Конспект НОД по ФЭМП в подготовительной группе «Колобок на новый лад. Число и цифра 15»
Образовательная область: познание.
Интеграция образовательных областей: коммуникация, социализация, кругозор, здоровье, чтение художественной литературы.
Тип: интегрированное
Возраст детей: 6 лет
Форма непосредственной образовательной деятельности: путешествие
Форма организации: подгруппа.
Задачи:
1. Образовательные
-знакомство с числом и цифрой 15
• закреплять у детей навык ориентировки в тетради по клеточкам
Публикация «Конспект НОД по ФЭМП в подготовительной группе „Колобок на новый лад, Число и цифра 15“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Подготовительная группа
- Сказки на новый лад
- Счет до 20. Цифры и числа второго десятка
- Счёт. Цифры и числа, количество
- «Колобок» на новый лад
- «Колобок». Все материалы по сказке
- «Колобок». Конспекты занятий
- Темочки
• продолжать учить детей составлять и решать простые арифметические задачи на наглядной основе, составлять решение задач из цифр и знаков
• закрепить знание геометрических фигур и умение составлять из них простые изображения предметов, познакомить с геометрической фигурой параллелограмм
• упражнять в счете в пределах 14,называть предыдущие и последующие числа; дни недели; времена года и месяцы
• продолжать знакомить с монетами
2. Развивающие
• развивать логическое мышление, память, воображение, внимание; сообразительность; речь
• развивать умение пользоваться план-схемой при составлении рисунков
• активизировать речь, учить правильно пользоваться математическими терминами;
• совершенствовать навыки учебной деятельности; познавательный интерес
3. Воспитательные
• воспитывать интерес к математике, стремление оказывать помощь тем, кто в ней нуждается, чувство коллективизма.
• закрепить правила собственной безопасности
Словарь новое слово: параллелограмм
Предварительная работа: составление и решение задач, решение примеров, игры с математическим планшетом, игра «Танграм», отгадывание загадок.
Оборудование и материалы: ноутбук, ТСО, игрушки: колобок, заяц, волк, медведь, лиса - персонажи сказки «Колобок»; Су-Джок терапия.
Раздаточный материал: тетрадки в клеточку, простые карандаши, касса цифр, математический планшет
Ход НОД:
1 часть.
Интеллектуальная разминка
• Сколько углов у квадрата? (4)
• Сколько хвостов у пяти коров? (5)
• Сколько лап у двух гусей? (4)
• Какие арифметические знаки вы знаете?
• Если линейка длиннее карандаша, то карандаш?
• Если стол выше стула, то стул?
• Если дорога шире тропинки, то тропинка?
• Сколько месяцев в году?
• Времена года, назови месяца, каждого времени года?
• Сколько дней в одной неделе, назови 4, 7, 5, 2дни ….
• Назови геометрические фигуры с четырьмя углами?
Дидактическая игра: «Цветок – загадка». На закрепление предыдущего и последующего числа.
• Назови число, следующее за числом 5. (6)
• Назови предыдущее число 5, последующее(4, 6….
Спасибо за разминку.
Воспитатель: Дети, я знаю что вы любите сказки и сегодня мы отправимся в путешествие по одной из них? Название этой сказки вы узнаете, когда отгадаете загадку:
Формой он похож на мяч.
Был когда-то он горяч.
Спрыгнул со стола на пол
И от бабушки ушел.
У него румяный бок…
Вы, узнали? (КОЛОБОК).
Воспитатель: Правильно, это Колобок. (слайд №2). А вот он, пришел к нам на занятие (Воспитатель берет в руки колобка). Испекла бабка колобок и на окошке оставила студить. Веселый, доверчивый колобок! Помните, сколько зверей и опасностей было на его пути? Но сегодня мы постараемся вместе с колобком помочь избежать неожиданных неприятностей всем героям сказки. Для этого надо быть внимательными и быстро находить правильные решения.
2 часть.
- Обратите внимание на доску. Сколько больших кораблей? Сколько маленьких? Всего 15. Дети как получилось это число? 10 +5= 15. А как еще можно получить число 15? Состав числа 15.
Воспитатель: Надоело нашему колобку лежать пора в путь дорогу. Катится колобок, катится, а навстречу ему заяц. (Игрушка)
Колобок : Здравствуй, заяц. А почему ты грустный?
Заяц: Здравствуйте. Мой братишка попал в капкан, помогите ему освободиться.
Воспитатель: А что мы должны сделать?
Заяц: Вот записка, в ней написано, как можно открывать капкан, только читать я не умею.
Воспитатель (берет записку) : Не волнуйся зайчик, мы поможем тебе. Дети, нам нужно выполнить непростое задание, для этого вам нужно точно выполнять мои указания, вы готовы? Рассаживаемся за столы, давайте разомнем пальцы:
Стоит в поле теремок
На двери висит замок
Открывает его волк
Дерг-дерг, дерг-дерг
Пришел Петя-петушок
И ключом открыл замок
На столах у детей мячики Су-Джок, пальчиковая гимнастика.
Воспитатель: Откройте тетради, возьмите карандаш. Давайте вспомним наше правило, которое мы выполняем перед работой в тетради.
Дети:
Я тетрадочку открою
И как надо положу
Я от вас друзья не скрою
Карандаш вот так держу.
Сяду ровно, не согнусь,
За работу я берусь.
Графический диктант «Ключ»
Воспитатель: От точки 3 клетки вправо, 3 кл. вниз, 1 кл. влево, 3 кл. вниз, 1 кл. вправо, 1 кл. вниз, 1 кл. вправо, 1 кл. вниз, 2 кл. влево, 1 кл. вниз, 1 кл. влево, 6 кл. вверх, 1 кл. влево, 3 кл. вверх.
Воспитатель: Что получилось? (Ключ). Вы догадались для чего он нам нужен (Чтобы открыть капкан в который попал наш зайка)
Заяц: Спасибо вам, друзья, вы верно выполнили задание и освободили меня. Теперь я буду внимательным и вы ребята будьте очень внимательными, когда пойдете в лес на прогулку, далеко от взрослых не отходите. Молодцы. Спасибо, до свидания.
Гимнастика для глаз.
3 часть.
Воспитатель: А колобок покатился дальше. Навстречу ему волк.
Колобок : От чего грустишь, зубастый?
Волк: Как же мне не грустить.
Хоть ты смейся,
Хоть ты плачь,
Не могу решить задач!
Помогите мне ребята
Все расставить по местам.
Научусь решать задачи-
Буду благодарен вам!
Воспитатель: Дети, давайте научим волка составлять и решать задачи. Но сначала он хотел узнать, из чего состоит задача?
-Задача состоит из условия, решения,вопроса и ответа.
Составление и решение арифметической задачи на наглядной основе (слайд №4)
Воспитатель:
- Посмотрите, сколько флажков на верхней веревочке и на нижней. Всего их 14. (дети составляют по рисунку решение 10 +4= 14)
-Семь котят (9, 12, 8) играли с клубочком. К ним прибежали еще 5котят. Сколько всего стало? (7 + 5 = 12). Можно составить задачку на вычитание Убежало столько- то котят. Сколько осталось?
Воспитатель:
- О ком задача? Что говорится о котятах? (Они делали).
- Сколько их было сначала? (7).
- Сколько прибежало потом? (5).
- Котят меньше или больше стало? (Больше).
- Если больше, то что нужно сделать сложить или вычесть? (Сложить)
Волк: Спасибо колобок тебе и твоим друзьям за то, что научили меня решать задачи. До свидания
Воспитатель: Дети, вам нравится путешествовать с колобком? Сейчас покажем ему что мы умеем не только решать задачи, но и весело отдыхать.
Физкультминутка: «Буратино».
4 часть.
Воспитатель: Покатился колобок дальше.
Навстречу ему медведь
Да как начал реветь!
Погодите, медведь, не ревите, .
Объясните, чего вы хотите?
Медведь: Медвежата попросили меня купить в лесном магазине мед. А он стоит 15руб. Помогите мне, ребята правильно подобрать монетки и купить мед для медвежат.
Воспитатель: Ребята, поможем медведю? На столе касса с монетами дети подбирают разные варианты состава 15: 10 +5; 5+5+5; 2+2+1+10; по1 10раз…
Медведь: Большое спасибо, я наконец-то понял, как нужно считать монетами. Медвежата останутся довольными. До свидания.
5 часть.
Воспитатель: Покатился колобок дальше, а навстречу ему лиса.
Лиса: Здравствуй колобок, здравствуйте ребята. Как хорошо, что вы пришли. Помогите мне, пожалуйста. Я пообещала подругам подарить свою фотографию, а у меня только одна осталась. (слайд №6). Мои маленькие лисята играли и нечаянно порезали фотографии на кусочки. Я совсем забыла и оставила ножницы на столе, но вы ребята никогда не берите опасные предметы, без разрешения взрослых. Помогите мне собрать мою фотографию.
Дидактическая игра «Танграм»
(Рассматриваем образец. Воспитатель задает вопросы.)
Воспитатель: Из каких геометрических фигур состоит изображение лисы? (5 треугольников, 1 квадрат, 1 параллелограмм). Посмотрите внимательно и запомните, я лист переворачиваю, а вы выполняйте. (Дети выполняют задание) Теперь проверяйте. (Лиса благодарит за помощь, прощается и уходит).
Итог занятия
Воспитатель: Ребята, вам понравилось путешествовать по сказке вместе с колобком? Давайте вспомним, с кем мы встречались? Что делали? Что вас заинтересовало? Какое задание было самым трудным?
Воспитатель: Молодцы! Вы были внимательны, сообразительны, а главное добрые и отзывчивые, никого не оставили в беде, всем помогли. Колобку пора возвращаться к дедушке и бабушке.
Колобок :
Ну что же, милые друзья,
Я рад, что вы не подвели меня.
Каждый - просто молодец!
Путешествию - конец.
С математикой дружите,
Знания свои копите.
Пусть помогут вам старанье,
Память, логика,внимание!